3 ч. С Пушкиным по Петербургу. Соляной переулок

                Начало на http://proza.ru/2021/06/05/1608

              СОЛЯНОЙ ПЕРЕУЛОК, 14.

                - О, сколько нам открытий чудных
                Готовит просвещенья дух!.. – восклицаю я.
    - Как верно Вы сказали, Александр Сергеевич!

     Мой собеседник белозубо улыбается:

- Это Вы насчёт каких открытий, сударыня?

- Казалось бы, уж всё-всё, что касается Вашей жизни,  исследовано, изучено, известно!  Но вот листаю интернет и с удивлением замечаю: «А это что за Соляной переулок нарисовался?»  Да вот он перед нами, посмотрите! Но разве Вы когда-либо жили по этому адресу?  И разве не в 1811 году было Ваше первое знакомство с городом на Неве?

- Выходит, что нет!  Естественно, я не помню этого сам, поскольку был очень мал. Но родные рассказывали… Осенью 1799 года семейство наше гостило в Михайловском у отца Надежды Осиповны.  А бабушка Мария Алексеевна поехала в Петербург, чтобы оформить продажу наследственных мыз Руново и Кобрино.  Сняла квартиру – в Литейной части №70…

- Ах, Александр Сергеевич, но с тех далёких пор нумерация домов изменилась! Этот дом стал числиться по Соляному переулку, 14.  Соляным назвали его, потому что здесь были склады с солью.

 - Я верю вам, сударыня. Сюда, к бабушке, приехало из Михайловского зимой, в начале 1800, всё наше семейство.  Следующее лето провели  в Кобрино… А осенью  - снова Петербург, - в голосе собеседника я чувствую волнение.
 
– Мне чуть больше года, и я уже начинал ходить.  Вперевалку, неуклюжий, не скажу, что худой, я держался за руку или за юбку няни Ульяны. Вместе с Ольгой и её няней Ариной гуляли мы в Юсуповском саду.  Император Павел Первый тогда  достраивал Михайловский замок, что  на набережной Фонтанки, позади Летнего сада.

   Не могу не вклиниться:
-  Мрачный средневековый замок  должен был защитить жизнь императора, а стал  местом его гибели – убийства...
 
Когда на мрачную Неву
Звезда полуночи сверкает
И беззаботную главу
Спокойный сон отягощает,
Глядит задумчивый певец
На грозно спящий средь тумана…

    Александр Сергеевич выразительно заканчивает строфу:

- Пустынный памятник тирана,
Забвенью брошенный дворец.

     Удивляется:
- Вы столь много знаете, почтеннейшая! - и продолжает с улыбкой:
 - Где-то здесь произошла моя первая встреча с русским царём.

    Теперь улыбаюсь и я, вспомнив трогательный эпизод тех лет:

-  Во время прогулки с няней малыш (а это были Вы!) попался на глаза императору  Павлу I. Не понравилось самодержцу, что мальчик  в картузе, и он строго отчитал няньку. Так что отношения с царскими особами у Вас  не сложились с самого начала Вашей жизни.
- Вы правы! – отвечает поэт. – Я вспомнил об этой встрече в письме к Натали…

    Не удержавшись, я решила продемонстрировать эрудицию:

-  Вы написали: "Видел я трех царей: первый велел снять с меня картуз и пожурил за меня мою няньку…»

- Увы. Ничто не скрыть от Вечности, - вздыхает поэт. - Однако всё так и было! И в тридцатые годы я  жил тоже здесь, рядом, на Пантелеймоновской улице, но уже с собственной семьёй. Родился второй ребёнок – сын, рыжий Сашка…

- Ему в 1834 году было почти столько же, сколько Вам в 1800-м. О нём…

- Да, это о нём я написал Натали в том же письме: «Не дай Бог ему идти по моим следам, писать стихи да ссориться с царями!»  Не дай Бог!

- Александр Сергеевич! - прерываю я грустное молчание. – Посмотрите, каким стал тот неказистый переулок! Красивые дома! В 2003 году была реконструкция, теперь есть пешеходная зона. С 2008 года здесь,  под открытым небом, напротив дома № 13 по воскресеньям  с апреля по ноябрь проходят занятия Санкт-Петербургского Уличного Университета.

   Мой собеседник, конечно, восхищается и подводит итог полными гордости словами: «Поистине так, любезные мои потомки!

                О, сколько нам открытий чудных
                Готовит просвещенья дух!..

                *****

PS  - Удивительно пророчески и мудро звучат слова этого письма:

  «Видел я трех царей: первый велел снять с меня картуз и пожурил за меня мою няньку; второй меня не жаловал; третий хоть и упек меня в камер-пажи под старость лет, но променять его на четвертого не желаю; от добра добра не ищут. Посмотрим, как-то наш Сашка будет ладить с порфирородным своим тезкой; с моим тезкой я не ладил. Не дай бог ему идти по моим следам, писать стихи да ссориться с царями! В стихах он отца не перещеголяет, а плетью обуха не перешибет…»


       На иллюстрации из интернета: Соляной переулок в современном Петербурге.

          Продолжение на  http://proza.ru/2021/07/04/1117

 


Рецензии
Уважаемая Элла Евгеньевна!
Я, как и поэт, читая, восклицала про себя:
"Удивляется:
- Вы столь много знаете, почтеннейшая! - и продолжает с улыбкой:
- Где-то здесь произошла моя первая встреча с русским царём".
Спасибо, не только познавательно, но и премного интересно.
С благодарностью и неизменным уважением, Людмила

Людмила Колбасова   28.09.2023 18:02     Заявить о нарушении
Ох, чего только не случается в наш непредсказуемый век, дорогая Людмила!
Было бы воображение!
С улыбкой,

Элла Лякишева   29.09.2023 10:50   Заявить о нарушении
На это произведение написано 35 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.