Любовь как самоорганизующаяся система. Часть II

Взято отсюда: https://systemity.wordpress.com/2021/06/13/313/


Многие философы и психологи от древнегреческих Эмпедокла и Платона, до Фрейда и ряда наших современников рассматривали философские и психо-эмоциональные аспекты понятия "любовь". Например, американский психолог, профессор Йельского университета Роберт Стернберг предложил трёхкомпонентную теорию любви в качестве трёх составляющих любовь компонентов: близости, страсти и обязательств. Согласно этой теории близость включает в себя чувства сопричастности, единства, связанности, страсть основана на романтическом влечении и сексуальной привлекательности, под обязательством, Стернберг подразумевает в краткосрочной перспективе решение оставаться с партнёром, а в долгосрочной перспективе  - совместные достижения или планы на будущее (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC7248243/). Подобные "теории" напоминают мне вот что. Представим себе человека, который понятия не имеет о том, что причина ветра - разность давлений. Он объясняет феномен ветра тем, что бумага, выпущенная из рук, упадёт не к ноге, а улетит на некоторое расстояние от того, кто выпустил бумагу из рук. Близость, страсть и обязательства являются вовсе не причинами любви, а проявлениями любви. Я не могу понять, как такую элементарщину можно не понять...

Специалист в области философии И. Канта Пярттюли Ринне так говорит в своём выступлении (http://kant-online.ru/?p=3839): "Кант упоминает любовь в разных контекстах. Можно выделить несколько аспектов любви, например, себялюбие, половую любовь (и любовь к красоте), любовь к Богу, любовь к ближнему и любовь друзей. Этот перечень, хоть и не полный, представляет парадигматические или основные аспекты любви в философии Канта. Анализ показывает, что в кантовских высказываниях о любви проводится различие между двумя ее типами... Так, Кант различает любовь благожелательности... и любовь симпатии... В целом, любовь благожелательности подразумевает содействие благополучию другого, это желание делать добро объекту любви, даже если неясно, как именно это сделать. Любовь симпатии означает радость и восторг от самого факта существования другого. Это восторг от представления об объекте любви." Обращаю внимание на то, что в рассуждениях о любви опора делается на "арифметику": любовь - это и то, и другое, и третье... Сумма составляющих...

Зигмунд Фрейд пона­чалу был очень материалистически настроен и сводил любовь, по сути дела, к физиологиче­скому половому импульсу. Не видя любви, он ви­дел энергию либидо, полового желания. Фрейд описывает эмоциональную жизнь человека как своего рода совокупность неврозов, то есть нервные напряжения, связанные с конфликтом влечений. Например, он выделял истерию - ненасытимое желание (по современным представлениям - это расстройство личности, характеризующееся  самодраматизацией, преувеличенным выражением эмоций) и навязчивый невроз. По сути дела, то, что мы называем любовью, Фрейд старался описать при помощи этих двух терминов. Кроме того, он выделял полуневроз, которым характеризовал сублимацию полового влечения. Если половое вле­чение не удовлетворено, то человек начи­нает писать стихи, раздумывать о смысле бытия - то есть это как бы такой перевернутый Платон (https://arzamas.academy/materials/1662).

О смысле любви в психоанализе говорили Эрих Фромм и Герберт Маркузе, оба - члены так называемой Франкфуртской школы. Фромм рассматривает любящего, как человека, который вступает в полноценное общение с другой лич­но­стью и самоотверженно дарит себя ему. А если этого всего не получа­ется, то начинаются неврозы по Фрейду. Герберт Маркузе обращал внимание на то, что в человеке накапливается много негативного: вражда, ненависть, тревога, что в основном связано с давлением репрессивного, авторитарного общества и, если поме­нять общество, если снять это давление, то предназначение человека сводится к любви в смысле эроса. И здесь "теоретики любви" намеренно путали хрен с пальцем, выдавая следствие за причину. Это - такой примитивный приём - намеренно пытаться свести следствие, которое можно описать, пощупать, к причине, обнаружение которой осуществяется с помощью технологий, не имеющих отношения к красноречию, к описательным способностям.

Следствие очень сложной причины каждым исследователем оформляются с учётом взаимовлияния разнообразных факторов: психических особенностей (психоиммунитета - http://www.proza.ru/2019/12/08/191, http://www.proza.ru/2019/12/08/195, http://www.proza.ru/2019/12/08/197) личного жизненного опыта, идеологии, образованности, желания понравиться публике и многих других. Поэтому при описании явления очень сложной природы каждому исследователю видится или желает видиться что-то очень оригинальное, непохожее на то, что видится очень близкому по духу и образованию коллеге. И здесь нужно помнить одну очень ясную аксиому: следствие тем ближе к причине сложного явления, чем его труднее объяснить. Не описать, не раскрасить, не облагородить терминологически, а объяснить на уровне фундаментальном. Таким очень сложным для объяснения следствием, связанным многими крепкими нитями с причиной, является платоническая любовь собаки к человеку, заставляющая её жить годы на могиле умершего хозяина. Страдания юного Вертера, история Тристана и Изольды, Фархада и Ширин, Ромео и Джульетты, Лейлы и Меджнун... - это нечто, близкое к платонической любви собаки к умершему хозяину. Это - то самое звено, которое позволяет вытянуть не цепь, как принято говорить, а соприкоснуться совсем вплотную с многомерным пространством того, что принято называть любовью.


Рецензии