Каменоломня...

(рассказ)


Каждый раз, возвращаясь домой, он давал себе слово, что ноги его больше не будет в этой проклятой каменоломне, и он найдет себе другую работу. Но наступал срок оплаты долгов, и всё возвращалось на круги своя - он опять грузил камни в ненавистной каменоломне, обсыпанный с ног до головы белой как мука пылью, проникающей до самых лёгких.
Долг продолжал расти с каждым днём. Ведь, как говорится в пословице «В долгу, что в море: ни дна, ни берегов».
На самом деле он был не так уж и велик – некоторые за одну ночь вдвое больше прокутить могут. Но для него это был большой долг, расплатиться с которым было всё равно, как из ада вырваться. Он знал - ему ещё немало придётся попотеть в каменоломне, чтобы вернуть его. В душе он каждый день молил Аллаха послать ему крупную сумму денег, чтобы он мог разом вернуть всё, что задолжал. А иногда, устав от такой жизни, просил быстрой смерти для себя. Ведь она избавила бы его от этих мучений. Но, вспомнив о молодой жене и малолетних детях, ругал себя за такие мысли. Ведь он был единственным кормильцем в семье. А она хоть и была небольшой – жена да двое малолетних дочек, но прокормить их – дело нелегкое, аппетитом господь не обделил. Да и кроме еды, всех ведь обуть-одеть нужно, а ещё – дни рождения, свадьбы или похороны близких. От этого ведь никуда не денешься. Куда ни глянь – одни расходы. От таких мыслей голова шла кругом, а по ночам бессонница одолевала.
В округе была частная работёнка, где можно было неплохо подзаработать, но не по нём это было – ведь «иные хозяева тебя за человека на считают», - думал он. В каменоломне же работа была всегда, и здесь можно было встретить людей самых разных профессий – от чернорабочих до учителей. В каменоломне всех кормил камень.
… В этот раз ему повезло. Погода выдалась дождливой, слякотной– поэтому грузчиков пришло мало. Если так и дальше пойдёт, он сможет погрузить две-три машины. Эта радостная перспектива и возможность заработать разом немалую сумму придавала ему сил. «Если жена не купит ничего лишнего в продуктовом магазине, ему удастся отдать половину долга уже завтра», - прикинул он.
До конца дня оставалось совсем немного. Он уже выручил деньги за погрузку двух грузовиков и грузил последний ряд в третьей машине. От усталости подгибались ноги, немели руки. Но он должен был продержаться – шутка ли - сегодня он заработает целых 100 манатов! Такого навара у него ещё никогда не было.
Закинув последний кубик в кузов грузовика, он с облегчением вздохнул и тыльной стороной ладони оттёр пот с пыльной шеи. Воздух был холодный, от мороза потная рубашка ледяной коркой прилипла к телу. Запах пыли вперемешку с влажным воздухом, проникая в легкие, вызывал тошноту. Но он всё равно чувствовал себя счастливым – ведь сегодняшние старания с лихвой оправдали себя.
Глубоко вздохнув, он вынул из кармана сигарету, чиркнул спичкой и жадно затянулся, но тут же закашлялся из-за простуженных на морозе легких. С сожалением бросил сигарету на землю и смял носком ботинка. В это же это время к нему подошел водитель грузовика.
- Саид, - обратился он к нему, - время позднее, на дороге никого не найти, а я уже договорился… Закинь в кузов ещё сто кубиков, я доплачу тебе 5 манатов. Человек ты небогатый, лишние деньки карман не оттянут.
Саид обречённым взглядом посмотрел на шофёра, словно хотел сказать ему: «Клянусь Аллахом, устал я, сил моих больше нет, с ног валюсь». Но тут же вспомнил о долге, который нужно было «кровь из носа» отдать и молча кивнул головой. Натянул вновь рабочие перчатки на руки, ухватился за увесистый кубик и, натужно пыхтя, забросил его в кузов. Затем, пересиливая себя, погрузил ещё несколько камней. От усталости ему казалось, что кубики стали тяжелее. К тому же расстояние между камнями и землей увеличивалось по мере того как, вырастал новый ряд, и грузить камни становилось всё труднее. Он подложил под ноги пару кубиков, чтобы легче было доставать. От того, что всё равно приходилось тянуться на носочках, вены на ногах растягивались как резиновые жгуты, причиняя невыносимую боль. Он чувствовал, что силы покидают его, и ему становится всё хуже. Это понял и шофёр, который, тронув его за плечо, сказал: «Совсем мало осталось, ещё пару кубиков - и всё».
Саид поднял последний камень, как вдруг в глазах потемнело. Руки задрожали. Собрав остатки сил, он попытался закинуть кубик в кузов, но в этот миг камни, на которых он стоял, зашатались. Саид покачнулся и тяжеленный кубик, выскользнув их ослабших рук, рухнул ему прямо на голову. Саид с хрипом упал на колени. В один миг белая пыль на одежде пропиталась алой кровью…
Кровь заливала лицо Саида, силы покидали его… Глазами он искал водителя грузовика. Тот же, не зная, что предпринять, в панике пытался платком остановить кровь, ручьем стекавшую из зияющей на голове раны. Дрожа от страха и растерянности, он молил Саида:
- Держись, брат, всё будет хорошо…Ничего страшного… Не бойся, небольшая рана. Сейчас довезу тебя до больницы…
Но кровь не останавливалась, а текла ещё сильнее. Саид уже хрипел. Собрав последние силы, он вытащил из кармана сложенный конвертиком клочок бумаги, протянул её водителю и еле слышно прохрипел:
- Здесь деньги… за погрузку двух машин… пожалуйста, положи сюда и то, что я сейчас заработал… отдашь жене, скажешь – пусть вернет долг...
             Безжизненное тело Саида скользнуло с рук шофёра на землю, и он издал последний, еле слышный стон.
… Шел сильный дождь. Машина остановилась на самом краю поселка, перед огороженным железной проволокой покосившимся домишкой. Свет нигде не горел. Всё было погружено в кромешную темноту, поэтому шофёр включил фары. Поток яркого света подобно факелу рассёк ночной мрак, осветив убогое жильё. Капли усилившегося дождя в лучах этого света напоминали серебристые стрелы, летящие с небес и вонзавшиеся в сырую землю. 
Спустя некоторое время дверь дома отворилась. В проёме, озаренная светом, показалась молодая женщина с ребенком на руках. Приложив ладонь козырьком к глазам, она вглядывалась в остановившуюся неподалеку машину. Немного погодя сзади неё высветилась фигурка маленькой девчушки, сонно протирающей глаза. Щурясь от ярких лучей, она пряталась за спиной матери.
Поток света ярко освещал безрадостные лица этой троицы. Не ведая о случившемся, они наверняка думали, что с каменоломни вернулся их кормилец…

ПЕРЕВОД ЛЕЙЛЫ КАДЫРЗАДЕ


Рецензии
История о настоящем герое. Ему бы удачи побольше. Печально.

Наталья Колодезная   02.07.2021 10:00     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.