Кадровый кризис

                КАДРОВЫЙ КРИЗИС

Из собственного опыта работы на промышленных предприятиях Советского Союза  могу сказать, что уже в 80-х годах интерес к инженерной профессии падал, из-за  низких инженерных зарплат.  Множились случаи, когда выпускники прятали свои дипломы в шкафы и уходили трудиться, например, в таксеры или в официанты. Причем еще будучи студентами эти люди понимали, что они по специальности работать не будут, соответственно ни рвения, ни интереса к учебе не проявляли. ВУЗ-ы избегая высокого показателя отсева в отчетности, стремились всех студентов довести до диплома.

В 1990 — 1991 годах произошел развал российской промышленности. Основой промышленного спада 1990 -х и последующих годов стал развал промышленных связей между предприятиями, вызванный выходом  республик из состава СССР, а также мировым финансовым кризисом, больно ударившими по российской промышленности.
Падение спроса на продукцию диктовало необходимость сокращения кадров. Предприятия машиностроительной, металлургической и других отраслей промышленности были вынуждены избавляться от работников, хотя специалисты прекрасно понимали, что обратно они уже не вернутся, и когда на смену спаду вновь придет рост, кадровая проблема станет вопросом № 1.

В период с 1990 по 1998 годы российская промышленность сократила объемы производства более чем в 2,2 раза. Одним из важнейших следствий этого катастрофического падения стал массовый отток квалифицированных кадров с промышленных предприятий. За указанный период численность промышленно-производственного персонала предприятий сократилась в 1,6 раза. Наиболее сильно пострадали машиностроение и Легпром, где численность работников сократилась в 2 и 2,6 раза соответственно.

Российский бизнес был разочарован - «невидимая рука рынка», на которую возлагали надежду «профессора — реформаторы» оказалась бессильна      .
Когда в 1999 году наметился последефолтный подъем, надежда, что проблема оттока кадров решится, возвратом  работников на производство к станкам оказалась  несостоятельной.  Процесс оказался необратимым, и хотя темпы деградации несколько сократились, кадры обратно в промышленность в необходимом количестве  не пошли.

В результате развала промышленности в 1990-х годах был нарушен цикл воспроизводства рабочей силы в промышленности: грубо говоря, старшее поколение работников не могло передать свой опыт и знания младшему, потому что молодые в это время торговали на рынках. В результате возник квалификационный и кадровый разрыв.

Не является секретом, что лучшее усвоение как рабочих навыков, так и инженерного опыта происходит в молодые годы жизни человека. И если двадцатилетний юноша легко обучаем и у слесарных тисков, и в институтской аудитории,  то уже к тридцати годам обучаемость человека резко ослабляется.

Кроме того в районе 25 лет  молодежь обзаводится семьями, и перед ними возникает задача содержания этой семьи. И остается только посочувствовать той части молодежи, которая поддалась перестроечным веяниям, начавшимся в конце 80-х  продлившимся до конца 2010-х, и определила свою судьбу в сфере обслуживания, секъюрити, менежмента, торговли и юриспруденции.

Деградации способствовало открытие массы частных, колледжей, академий, обещавшим своим абитуриентам дипломы о высшем образовании в самых модных в те времена профессиях.  Там подбирался произвольный преподавательский состав, программы лепились произвольно.  Многие экзамены сдавались размещением в зачетке соответствующей купюры.

Произошел отток студенчества от истинно инженерных специальностей. Серьезные институты, чтобы сохраниться, стали создавать новые для себя модные факультеты.

Например в Ленинграде существует прекрасный Институт Точной Механики и Оптики, известное ЛИТМО.  В 90-х там был открыт факультет «Юридическо- Финансовый». Сомнительно, чтобы оттуда стали выходить квалифицированные юристы или финансисты.

Ректор «Сколково» Александр Кулешов передает рассказ профессора Георгия Малинецкого , преподающего математическое моделирование в лучшем в стране институте имени Баумана.

        На первом занятии со студентами 6-го курса он попросил студентов привести математическую  форму закона Ома, который проходили и в школе и в институте.
       
Не поднимается ни одной руки.               
  -Наконец встает девушка и говорит — я вспоминаю, мне говорил репетитор, что это очень важный закон.
Проф. Прекрасно! А из какой науки?.
- Студентка — из физики.
- Проф.- а из какого раздела?
 - Студентка — кажется из электричество. 
- Проф. Уточните, в электричестве много разделов.
Студентка — по моему что то про ток
Проф. Прекрасно!  А про какой ток?
Студентка — а что они бывают разные?
Профессор — да, постоянный, переменный.
Студентка -  про ток, который был во времена Ома.
      
         Этот диалог характеризует резкое снижение уровня обучения в  высших учебных заведениях в последние годы.
Все это усложняет решение для страны кадрового кризиса.   

        Дефицит квалифицированных кадров стал мощным тормозом для модернизации производства, а отсутствие современных условий труда и перспектив в производственной сфере блокировали приток молодежи в промышленность.                Результаты исследования, проводившегося в 2007 году Институтом социально-экономических проблем народонаселения РАН среди директоров промышленных предприятий. Двумя наиболее острыми проблемами, стоящими перед промышленными предприятиями, их руководители назвали техническую и кадровую деградацию. В 2007 году, по оценке собственных руководителей, 57% обследованных предприятий имели устаревшую материально-техническую базу. При этом доля молодежи (работников не старше 30 лет) снизилась до 18%, то есть уровня, абсолютно недостаточного для нормального воспроизводства кадрового потенциала предприятий, учитывая, что средний возраст работников на обследованных предприятиях в 2007 году составлял 47 лет. Около 47% обследованных предприятий испытывало дефицит кадров. В среднем в расчете на одно предприятие не хватало работников в объеме 20 % от имевшейся численности.

Все сказанное посвящено недостаткам кадровой системы и существующим трудностям. Но что делать дальше — ведь жизнь продолжается и решать возникающие проблемы необходимо. Рассмотрим лишь некоторые вопросы. Полностью решить имеющиеся проблемы не по силам, думаю, ни одному автору ПРОЗА.РУ. Но порассуждать на эту тему и даже поспорить в наших возможностях.

В СССР  оплата труда на промышленных предприятиях  не всегда была главным кадрообразующим фактором.                Важную роль играла социальная сфера промышленности – комплекс предприятий, предоставлявших социальные услуги работникам начиная от представления жилья, возможности прописки, буфетов, столовых и заканчивая пионерскими лагерями.

Не малую роль в промышленности была интересная работа (особенно для молодежи), система профессионального, карьерного и социального роста.

В 1990-х эта система была дезавуирована, ставка была сделана на чисто монетарный подход.  Главным (а зачастую и единственным) фактором стала оплата труда. И конечно же, связанная с этим фактором, возможность карьерного роста.  Немалое значение имеют и условия труда — наличие командировок, вахтовый метод, необходимость менять место жительства.

Авторы, исследующие  кадровый кризис, смотрят в будущее с пессимизмом, обосновывая его еще одной проблемой - демографией в стране. 

Представляется, исправление существующего положения лежит на пути повышения уважения к инженерному званию, с одновременным повышения требовательности.

Естественно основой уважения должна быть достойная  заработная плата. Но этого конечно же недостаточно. Необходимо выделять более щедрые инвестиции в науку и еще более щедрые в современные высоконаучные производства. Достоинством  хайтека является получение  максимума продукции, при минимальных трудовых затратах.   


Рецензии
Тема важная и сверхактуальная,Но посмотрите ректорский состав -глубокие пенсионеры озабоченные не поддержанием научной дискуссии,а продлением собственного благополучия.Это касается в первую очередь базовых институтов.С уважением

Семяшкин Григорий   25.02.2024 20:13     Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.