58. Несколько слов про гитару

   Учиться играть на гитаре я начал довольно поздно. Это был 1979 год, когда мы были уже в 9 классе, и мне было 16 лет. Учились мы сами, не зная нот и вообще, постигая музыкальную грамоту по принципу – кто, где и что ухватит. Если кто-то из нас что-то где-то все-таки ухватывал, он показывал это остальным, и те впитывали в себя эту новую информацию, как губка воду.

   К сожалению, у нас не было музыкальной школы, поэтому все чему мы учились – со слов старших ребят, которые уже умели играть, с их блокнотов и тетрадей. Мы от руки переписывали в свои блокнотики песни с аккордами, перерисовывали в тетрадки аппликатуры этих самых аккордов, особо не задумываясь о различии между доминантсептаккордами и аккордами с большой секстой, уменьшенными аккордами и аккордами с чистой квартой вместо терции.
   Эх, нам бы тогда хоть курс общего фортепиано пройти, но где там! Музыкальной теории мы не знали совсем. Это был для нас такой дремучий лес, из которого в одиночку каждому из нас было не выбраться. Поэтому мы поступали гораздо проще – играли несложные песни, тренируя пальцевую технику, гитарный бой и переборы.

   Своей гитары у меня тогда еще не было. Но вот весной 1979 года, в мае месяце, я несколько дней был на обследовании в физкультурном диспансере в Сыктывкаре, перед летними сборами лыжников ДСО «Урожай». И вот в один из этих дней я зашел в сыктывкарский ЦУМ, в отдел музыкальных инструментов и обалдел (уж простите меня за это слово, но как было, так оно и было). Там продавались гитары, о которых я до этого и не мечтал.

   У всех наших знакомых были гитары одного или почти одного типа – дешевые шестиструнки или переделанные из семиструнок шестиструнки по цене примерно 10 рублей за штуку, а тут было два вида красивых гитар – по 40 рублей и по 27,50. Вид их тоже значительно отличался от тех инструментов, на которых играли в каждом дворе. Как правило, те гитары были желтого цвета или как это принято говорить в деревообработке – «цвета свежеструганной древесины».
   Эти же гитары ленинградской фабрики имени Луначарского (со знаком качества, кстати) были черного цвета, и лишь передняя часть барабана переходила из темно-коричневого ободка по краям в темно-желтый. Размерами оба типа гитар были одинаковыми, но гриф на более дешевой гитаре был тоньше (не уже, а именно тоньше в обхвате) и механизм натяжения струн был более простой, похожий на тот, который ставили на дешевые гитары – с прорезями на головке грифа.

   И тут я стал ходить вокруг этих гитар, как кот вокруг сметаны. Деньги у меня, конечно, были, причем частично свои. Дело в том, что я получал в детско-юношеской спортивной школе талоны на питание – по рублю в день. Отоваривали их в нашей школьной столовой. На эти талоны я питался, иногда покупал выпечку, но, в общем-то, проесть рубль в школьной столовой было довольно проблематично, а отовариться больше было нечем, поэтому иногда удавалось договориться, и мне давали сдачу деньгами. Я их потихонечку копил, и к той весне у меня было рублей тридцать пять. Вот поэтому я и задумался – какую гитару купить: по 27.50 мне вполне хватало своих денег, а по 40,00 надо было добавлять из тех, что дала мама на мелкие расходы. Я же не знал к тому же, как она отнесется к моей покупке.

   Не буду врать, не помню точно, сколько я там провел времени, наверное, около часа и выбрал-таки гитару, которая была дороже. С тех пор прошло уже больше сорока лет, но я никогда не пожалел, что сделал этот выбор.

   Эта самая гитара верно служит мне и по сей день. На ней первоначально учился играть мой сын Максим, на ней я преподаю гитару тем, кто только мечтает научиться играть. Сам я сейчас играю на гитаре не так часто. Во всяком случае, не так часто, как в молодости. Тогда я играл дома каждодневно! А кроме того, когда раз в неделю, а то и два-три (когда были праздники) мы целыми вечерами играли на танцах в Доме культуры, на концертах и, конечно же, для того чтобы выступать, почти каждый день ходили на репетиции.

   Сейчас поводом поиграть на гитаре служит какой-нибудь праздник, или просьба друзей исполнить что-нибудь на концерте, приезд сына, либо какой-нибудь другой повод. Иногда мы садимся с моей женой Ларисой: я за гитару, она – за фортепиано и играем красивые мелодии. А иногда я просто достаю гитару, бережно протираю ее и играю давно забытые всеми песни. Просто так, ни для кого, для себя. Для души.

   В 2008 году, когда я работал вахтовым методом на Крайнем Севере (тогда это было строительство Бованенковского газового месторождения), я написал несколько стихотворений про музыкантов. Все они вошли в сборник стихов «Ах, Ямал, ты Ямал». Среди них есть и стихотворение про гитариста. Оно так и называется – «Гитарист». В стихотворных сборниках, опубликованных в моей книге избранных произведений «Камень сокровенный» оно, конечно же, есть, но я все-таки повторю его на этих страницах, так как не все имеют возможность прочесть эту книгу, ставшую уже раритетом - http://proza.ru/2012/01/14/483

   Вот, пожалуй, и все о гитаре.

   Фото: Поздравительное выступление на свадьбе сына и та самая гитара. Киров, 2017 г. Фото из семейного архива Косолаповых.

Продолжение - http://proza.ru/2021/06/16/471


Рецензии
Мы все учились понемногу...
Бережливый хозяин)

Леся Великанова   19.06.2021 23:14     Заявить о нарушении
Учились, как могли. Все верно.

С благодарностью,

Косолапов Сергей   20.06.2021 21:45   Заявить о нарушении