Возможно ли укрощение Золотого тельца? Опыт
Образ Золотого тельца, ставший нарицательным, символом культа материальных благ и стяжательства, первоначально связан с историей Еврейского народа периода дарования пророку Моисею божественных скрижалей. Мы не будем здесь касаться исторического аспекта. Образ в нашем случае важен как символ общечеловеческой склонности к материальным благам, поклонению богатству и культу денег.
Начнём с того, что само по себе богатство обладает, как минимум, двумя важнейшими функциями. Это обеспечение владельцу (как отдельному человеку, так и народу) всех необходимых материальных благ, а также времени для занятий в непроизводительной сфере – культуре, науке, путешествиях и т.д. Притягательность Золотого тельца сопряжена ещё и с тем, что богатства, деньги это ещё и власть, почитание, престиж и прочие атрибуты обеспеченной и безопасной (?) жизни.
Верно и то, что у этой медали есть и обратная сторона. Это всё, что связано с провоцированием в человеке худших качеств – зависти, злобы, склонности к криминалу или открытой агрессии, войнам в борьбе за материальные блага, рынки сбыта и так далее.
При этом следует учитывать, что живучесть Золотого тельца сопряжена не только и даже не столько с человеческими слабостями и пороками, а с тем, что с определённого этапа исторического развития роль денег, в том числе и в виде золота, становится объективной данностью. Именно деньги обеспечивают успешное функционирование экономик обществ в лице государств, удовлетворение всего перечня материальных и иных потребностей человека.
На уровне культурном и психологическом сознание того, что деньги несут угрозу ряду ключевых человеческих качеств, таких как великодушие, бескорыстие, благородство, щедрость и т.д., наиболее ярко проявилось с момента возрастания роли товарно-денежных отношений, как между народами, так и отдельными людьми.
Как известно из истории и литературы было время, когда для феодала, а тем более благородного рыцаря, сам факт умения вести счет и, уж тем более, рачительно распоряжаться деньгами воспринимались как занятия низкие и недостойные, унижающее их человеческое достоинство. Со временем всё менялось, но только со временем, да и то не везде.
Одним из таких уголков оставалась вплоть до второй половины 19 века Черкессия. Конечно же, с научной точки зрения, причиной отсутствия своей денежной системы было следствием неразвитых товарно-денежных отношений. Что в свою очередь определялось экономической отсталостью – отсутствием своей промышленности и товарного сельского хозяйства. Всё это так. Но был ещё один фактор.
Связан он с той системой морально-этических ценностей, которые доминировали в черкесском сообществе, регулировали его структуру и характер жизнедеятельности. В этой системе места Золотому тельцу вообще не предусматривалось ни только для отдельного сословия, а всего народа.
Это неписаный кодекс жизни "Хабзэ" (и практически неотличимый от него кодекс Апсуара у народа Абаза) - от его общенациональной формы в виде Адыгэ хабзэ, до рыцарского кодекса военного сословия в лице князей и дворян – Уорк хабзэ. Что было характерно для этого кодекса и составляло его базовую основу? Вот его ключевые положения, которые выделяются современными учеными:
1. Верность, под которой понималась преданность своему сюзерену, сословной группе и родственникам.
2. Вежливость - уважение к сюзерену и вышестоящим лицам, к старшим по возрасту, к женщине, к любому человеку, включая незнакомых; запрет на ругань, рукоприкладство; осуждение болтливости, хвастовства, открытого проявления чувствительности.
3. Мужество, под которым понималась храбрость, твердость и хладнокровие в критической ситуации; терпеливость и выносливость.
4. Альтруизм по отношению к товарищам и нуждающимся.
5. Простота в быту.
6. Правдивость.
7. Человечность - гуманное отношение к слабым.
8. Ораторское искусство
(по Мирзоев А. С. Уэркъ хабзэ - кодекс чести черкесского дворянства // Эльбрус. 1999)
Образцы поведения, практиковавшиеся сословной и родовой элитой, были ориентиром для всех слоев черкесского общества, в том числе для представителей тех народов, которые жили среди Черкесов.
Многовековая укоренённость в черкесском народе Хабзэ, ценность и почитание заложенных в нём этических норм и правил была столь высока, что всякое их нарушение грозило нарушителю потерей лица, то есть чести, исключением из общества, потерей права именоваться Адыгом.
Это было для наших предков хуже смерти. Именно это и было продемонстрировано в период колонизации земель Западного Кавказа в ходе Кавказской войны, когда сотни тысяч Черкесов - Адыгов и Абаза - предпочли либо смерть, либо исход в Османскую империю.
Но ни там, на чужбине, ни у оставшихся на земле предков Черкесов шансов избежать правил нового экономического уклада с его, по сути, культом Золотого тельца не было. Ломка традиционного уклада жизни и традиционных черкесских морально-этических ценностей обернулась физической и нравственной трагедией, которая во многом длится и сегодня.
Есть ли выход? Для его поиска зададимся рядом вопросов. Чем может быть сегодня полезен опыт Черкесов? В чем заключался уникальный опыт и пример сочетания воинского и торгового образа жизни Армян Черкессии – Черкесогаев? В чем был и остается непреходящий ценный опыт и пример Русских-староверов?
В конечном итоге вопрос стоит так - возможно ли не поклоняться, а управлять Золотым тельцом, то есть заставить его "пахать", сохраняя и развивая в человеке лучшие человеческие качества?
(продолжение следует)
Свидетельство о публикации №221060800196