Блок. Девушка пела в церковном хоре... Прочтение
* * *
Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.
Так пел ее голос, летящий в купол,
И луч сиял на белом плече,
И каждый из мрака смотрел и слушал,
Как белое платье пело в луче.
И всем казалось, что радость будет,
Что в тихой заводи все корабли,
Что на чужбине усталые люди
Светлую жизнь себе обрели.
И голос был сладок, и луч был тонок,
И только высоко, у Царских Врат,
Причастный Тайнам, – плакал ребенок
О том, что никто не придет назад.
Август 1905
Один из безусловных шедевров Блока. И одно из его любимых.
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«…он неоднократно выступал с его чтением перед публикой. С.М. Алянский свидетельствует, что Блок, который "особенно любил читать" это стихотворение, заключил его исполнением свой литературный вечер 9 мая 1920 г. в Политехническом музее в Москве: "Думаю, что публика хорошо знала это стихотворение, и, может быть, именно поэтому оно сопровождалось таким триумфом, какого в этот вечер еще не было. Я слышал это стихотворение из уст поэта много раз, и сейчас я слушал его с таким же волнением, как раньше, как слушаешь любимую музыку или как разбуженное в памяти и в сердце глубокое переживание" (Воспоминания, 2. С. 300). По воспоминаниям Алянского, чтением этого же стихотворения Блок завершил и свой авторский литературный вечер, устроенный Домом искусств 25 аnреля 1921 г. в Большом драматическом театре (Там же. С. 309).»
Это были последние выступления Блока с чтением своих стихов.
Впрочем, может быть, что напоследок его он читал не потому, оно особо ему нравилось, а из-за его последней строчки. Потому что уже ясно видел, что вот из этих, что пришли на его вечер, никто не придет назад… Из этого поколения выживут, умрут от старости в своей постели – единицы.
Стихотворение написано четырехиктным (четырехударным) дольником, то есть в каждой строке четыре ударных слога и произвольное количество безударных.
Может показаться, что 11-ая строка («Что на чужбине усталые люди») выбивается из этой схемы, но в ней имеется скрытый ударный такт в первом слове(«Что»).
И при этом мелодичность стихотворения настолько очевидна, что буквально слышишь нечто вроде церковных песнопений.
Стихотворение самодостаточно, недаром оно публикуется во всех «Избранное» Блока. Но в данной книге – «Разные стихотворения» оно входит в череду «морских» стихотворений, которые составляют свой сюжет, оно его практически завершает. Потом будет только… почти спустя десятилетие…
Ты помнишь? В нашей бухте сонной
Спала зеленая вода,
Когда кильватерной колонной
Вошли военные суда.
Четыре – серых…
1911 - 6 февраля 1914
AberWrach, Finistere
В другой стране серые корабли из другого времени, корабли из другого мира… А здесь и у нас… Повторю почти раскладку сюжета, данную в предыдущем стихотворении:
Очередное “морское” стихотворение. Напомню, у А. Белого, с чьим творчеством тогда у Блока была связь почти на уровне симбиоза, море – это “аргонавтика” – поход за золотым руном, за новой жизнью, новой не для себя, а для всего мира! – а у Блока…
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«…25 июля 1904 г. Блок писал Андрею Белому, излагая в символико-поэтической форме свои переживания, тревоги и надежды:
"Я ничего не могу сказать о настоящем. Ничего не было чернее его. Ничего не вижу, перед глазами протянута цепь, вся в узлах. Мне необходимо, чтобы это была снасть корабля, отходящего завтра. Когда он уплывет – яснее откроется далекое море.
Когда-то (здесь все мои надежды) я шел по городу, и такой же цепью был застлан горизонт. Но корабль отплыл в тот самый час, когда открылся глаз неба, и в нем явственно пошли звезды. И тогда я также не ждал. [выделения Блока]
Корабль стал строен, как вечернее облако (тогда). И тогда же повсюду появилась "Она" – отходящая, как корабль и как вечернее облако. И появлялась еще. Невероятность откровений искупляла меня”».
Для Блока «море», «Она» и «корабль» – почти синонимы.
В предыдущих стихотворениях сюжета «Она» – уже почти вставала на рейде («Её прибытие»), и выяснялось, что «Она не ездит на пароходе»(«Поэт»), и «Она» – она?! – надвигалась ночным неизбежным кошмаром – «Дочка, то сирена поет./Берегись, пойдем-ка домой!» («У моря»), и именно в море уплывал от поэта сподвижник – «И на розовой гаснет корме/Уплывающий кормщик весенний» («Старость мертвая бродит вокруг»), далее («Оставь меня в моей дали' ) и он сам – на море, у руля обращается к соратнику: оставь меня! Поэт настаивал, что он всё тот же:
«…я всё тот же – у руля,
И я пою, всё так же стройно,
Мечту родного корабля.»
Но в конце стихотворения во второй раз повторял: «Оставь же…». Его плавание больше не поиск Золотого руна. Просто:
«…темный берег так пустынен,
А в море ходят корабли.»
И вот в заглавном стихотворении практически показан финал всем этим плаваниям:
…И только высоко, у царских врат,
Причастный тайнам, – плакал ребенок
О том, что никто не придет назад.
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
« “… у Царских Врат, / Причастный Тайнам, – плакал ребенок...” – Царские Врата – главный вход в алтарь в православной церкви. Определение "причастный тайнам" имеет литургический смысл: обряд причащения святым тайнам – телу и крови Христовой (евхаристия). О том, что "ребенок" – младенец Христос, писал А.А. Измайлов: «Может быть, "причастный тайнам", знающий все тайны грядущего, Христос, изображенный в виде ребенка на руках Богоматери, у царских врат» (Измайлов А.А. Помрачение божков и новые кумиры. С. 229).»
Свидетельство о публикации №221060800738