Погань, поганый - этимология

С Дунайских и до Камских вод
Вливает свет Христов в народ;
Счетав с любовью постоянство,
Густую разбивает тень;
На Перуна и на поганство
Ступив, восшедший кажет день

М. В. Ломоносов. Владеешь нами двадцать лет... |
Ода всепресветлейшей державнейшей великой
государыне императрице Елисавете Петровне, ...
(1761.10.05-1761.11.25)

1) Существующая этимология

а) Этимологический словарь Макса Фасмера

Погань, поганый - этимология, "нечистый, грязный", поган, -ана, -ано, укр. поганий "плохой", др.-русск. поганъ "языческий", ст.-слав. поганъ греч. varvaros, dimios, ethnos (Еuсh. Sin., Супр.), поганыни "язычница" (Зогр., Мар.), болг. пога;нец "язычник, нечестивец" (Младенов 437), сербохорв. поган "нечистый", словен. роgаn – то же, чеш., слвц. роhаn "язычник", др.-польск. роgаn, польск. poganin, в.-луж. роhаn – то же. Из слав. происходят лит. pagonas, лтш. pagans "язычник", др.-прусск. вин. мн. роgаnаns (см. М.–Э. 3, 28 и сл.).
Стар. заимств. из лат. paganus "сельский, языческий": pagus "округ" (перечень фамилий ...). Ввиду отличия в знач. и географического распространения посредство нов.-греч. ;;;;;o; paganos "мужицкий" невероятно, вопреки Соболевскому (РФВ 10, 166), Фасмеру (ИОРЯС 12, 2, 226; Гр.-сл. эт. 153). Отсюда произведено поганить, которое вряд ли имеет что-либо общее с польск. ganic "хулить, осуждать", чеш. haniti, вопреки Маценауэру (...).

б) Материалы для словаря древнерусского языка. Труд И. И. Срезневского Санкт-Петербург, 1893, с. 1011-1013; http://etymolog.ruslang.ru/index.php?act=sreznevs...
* Поганинъ - язычник, неправославный, нехристь (поганый - прозвание врагов Руси), иноверец, чужеземец; ряд примеров XI-XIVвв.
* Поганныи - язычник; неправо верующий, еретичеcкий, еретик, чужеземный, необразованный, грубый, нечистый; многочисленные примеры XI-XV вв.
* Погань (собир.) - язычники, неправославные, нехристи (так назывались все народы враждебные Руси), скверность, нечистота.
* Поганьскы, поганство, поганьець - основное значение "язычник/и, язычество"; примеры XI-XV вв.

в) Церковный словарь, или Истолкованіе реченій славенских древнихъ, такожъ ... Авторы: Petr Alekseevich ALEKSEEV (Priest.), Императорский Московский унивеситет, 1776 г.: "Поганый - скверных богов почитающий".

г) Pagan | Origin and meaning of pagan by Online Etymology;
https://www.etymonline.com/word/pagan
Pagan - с 1400, возможно, середина 14 века, «человек нехристианской или нееврейской веры», от позднего латыни. paganus «язычник» на классическом латинском «сельский житель, деревенский; гражданский, нестроевой» «существительное, употребляющее прилагательное, означающее« страна, деревня », от pagus «сельские жители; провинция, сельский округ», первоначально «район, ограниченный маркерами», таким образом, связанный с pangere "исправить, закрепить" от корня ПИРОГА *pag-"застегнуть." Как прилагательное с начала 15 в.

О религиозном смысле часто говорили в 19 в. [например, Тренч] происходит от консервативной сельской приверженности старым богам после христианизации римских городов; но латинское слово в этом смысле предшествует тому периоду в истории Церкви и, скорее всего, происходит от использования слова paganus на римском военном жаргоне для «гражданского, некомпетентного солдата», который христиане (Тертуллиан, ок. 202; Августин) подхватили с помощью военных образов ранней церкви (например, milites «воин Христа» и др.).
Позднее английское слово использовалось в более узком смысле слова «не христианин, не еврей или не мусульманин». Как «человек языческого характера или привычек» к 1841 году. Применяется к современным пантеистам и ценителям природы с 1908 года.
Pagan а также heathen в первую очередь одинаковы по смыслу; но pagan иногда явно применяется к тем народам, которые, хотя и поклоняются ложным богам, более культурны, как греки и римляне, и heathen нецивилизованным идолопоклонникам, как племенам Африки. Мусульманин не считается pagan тем более heathen. [Словарь века, 1897]

* https://www.etymonline.com/word/paganism
Paganismus - язычество (сущ.): «религиозные верования и обычаи язычников», начало 15 в., paganisme, от церковной латыни paganismus, из paganus (видеть pagan). Альтернатива paganity относится к 1540-м годам; pagandom датируется 1739 годом.

2) Применение термина в летописях. Национальный корпус русского языка

* Повесть временных лет. Ипатьевский список // БАН, 16.4.4, первая четверть XV в. ... " ту ;мыкаху жены собе. с неюже кто свещеваше(с). им;ху(т) же по две и по три жены. и аще кто оумряше творяху трызну надъ нимь. и посемъ твор(я)ху к[л]аду велику. и възложать на (кла)ду мртвеца. и съжигаху. и посемъ събравше кос(т)и вложаху въвъ ссудъ малъ. и поставл;ху на столпе. на путехъ иже творять [вя](т)вятичи и нн;. си же обычаи творяху и кривїчи и прочии погании. не ведуще закона бжиа. но творяху сами себе законъ...".

* Задонщина (1380-1390): "То ти не гуси возгоготаша, ни лебеди крилы въсплескаша, но поганый Момай пришел на Рускую землю и вои своя привел".
* Новгородская Карамзинская летопись. Первая выборка (1400-1450): "Тое же зимы умре царь Озбякъ поганыи и князь великыи Литовскыи Гедиминъ поганыи".

* Псковская 1-я летопись. Тихановский список (1400-1469): "Прииде поганыи отступник правыя веры християнъския отметникъ божии, сынъ дияволь, неверникъ правде, ни крестному целованию, князь литовъскии Витовтъ, и повоева Псковскую власть и город Коложе взялъ...".
* Н. М. Карамзин. История государства Российского: Том 11 (1823): "12 маия говорили торжественно, на площадях, что мнимый Димитрий есть царь поганый, не чтит святых икон, не любит набожности, питается гнусными яствами, ходит в церковь нечистый, прямо с ложа скверного, и еще ни однажды не мылся в бане с своею поганою царицею; что он без сомнения еретик, и не крови царской".

* Н. А. Полевой. Рассказы русского солдата (1834): "Рвалось у меня сердце, когда потом поганый француз пришел к нам на святую Русь; когда слышал я, как он запленил матушку-Москву, ограбил соборы православные, поругался святым иконам, ; хотел было хоть в фурлейты проситься (в обозники)…".

3) Обобщение и вывод

а) Термин "язычник" в европейских языках
Англ. pagan язычник (1400 г.); баскский paganoak; белор. паганец; боснийский pogan; валлийский paganiaid; венгерский pogany; испанский pagano; итал. pagano; каталанский pagans; корсиканский pagani; латыш. pagani; литов. pagonys; польск. poga;ski; порт. pag;o; румын. pagan; серб. пагански; словац. pohania; словен. pohania; укр. поганин; филипинск. pagano; хорват. paganski; чешск. pohan; эстон. paganad.

б) Словарь таргумим (перевод, интерпретация), Талмуда Бабли и Йерушалми, а также мидрашской литературы
https://en.wikisource.org/wiki/A_Dictionary_of_the...
Взаимодействие с другими людьми (ПАГ, ПАГА)(Пред.) Твердая, недоразвитая ягода, инжир, финики и т. Д. Tosef. Сабб. XVI (XVII), 10 ... незрелый плод, который положили в солому; Ю. Пес. II, 29b верх; Ю. Кил. I, 27b (не ...); А. Е. - Snh. 107a ... он наслаждался ею как незрелым плодом (не ждал, пока она станет его законной женой). Тань. Vayera 5 Иов говорил опрометчиво, опп. ..., т. ;;;; Gen. R. С. 49 ... (корр. Соотв.). - Трнсф. Неразвитое половое созревание, детство. Нидд. V, 7, ... - пл. .... Лев. R. С. 31; Sifre Num. 137. Ib. ... плохие инжир субботнего года. Пес. 53а; А. ...

Вывод
Перечисленная выше терминология по отношению к человеку, может служить оскорблением, субъективной психологической характеристикой умственных способностей: недоумок, недоношенный, недоносок, не зрелый, не развитый; т.е. человек с низким уровнем интеллекта, дикарь. Отметим, что примеров в еврейской литературе найти не удалось, евреи не используют уничижающих человека характеристик. Структура слова указывает на заимствование церковными деятелями корня библейского иврита ПАГ, ПАГА (незрелый); право (принятие решения) истолкования слова в христианстве имел епископ.

4) Терминология иврита и библейский образ

а) ПАГ, ПАГА, ПАГАН в современном иврите

* ПАГ  незрелый плод, недоносок (фрукт); библейский иврит.
* ПАГА незрелый плод, недоношенный (фрукт).
* ПАГАН язычник, мужик, деревенщина (в терминологии Библии в таком значении не встречается, поздние словари).

Термин не мог означать жителя деревни (мужика), как его комментируют этимологи; в Средние века абсолютное большинство населения Европы сельские жители, "кормились" с земли (в т.ч. и церковь). Смысл термина - уничижительный, презрительное прозвище иноверца поклоняющегося "идолам", ребенка по развитию (по мнению христианина), живущего не по Заповедям Божим (христианским) установленных на данной территории.
Например в Византии движение "иконоборчество" существовало в VIII-IX вв., его последователи считали священные изображения идолами (иконы, фрески, скульптуры), культ почитания икон — идолопоклонством; согласно Заповеди «не сотвори себе кумира и никакого изображения … не поклоняйся им и не служи им» (Исх. 20:4-5).

Источник
См. стронг 6291 ПАГ зеленный инжир (фрукты), несъедобный;
https://www.studylight.org/lexicons/eng/hebrew/629...

б) Библейский образ
Песнь Песней 2:13: "смоковницы распустили свои почки (ПАГИАХ от ПАГ зеленый плод ), и виноградные лозы, расцветая, издают благовоние. Встань, возлюбленная моя, прекрасная моя, выйди!".

Таким образом, термин ПАГАН (язычник) является общим словом-понятием в католическом (1400 г.) и православном христианстве (в русском с XI века); в иврите, в значении "язычник", видимо появился в средние века. Корень ивр. ПАГ, ПАГА незрелый плод; иносказательно - недоносок, зафиксирован в талмудической литературе. Талмуд (Устное учение, комментарии к Библии) попал в Европу примерно в X в., в XIII в. католическая церковь запретила Талмуд, талмудические произведения уничтожались.

Термин появился в специальном церковном лексиконе в ходе межконфессиональной религиозной борьбы средних веков (Церковный Раскол 1054 г.) между Римско-католической Церковью и Элладской (Греческой) православной Церковью. Цель - отделить "правоверных" (свою религиозную конфессию) от верующих других направлений иудеохристианства.
В связи со значительным территориальным распространением слова установить страну и период появления его пока не удается. Все авраамические религии постоянно вели ожесточенную борьбу с различными богословскими течениями, направлениями и сектами возникавшими внутри господствующей конфессии.

Кишинев, 15.6.2021 г.


Рецензии
Хороший разбор. Но выводить понятие язычника от евр. "ПАГА незрелый плод" слишком натянуто. Почему не рассматриваете версию, что это коренное славянское слово заимствовано латынью и использовано христианами. Мне кажется чтобы быть понятыми христианские проповедники должны были общаться со славянами на понятном им языке. Ведро для мусора моя бабушка называла "поганое ведро" (получается по латыни), а не языческое ведро, как бы было по русски.

Михаил Бучельников   17.08.2023 15:24     Заявить о нарушении
Михаил!
Вы используете стандартный термин "НАТЯНУТО".
Нет "коренных славянских слов", наука не знает "славянского", 150 родоплеменных объединений было в России, на каком языке они общались никто не знает. Нет ПИСЬМЕННОСТИ - нет ни одного славянского слова, не передали нам предки славянского языка.

Есть ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК, его истоки в иудейском хазарском Крыму (862 г.), затем в 863 Великая Моравия, где византийские миссионеры Кирилл и Мефодий создали церковнославянский язык богослужения.
Язык этот - искусственный, корни сакрального иврита (язык Бога) обставляли приставками, суффиксами ... и получали новое слово применительно к местной лексической традиции.
То же происходило и в Европе, немецкий и французский языки выделились в 9 веке. Создатели "национальных" языков - монахи и священники.
Любой язык СИСТЕМА, в основе системы всегда идеология (религия).
Почитайте апостола Павла !
Коринф. 14:23
Если вся церковь сойдется вместе, и все станут говорить незнакомыми языками, и войдут к вам незнающие или неверующие, то не скажут ли, что вы беснуетесь?
27
Если кто говорит на незнакомом языке, говорите двое, или много трое, и то порознь, а один изъясняй.
28
Если же не будет истолкователя, то молчи в церкви, а говори себе и Богу.

Суть еврейской традиции в обучении (1 век) - многократное повторение слова-понятия. Зубрежка, из оперативной памяти термин передается в долговременную память при 5000 повторений.
Эту систему заимствовали все церкви, сформировали месячные и годовые курсы изучения Святого Писания, молитва, проповедь, церковные праздники, церковное искусство (театр, музыка)- все работало на запоминание.

Мы мыслим одинаково, библейскими словами и образами.


Сергей Колибаба   17.08.2023 18:28   Заявить о нарушении
Спасибо за ответ. "Наука не знает"- было бы странно верить в совершенство нынешней науки, особенно, лингвистики и истории, последняя даже наукой-то не является. Кроме,того над наукой довлеет главенствующая парадигма. Вы исходите их парадигмы - Иудофильской, Иудоцентричной парадигмы, других доказательств там нет. Для меня она не соответствует истине. Белая раса до 20 века была самой процветающей и успешной, напомню, на середину 19 века 56 % всей популяции было белые. Есть предположение, что и раньше было также. И вот это самая успешная раса не имеет своего языка и многие слова-термины заимствует у маленького пустынного народа, постоянного скитавшегося, не имеющего своих университетов и научных школ.Как минимум это не логично. Напомню, что первичные основатели всех наук и искусств в мире -белые, в т.ч., славяне.

Михаил Бучельников   17.08.2023 19:14   Заявить о нарушении
Арха́нгел Михаи́л, Архистрати́г Михаи́л (др.-евр. ‏‏מיכאל‏‎, ивр. ‏מִיכָאֵל‏‎ [mixåˈʔel], Михаэ́ль — «Кто как Бог?»; др.-греч. Ἀρχάγγελος Μιχαήλ) — ангел, упоминаемый по имени в ряде библейских книг (Иуд. 1:9, Откр. 12:7 и др.). Архангел Михаил — главный архангел, являющийся одним из самых почитаемых архангелов в авраамических религиях.

Какая такая "белая раса"??? Ох, Вы заблудились!

Почитайте философа Маймонида.

«Путеводи́тель растéрянных» (Путеводитель заблудших, Путеводитель колеблющихся, Наставник колеблющихся, ‏דלאל̈ת אלחאירין‏‎, далалат аль-хаирин; ивр. ‏מורה נבוכים‏‎, мóрэ невухи́м) — основной философский труд крупнейшего средневекового еврейского законоучителя и философа Маймонида. Написан на еврейско-арабском языке в XII веке.

Сергей Колибаба   18.08.2023 08:42   Заявить о нарушении