Немного о Поле Гогене

Мне кажется, что впервые недоверие к этому художнику у меня возникло задолго до того, как я прочла книгу о нём. Возможно уже тогда, когда я попала на совместную выставку Винсента Ван Гога и Поля Гогена в Чикагском Арт Институте. Она была первой из увиденных мною многочисленных экспозиций этих художников и единственная, на которой они были представлены вдвоём.

Выставка была посвящена недолгому и драматическому периду в их жизни, когда Ван Гог пригласил Гогена в снятый им жёлтый домик в Арле на юге Франции, чтобы работать вместе в почти идиалистических условиях живописного городка. Какое-то время так и было – оба художника, поставив рядом мольберты, писали одни и те же сюжеты. Эти парные картины были выставлены рядом, наглядно демонстрируя разницу в их стилях и в подаче увиденного. Но, как широко известно, вскоре произошла трагическая сора, Гоген решил уехать и Ван Гог совершил свой отчаянный и сумасшедший поступок - отрезал ухо.
Конечно я не пыталась судить и искать виноватого в этой ужасной истории. Но почему-то мои симпатии были на стороне несчастного Ван Гога. Возможно оттого, что он так радушно готовился к встрече, создавая уют в маленьком домике, обставляя и увешивая своими работами спальню, позже увековеченную в трёх почти индентичных картинах. И все его надежды на создание содружества были жестоко разрушены.

О Ван Гоге мне было достаточно много известно хотя бы благодаря книге Ирвинга Стоуна “Жажда жизни“. А вот разрозненные факты из жизни  Поля Гогена я знала только  благодаря той же выставке и его картинам таитского периода, в достаточном количестве представленным в постоянной коллекции Арт Института.

Книга Марио Варгаса Ллоса "Путь в рай" ( “The Way to Paradise“ by Mario Vargas Llosa ) оказалась у меня в руках намного позже. В ней параллельно рассказывается о двух ярких, неординарных, связанных узами крови, но диаметрально противоположных по жизненным установкам личностях – о Поле Гогене и его бабушке Флоре Тристан.

Бабушка достойна того, чтобы о ней рассказать отдельно. Она была внебрачной дочерью человека из аристократической, очень богатой и влиятельной перуанской семьи и француженки, о происхождении которой ничего не известно. Родилась в Париже. Отец умер неожиданно, не успев обеспечить малолетнюю дочь и её мать и тем пришлось влачить почти нищенское существование. Повзрослев, Флора рано вышла замуж, но брак оказался крайне неудачным. В какой-то момент муж даже покушался на её жизнь и был за это осуждён на тюремное заключение. 

В поисках помощи Флора Тристан отправилась на родину отца в Перу. Отцовского наследства ей так и не удалось добиться, но зато она написала принесшие успех путевые записки о своём путешествии.
Вернувшись во Францию, она стала активным борцом за права женщин. В своей агитационной работе она переезжала из города в город, подвергаясь преследованиям властей, подорвала здоровье и умерла в возрасте 41 года.

Её единственная дочь Алис вышла замуж за либерального журналиста Клива Гогена. Во время политической нестабильности в стране им пришлось покинуть Францию и уехать в Перу. Здесь, в семье дяди, в привилегированных условиях, среди яркой тропической природы прошло детство их сына, Поля Гогена. Любовь к тропикам осталась в нём навсегда. В тропиках его жизнь и окончилась.

О жизни Поля Гогена известно достаточно и я не буду пересказывать. Скажу только, что примерно в то время, когда я читала книгу о нём, в Чикаго открылась его большая индивидуальная выставка и мы с подругой конечно не могли её пропустить. Я уже говорила, что в Арт Институте есть своя коллекция работ Гогена, но на этот раз разнообразие картин отражало весь его творческий путь и для меня благодаря им оживали страницы прочитанной книги. Здесь были ранние картины ещё не ставшего профессиональным, работавшего преуспевающим банкиром, художника. Были работы его бритонского периода, где он изображал местных селянок в их национальных косюмах с высокими чепчиками. Были картины недолгого совместного творчества с Ван Гогом. И конечно, картины, отражающие его скитания по тропическим островам Полинезии, в том числе и Таити. Видно было, как менялась жизнь Гогена, а вместе с ней краски и даже стиль его работ.

Но меня интересовал не только художник Поль Гоген. Мне хотелось понять человека за этими картинами. Что-то не давало мне покоя. Прочитанная мною книга рассказывала о двух людях. Им не пришлось встретиться – Флоры Тристан не стало за четыре года до рождения внука. Он идеализировал её, всю жизнь хранил изданные ею работы. Но соответствовал ли он её идеалам?

Автор книги "Путь в рай" не даёт оценок и мнений, он почти беспристрастный рассказчик. Выводы я делала сама. Они мои личные, никем не навязанные. И они не в пользу Поля Гогена.

Думаю, что я умею понять мятущуюся в поисках, неустроенную и неприкаянную душу художника. Чего я не могу понять – это отсутствие ответственности перед близкими людьми. У Гогена была жена и пятеро детей, которых он оставил без содержания и потерял с ними связь, путешествуя по экзотическим островам в поисках то ли себя, то ли сюжетов, то ли того и другого. Там он брал в наложницы девочек-подростков, служивших ему и моделями, и возлюбленными. В Чикагском музее есть портрет одной из них,  в полосатом платье, почти ребёнка с чуть раскосыми глазами и пухлым ртом.  Никто не сможет доказать мне, что таковыми были нравы времени и места. Действия были за самим художником...

Его бабушка, Флора Тристан,будучи жертвой домашнего насилия,  можно сказать пожертвовала жизнью, стараясь добиться более справедливых прав для женщин. А внук, якобы её боготворивший, проявлял по отношению к ним несправедливость и деспотизм.

Таково моё мнение и пока оно не изменилось. Правда на очереди, ожидая своего времени на библиотечной полке, известная книга Сомерсета Моэма "Луна и грош". Если мне и приходилось её читать, то в ранней юности. В любом случае, я собираюсь взглянуть на неё по новому. Недавно мне сказали, что повесть основана на жизни Поля Гогена. Возможно она поможет  понять что-то, что пока ускользает от меня...


Картина Поля Гогена, находится в постоянной коллекции Чикагского Арт Института (фото из интернета).


Рецензии
Лора!

Спасибо за интересную и познавательную статью.

С наилучшими пожеланиями,

Саша Щедрый   01.11.2023 21:47     Заявить о нарушении
Очень рада Вашему визиту, Саша!
Спасибо за отклик. Мне доставляет удовольствие выискивать информацию и делиться ею.
С уважением,

Лора Зелдович   01.11.2023 23:55   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.