Объективое искусство. Церкви
Может, те люди знали больше о боге, чем мы в 21 веке? Ведь не всегда навязывалось же православие среди людей, а был внутри у людей интерес к духовным проявлениям. И эти духовные действия проявлялись в создании церквей, фресок, икон. Создавались удивительная передача чувств в иконах Семеона Ушакова, всмотритесь в его икону Казанской Богоматери, что в церкви Илии Пророка Обыденного недалеко от Храма Христа Спасителя в Москве, во фресках Феофана Грека.
Церкви сохранившиеся и восстановленные после реставрации в Великом Новгороде, как храм Спаса на Ильине улице, созданный в 1374 году при князе Димитрии Донском, а в 1378 году расписанный знаменитым византийским художником Феофаном Греком удивляет . Церковь эта создана в честь чуда от иконы Божией Матери "Знамение" при нашествии суздальцев с князем Мстиславом Андреевичем сыном Андрея Боголюбского на Новгород в феврале 1170 года.
Пяти купольный Никольский собор, построенный в 1136 году на Ярославовом Дворище.
Храм во имя Святых жен-мироносиц на Ярославовом Дворище Храм был построен в 1510 году богатым московским купцом Иваном Сырковым - основателем богатой купеческой династии, несколько поколений, которой связаны с Великим Новгородом.
Храм во имя великомученика Феодора Стратилата на Ручью находится на Торговой стороне. Он был построен в 1360-1361 годах новгородским посадником Семеном Андреевичем на берегу Феодоровского ручья. Выразитель новгородского зодчества 14 века.
В 1335 году в нескольких верстах от Великого Новгорода был основан Воскресенский Деревяницкий монастырь, в том же году был построен и каменный Воскресенский храм, который до нашего времени не сохранился. На его месте в 1700 году построили большой пятиглавый собор того же посвящения, в 1797 и 1805 годах были построены приделы во имя Михаила Архангела и Николая Чудотворца.
Храм во имя Воскресения Христова Деревяницкого Воскресенского монастыря, построенный зодчими из Поволжья, несколько отличается необычным для Новгорода решением плана здания. Как правило, своды новгородских храмов опираются на четыре столпа, а в этом случае конструкция сводов предусматривает опору на два столпа, которые располагаются в центральной части храма.
В 17 веке здесь находилась чудотворная икона Коневской Божией Матери, затем в иконостасе находился список с неё. Монастырь давно не реставрируется.
Интересный действующий храм Апостола Филиппа и Николая Чудотворца каждый год выглядит прекрасно. На одном основании церкви 1384 года были построены две церкви Апостола Филиппа и Николая Чудотворца.
В 1527 году храм перестроили заново "на старой основе", с севера вплотную к храму Апостола Филиппа был пристроен Никольский храм - таким образом, это сдвоенный храм, что встречается довольно редко. Каждый из храмов жил своей самостоятельной приходской жизнью, однако после мора 1608 года, когда оба прихода обезлюдели, они слились в единый приход, в смежной стене между храмом Филиппа апостола и Никольским храмом были пробиты двери.
В 1611-1617 годах оба храма были разорены шведами, службы в них не было, а сами здания сильно обветшали. Значительный ремонт был проведен во второй половине 17 в., тогда же возле храма была поставлена деревянная шатровая колокольня, с западной стороны построена новая деревянная паперть, которые в 18 веке были заменены каменными.
В 1899 году Никольский придел был разобран из-за ветхости. Он был восстановлен в формах 16 века уже при советской власти, в 1970-е годы. В то время храм Апостола Филиппа был действующим. Храм производит впечатление уюта и спокойствия, он ближе всех приближается к памятнику объективного искусства.
Среди этих памятников есть особенно интересные, это церковь Покрова на Нерли, за Владимиром и Боголюбским монастырём. Церковь Спаса Преображения в Нередицах, то есть не в ряду границы города Великого Новгорода и Спаса-Преображенский собор в Переславле Залесском. До сих пор они у людей вызывает восхищение гармоничной архитектурой.
Просто так люди в древности не строили столь величественные храмы и не ходили бы постоянно в них на службу. Храмы помогали людям как-то жить и выжить. Вера была сильна и на чем-то основана, просто так люди верить не будут. Новгородцы ставили храм, «как мера и красота скажут»
Церковь Спаса Преображения на Нередице строила артель Корова Яковича, упоминавшегося в 1196 году. возведена по заказу князя Ярослава Владимировича за четыре месяца 1198г. Здесь был возведён монастырь, в летописях о нем упоминается с 1322 года. Монастырь пережил в 1611 году нашествие шведов, был полностью разграблен, а в 1764 году был упразднен царским указом. Это квадратный одноглавый храм, с тремя апсидами, ничем особенным не выделяющийся, с очень просто, почти без декора, оформленными фасадами, тем не менее особенно любим в оберегаем новгородцами.
Когда смотришь на храм, возникает ощущение простора - очарование вида, открывающегося с храмом. Он притягивает внимание в окружающем пространстве. Привлечь к себе внимание и расположенность храм на Нередице сумел не только гармонией своих форм, но и благодаря своему местоположению - возвышающемуся берегу реки Малого Волховца.
"Скромная небольшая постройка, всем своим… обликом тесно связанное с тем новым течением в новгородском зодчества, которое возникла, по-видимому, ещё в середине XII веке" – пишет М.К.Каргер - советский историк архитектуры, археолог. В итоге получился небольшой домашний храм – четырёхстолпный одноглавый кубический с тремя апсидами, великолепно вписанный в окружающий пейзаж. Выполнен он в характерной для тогдашней новгородской архитектуры смешанной "византийской" кладке из известняка с прослойками из плинфы (тонкие обожжённые кирпичи) на известковом растворе с цемянкой – кирпичной крошкой. При этом Каргер отмечал кривизну линий, неровность плоскостей, скошенность углов.
Новгородские каменные храмы XII века строились с позакомарным покрытием и очень скромным фасадным декором. Это были одноглавые трёхапсидные четырёхстолпные храмы, со стенами разделенными лопатками на три прясла, которые завершались полукруглыми закомарами. В строительстве храмов использовались цемяночные растворы – это строительные известковые растворы с добавлением кирпичной крошки. В отличие от серого цвета цементных растворов цемяночные растворы имеют приятный розоватый оттенок, который делает красную кладку из керамического кирпича более нарядной и праздничной, а из силикатного истинно белой.
Новое русское художественное направление в XII веке проявилось таланом строителя в новом древнерусском стиле. Возможно, свои идеи по тому, как должен был выглядеть храм, вносил при строительстве князь Ярослав Владимирович. Это последняя церковь, построенная по княжескому заказу.
Николы Чудотворца старообрядческий храм на Тверской заставе в Москве говорят, что похож на церковь Спаса на Нередице.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы находится за Владимиром и Боголюбским монастырём.
Согласно Лаврентьевской летописи строительство при князе Андрее вели «из всех земель мастеры». Василий Татищев уточнял в «Истории Российской», что «мастеры же присланы были от императора Фридерика Первого, с которым Андрей в дружбе был…» (имеется в виду Фридрих Барбаросса). Строительные мастера Андрея переняла навыки добычи, обработки и строительства из белого камня от старых мастеров. Но великий замысел князя и талант его мастеров создали гораздо более совершенный стиль: усложнилась композиция, более стройными стали пропорции, появились сложные белокаменные рельефы фасадов..
Это небольшого размера одноглавый трёхапсидный храм четырехстолпный с позакомарным покрытием и лаконичным декоративным оформлением.
Владимирский летописец – содержит и посвящение, и дату, называя церковь «Покровской» в сообщении под 1158 годом: «Сии же князь Ондрея Боголюбовный град спом осыпа, постави ту церковь камену Рождество святеи Богородици на Клязьме реке, а другую Покров святеи Богородици на Нерли, и устрои монастырь».
Удивительны и сроки строительства храма. Обычно церковь строили за 3-4 сезона, но в летописи: «оную церковь единым летом соверши и обитель монашествующим при ней содела», то есть храм был возведен за один год.
Когда же все-таки была построена жемчужина белокаменного зодчества? Точной летописной даты нет до сих пор.
Само посвящение храма Покрову Пресвятой Богородицы, считают историки, очень необычно. Ведь праздник этот зародился именно на Руси, в Византии (откуда к нам пришло православие) его не было. Но наиболее ранние из дошедших до нас икон Покрова относятся лишь к XIV-XV векам. Да и Покровских церквей, построенных на Руси ранее этого времени, не известно!
«Могла ли церковь быть Покровской в XII веке?», - задаются вопросом историки. При князе Андрее знали «Влахернское чудо» X века – явление Богородицы во Влахернском храме Константинополя святым Андрею Юродивому и Епифанию во время битвы с сарацинами 1 октября 910 года.
Другие историки выдвигают свою гипотезу: посвящение храма могло быть связано и с иным праздником: Андрей Боголюбский установил 1 августа праздник, посвященный Спасу и Богородице после чуда, случившегося 1 августа 1164 года, когда во время похода на волжских болгар от образов Спаса и Богородицы, а также от креста стали исходить огненные лучи.
Храм задуман в близости от воды, что потребовало инженерного сооружения - рукотворного холма-основания.
Холм, на котором стоит церковь – создан людьми! Он был специально насыпан для строительства храма.
В чем секрет холма?
На низменном пойменном берегу весной вода могла подниматься при разливе на три метра. Поэтому здесь сначала был заложен фундамент из булыжника на известковом растворе глубиной 1,6 метра, до слоя материковой глины. На фундаменте в два приема возвели основание стен из тщательно тесанного, плотно пригнанного камня, высотой 3,7 метра. Снаружи и внутри эти стены засыпали глинистым супесчаным грунтом и плотно утрамбовали. Подземная часть храма составляет, таким образом, 5,3 метра. Вот так в устье Нерли вырос искусственный холм, ставший основанием для церкви Покрова и предохраняющий ее от весенних вод. Холм был покрыт панцирем из белокаменных плит с водосточными желобами и лестницами, сбегающими к пристани.
Но почему церковь расположена так далеко от Боголюбского монастыря князя – в целой версте от нее? Предполагают, что церковь стояла там, где было слияние Клязьмы и Нерли. Обе реки тогда были судоходными. Восхищение вызывал храм, смотрящим на него с этих рек.
Снаружи храм украшен прекрасной белокаменной резьбой, характерной именно для владимиро-суздальских мастеров. Богатые орнаменты и удивительный ряд рельефов девичьих ликов, опоясывают все три фасада храма. В настоящее время сохранилось девятнадцать таких рельефов, представляющих целую галерею. Исполнение этой прекрасной белокаменной резьбы требовало немалого времени и большого технического мастерства.
Краеведы предполагают, что у Андрея Боголюбского был один мастер, который руководил строительством храмов и во Владимире, и в Боголюбове. Но откуда взялась артель мастеров, как она была обустроена – неизвестно. В летописях об этом нет упоминания.
Ученые считают, что символическое значение имели и резные украшения собора: женские лица с длинными косами, голуби, львы, грифоны. Пока удалось понять лишь то, что фигура вставшего на дыбы барса или леопарда (по-древнерусски - пардуса) - древнейший знак русского народа, сохранившийся до наших дней в гербе Владимира.
Смысл остальных фигур до сих пор остается загадкой…
Дмитриевский собор, что находится в самом городе Владимире тоже восхищает, когда находишься рядом с ним и смотришь на него и это интересно, интересно ощущение. Построен по заказу князя Всеволода Большое Гнездо в честь своего покровителя Дмитрия Солунского в 1193 году (при крещении ему дано было имя Дмитрий). Возводился храм из белого камня-известняка. Строили его русские мастера. Но этот храм не вызывает разные чувства у смотрящих на него.
Спаса-Преображенский собор Переславля-Залесского, возведенный в 1152–1157 гг., является наиболее сохранным сооружением, относящемся к раннему этапу белокаменного зодчества северо-восточной Руси. Как и первые два храма этот одноглавый крестово -купольный четырёхстолпный трёхаспидный храм — самый ранний из белокаменных архитектурных памятников Северо-Восточной Руси. Стены собора выложены в полубутовой технике из прекрасно отёсанных и положенных почти насухо белокаменных блоков. Толщина стен — от 1 м 30 см до 1 м. Основал храм князь Юрий Долгорукий - шестой сын Владимира Мономаха. Андрей Боголюбский сын Юрия Долгорукого завершил работы по созданию храма в 1157 году.
Памятники этого искусства в формах храмов отражают дух народа, так как служит самым ярким осознанием души народа, поэтому они располагают к себе людей. У народов был люди, которые чувствовали, как надо строить, имея, конечно базу строительства, культуры. Идеи прекрасного превращались в памятники, вызывающие восхищение. Создание идеи такого храма и его строительство одухотворяло тех, кто его строит и тех, кто этот храм видел.
Некоторые авторы считают, что с правления Петра 1 не давали строить церкви по духу подходящие русскому народу.
Храмы Спаса на Нередице, Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли и Спаса-Преображенский собор в Переславле Залесском своими формами действуют на людей так, что вызывают одинаковые чувства. Это восхищение, вызванное гармонией, люди наполняются содержанием, это содержание – внутренняя гармония, умиротворенность. Это и есть проявление объективного искусства.
Памятники объективного искусства действуют на всех одинаково в отличие от субъективного искусства, которое на всех действует по-разному. Многие построенные новые здания, музыка вызывает даже тупик, человек чувствует его внутри себя, это ему не даёт перспективы, чувства эти у всех разные.
Возможно, есть и другие памятники, они могут вызывать другие чувства, и если они вызывают у всех одинаковое чувство, то эти произведения тоже объективное искусство. Гурджиев Г. И. говорил, что статуя Сфинкса – это проявление объективного искусства. Вообще, про объективное искусство сообщил нам Гурджиев. Могут сказать, что другие церкви тоже вызывают одинаковые ощущения и среди них тоже могут быть такие, которые вызывают гармонию, так подойдите к ним и почувствуйте себя в их присутствии – и вам откроется истина ощущения. Возможно, вы найдёте еще храмы или здания, которые у всех будут вызывать одинаковые чувства.
Храм - священное место для верующего человека и все главные события жизни у православных христиан связаны с ним. Это и крестины, и венчание, и прощание.
Указанные храмы – это замечательные памятники архитектуры, вызывающие восхищение и создающие внутреннюю гармонию, так они действуют всегда и это проявление их собственного очарования.
Свидетельство о публикации №221061400590
Не представляете, насколько отрадно ощутить Ваш внутренний взор направленный на искусство нашей многовековой Православной церкви и Родной веры, до сих пор дарящих душевные силы Русским Людям.
Мой не слишком воцерковлённый Друг-поэт Игорь Александрович Таяновский, к сожалению дюжину лет назад покинувший наш мир, по моему очень точно выразил своё состояние, посетив церковь Николы на Липно недалеко от Великого Новгорода:
На Руси стать счастливым так просто!
Там из Ильменских вод по утрам
Возникает таинственный остров,
На котором таинственный Храм.
Редко, редко плеснёт, будто всхлипнет,
Заплутавшая в море волна.
Возле храма Николы на Липне
Нецелованная тишина.
Тишины и простора так много
Ни души у тебя над душой.
Даже сроду не верящий в Бога
Скажет: Господи, как хорошо!
А про упомянутую Вами церковь Спаса на Нередице вот четверостишие из его стихотворения:
Нередица! Не камень и не глина!
Не дом, где Боги Рай себе нашли!
России рукотворная былина,
Рукопожатье Неба и Земли!
Царство ему небесное!
С уважением, Александр Алексеевич Кочевник - новгородец.
Александр Алексеевич Кочевник 01.07.2021 15:56 Заявить о нарушении
Виктор Коротков 26.07.2021 17:35 Заявить о нарушении
Благодарю за Добрые слова!
Действительно, Деревяницкий монастырь даже в таком плачевном состоянии распространяет Благодать. И таких мест в Новгородском Краю немало!
До новых Встреч!
Александр Алексеевич Кочевник 07.08.2021 18:49 Заявить о нарушении