Соджетто. Наука и искусство. Знания и вкус

Соджетто | Наука и искусство. Знания и вкус

Давайте для начала взглянем на две точные науки: математику и физику.

Теорема Пифагора, теорема Галуа, теорема Декарта, теорема Эйлера, теорема интегрального исчисления Лебега, теорема Лагранжа, теоремы Гёделя, закон Ампера, закон Кулона, закон Авогадро, закон Кюри, теорема Карно, интегральное уравнение Вольтерра, уравнение Бернулли, уравнение Больцмана, формула Торричелли, уравнение Стокса-Эйнштейна, уравнение Паули…

Предположим, что нам просто что-то из этого «не заходит». Не нравится — и всё тут. Но ведь это фундамент, каркас ключевых знаний, основы этих наук. И наше «нравится» неизбежно приведёт к ущербности их понимания.

Так почему же в искусствах, которые в античной Греции и древнем Риме были привержены строгой научной основы, сегодня многое сводится к обычной вкусовщине?

И ладно бы это касалось простого обывателя. Но ведь и специалисты идут на поводу у почтенной публики.

Да, но что может быть аналогом закона, теоремы, уравнения, формулы в искусстве? Здесь же царит полная свобода. Анархия творчества.

Это заблуждение. Серьёзное. В каждом искусстве есть давно сформировавшиеся разделы и направления. В каждом из них есть признанные экспертами лидеры. Можно посмотреть, изучить, послушать их лучшие работы. А дальше сопоставить общепринятый эталон с тем, что наблюдаем. И тогда уже выносить свой вердикт. Субъективный, но на основе тщательно ранжированного материала. Публично доступного. Желательно в онлайне.

Разумеется, в новых направлениях такого кодекса и пантеона ещё нет. Потому половить рыбку в мутной воде попроще. Что нередко и происходит.

Но там, где всё давно созрело и определилось?

Возьмите, скажем, наше отечественное кино. Не так уж сложно выстроить свой пантеон. Есть список народных артистов СССР, народных и заслуженных артистов страны, есть признанные фильмы-шедевры, есть лучшие режиссёры и актёры прошлого. Постройте пантеон и просто сопоставляйте. Что признано лучшим и что лицезреем сегодня. Это же не так сложно.

В 2017 г. в Петербурге открыли крупнейший в мире планетарий. Диаметр купола — 37 м. В Московском планетарии — 25 м. В 2011 г. крупнейшим планетарием мира был признан японский Nagoya City Science Museum: диаметр купола — 35 м. У китайского China Science and Technology Museum (Пекин) — 30 м. У немецкого планетария Карла Цейса (Carl-Zeiss-Planetarium, Штутгарт) — 20 м.

Да, диаметр купола планетария в Петербурге лишь немногим меньше, нежели у купола легендарного собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции (44 м), римского Пантеона (43 м) и Собора Святого Петра в Ватикане (42 м). Но, согласитесь, впечатляет.

Народ наш просвещают. Современными технологиями.

А вот в искусстве со своими «планетариями» дело обстоит не очень. Подобных эталонов нет. «Карты звёздного неба» не создаются. Уж будьте любезны, сами граждане-товарищи как-то ориентируйтесь в миллионах светящихся точек.

Впрочем, я не прав. Карты такие внедряются в сознание. Опосредованно. Через тот же ЕГЭ.

Вы спросите: а кто за неё, за эту карту в принципе должен отвечать? Разумеется, государство. Ну не частная же лавочка. Но похоже ему всё недосуг… Оно ведь у нас давненько уже отделено от науки, образования и культуры. Так получается...


• Соджетто о соджетто: http://proza.ru/2020/09/27/1704
• Созвучия и микробиом мозга: http://proza.ru/2021/05/25/97
• Эмоция и мысль. Жизнь just for fun: http://proza.ru/2021/03/28/970
• Классика и суета. Мы возомнили себя богами: http://proza.ru/2021/04/16/1066
• Медийные сословия. Рим неизбежно падёт: http://proza.ru/2021/04/15/1462


Рецензии