Даут Гутекулов. Ненапрасные жертвы

(Завершение, начало - http://proza.ru/2021/06/14/510)

Еще и сегодня у многих из нас, потомков участников, казалось бы, уже далекой Кавказской войны, остаются травмирующие психику и сознание вопросы относительно её причин, последствий, методах ведения и многого другого. Что говорить о тех, кто был детьми или внуками непосредственных участников, на долю которых пришлись ещё и события 20-30-х годов 20 века.
 
А это время включает в себя революции, Первую мировую и Гражданскую войны, установление Советской власти, появление первых национальных республик и автономий, тех сложностей, которые были с ними связаны.

Для понимания того, в каких условиях шло становление автономий можно привести выдержку из статьи «День образования Адыгейской автономной области» в газете «Советская Адыгея» от 27.07.2019:

«…характеризуя трудности национально-государственного строительства, председатель облисполкома Ш.У.Хакурате на первой областной партийной конференции (ноябрь 1925 г.) отметил: «В 1921–1922 гг. мы не могли влиять на выборы в черкесских аулах и ориентировались исключительно на мулл и стариков, и только через них строили Советскую власть в Адыгее. Бедняков и середняков в Советах не было, даже и в составе первого областного исполкома, в связи с этим трудно было проводить нужные нам мероприятия».

Что стоит за этими строками? Та реальная жизнь, которой жили наши предки – когда даже после 60 лет со дня завершения Кавказской войны черкесское общество во многом продолжало сохранять свои архаичные традиционные формы самоуправления, а значит и всё то, что было связано в сознании людей с трагической колонизацией Западного Кавказа.
 
В подтверждение выше сказанному ещё одна цитата из статьи С. Узденовой «Имя в истории» (КЧР «День Республики» №170, 2005 г.):
 
«Еще в марте 1921 года, выступая в Краснодаре на II областном съезде трудящихся горцев, Даут Нашхович (Гутекулов) говорил: "Наше глубокое недоверие к русскому народу является продуктом 60-летнего нашего угнетения царско-буржуазной Россией, оно должно рассеяться, испариться перед теми фактами, которые мы видели и видим от Советской власти в отношении себя. Мы должны выйти из своего положения замкнутости и оторванности от революционных масс, подойти вплотную к этой массе, честно протянуть русскому пролетариату руку, стать рядом с ним на страже революции и во всеуслышание заявить: "Русские рабочие! Мы неразрывно с вами, кто с вами, тот и с нами, кто против вас, тот и против нас"».
 
Объективно недоверие горцев, порожденное к русскому народу колониальной войной, а затем угнетением в условиях буржуазно-капиталистического строя, не имело иного варианта преодоления, кроме как через КЛАССОВУЮ оценку прошедших и происходящих событий.

Однако ТАКОЙ подход имел качество «обоюдоострого оружия», которое, с одной стороны, позволяло выйти из исторического тупика – ненависти и взаимного недоверия народов друг к другу и к Власти, а, с другой, становилось оружием для определённого типа «соратников» и простых граждан. Для сведения счетов в борьбе за властные полномочия, должности, материальные блага в системе и условиях новой власти.

Как следствие, многие искренние сторонники Советской власти из числа бывших привилегированных сословий, а также известных родов Западного Кавказа (и не только), стали жертвами тех, кто «расчищал» себе дорогу для карьерного роста, спекулируя своим происхождением «из низов», прикрываясь извращенным пониманием классовой борьбы.

При этом принципиально важно подчеркнуть, что подлость и лицемерие, как благородство и порядочность, безусловно, никогда не имели сословной и родовой «прописки». Это, в конечном итоге, всегда ЛИЧНЫЙ выбор человека, связанный с его убеждениями, культурой, в конечном итоге с совестью (если она есть).
 
Своего пика  методы сведения счетов – сословных, родовых, личных, имущественных… – достигли в 30-ты годы, в период массовых репрессий, политики «раскулачивания», коллективизации и других известных процессов. В полной мере всё это коснулось и русских, причем не только из числа бывших «богачей», дворян и военных, но и простого казачества. Но это уже тема для отдельного разговора…

Была ли напрасной жертва предшествующих поколений, в том числе искренних революционеров, которые попали в очередные, после Кавказской войны, «жернова истории»? Как показал дальнейший ход истории - нет, не была.
 
Остались ли или возникли новые проблемы и вопросы, особенно после развала Советского Союза? Да, остались и продолжают возникать. Но это уже вопрос не к предкам, а к нам, сегодняшним.

 


Рецензии