Сталинградская битва. Часть 3

Окончание

Часть 1. http://proza.ru/2021/06/17/378
Часть 2. http://proza.ru/2021/06/18/159

В статье про деятельность Г.К. Жукова на Сталинградском фронте я уже описывал наступательную операцию этого фронта, которую он координировал и про которую успешно забыл.

Однако, в рамках той статьи самой операции я уделил мало внимания. Просто по причине ограниченного объёма материала. И ожидаемо, сразу несколько моих постоянных читателей попросили меня дать побольше информации. Что я и делаю с удовольствием. Хотя такие материалы и не велики по размеру, но очень трудоёмки, требуют просматривания десятков документов. Однако, заниматься такой работой особенно интересно, хоть она и не пользуется большой популярностью у широкой публики.

Возможно, не совсем правильно выделять эту операцию как отдельную, а стоит считать её единой, вместе с наступление Сталинградского фронта, закончившегося 12-го сентября: и войска в ней участвовали те же, и задачи были в целом одинаковые. Думаю, этот вопрос надо решать уже тогда, когда историю Сталинградской битвы мы будем знать полностью.

Итак, наступление проводил Сталинградский фронт под командованием генерал-лейтенанта В.Н. Гордова. Основной ударной силой была 1-я гвардейская армия генерал-майора К.С. Москаленко. Остальные три армии: 24-я генерал-майора Д.Т. Козлова, 66-я генерал-лейтенанта Р.Я. Малиновского и 4-я танковая генерал-майора В.Д. Крючёнкина, были слабее и решали вспомогательные задачи.

Замысел операции хорошо виден на карте, которую любой пользователь может увидеть на сайте «Подвиг народа».  Видно, что в случае успеха планируемой операции, все немецкие войска в Сталинграде попадают в окружение. Если кому-то кажется, что это еще не кольцо, то стоит заметить, что наши войска перерезают все дороги, ведущие от Сталинграда и захватывают переправы через Дон. Оставшиеся участки голой степи уже мало помогут немцам.

Кроме полного состав надо понимать, какие именно соединения наносят основной удар, какие находятся во втором эшелоне и резерве, какие занимают второстепенные участки фронта. 1-я гвардейская армия наносила удар пятью стрелковыми дивизиями (173-й, 258-й, 292-й, 308-й и 316-й) и пятью танковыми бригадами (148-й, 3-й, 12-й, 62-й, 87-й) при поддержке нескольких артиллерийских полков каждая. Ещё три стрелковых дивизии и три танковых корпуса (4-й, 7-й и 16-й) находились во втором эшелоне для развития успеха.

24-я армия вела наступление 49-й и 133-й стрелковыми дивизиями, 69-й и 246-й танковыми бригадами.

66-я армия перешла в наступление тремя стрелковыми дивизиями: 41-й и 38-й гвардейскими и 116-й, успеха не имела, и к 20-му сентября наступление прекратила.

4-я танковая армия вела разведку силами 37-й гв. стрелковой дивизии и лишь на второй день предприняла неудачное наступление силами 27-й и 298-й стрелковых дивизий.

1-я гвардейская и 24-я армии вели наступление до 25-го, с 26-го вновь начала наступления 66-я армия своим левым флангом. Потери были значительны, в некоторых дивизиях осталось не более сотни «штыков», все имеющиеся силы были введены в бой. При этом, командующий Сталинградским направлением (Юго-Восточный и Сталинградский фронты) генерал-полковник А.И. Ерёменко, приказал передать три дивизии на Юго-Восточный фронт. 29-го сентября наступали уже только четыре дивизии 1-й гвардейской (273-я, 258-я, 292-я и 24-я) и две (84-я и 99-я) 66-й армии, с 30-го возобновила наступление 24-я армия.

С 28-го сентября фронт переименовали в Донской, его возглавил генерал-лейтенант К.К. Рокоссовский. Но наступление продолжалось до 2-го октября. Всего его результаты в документах отражались фразами «успеха не имели» и «продвижения не имели». Если и имелось на некоторых участках продвижение, то оно измерялось сотнями метров. А за этими сухими фразами что? Это значит, что солдаты шли в атаку и возвращались с поля боя лишь те, кого вынесли санитары. Поскольку «продвижения не имелось». Потери по Сталинградскому фронту есть лишь за весь сентябрь, то есть включая и наступление с 3-го по 12-е сентября.

Но есть данные по 1-й гвардейской и 24-й армии. Сравнивая цифры, получаем, что за весь сентябрь 1-я гвардейская потеряла 53688 человек, а с 15-го по 30-е выбыло 50652 человека. 24-я же армия за весь сентябрь потеряла 41198 человек, а с 15-го по 26-е потери составили 13453 человека. Это показывает, что в начале сентября основные усилия приходились на 24-ю армию, от 1-й гвардейской в основном использовались танковые соединения. А во второй половине наступление вела именно армия генерала Москаленко и из 99 тысяч потеряла 50. Цифры потерь огромные.

Какие же силы немцев противостояли нашим войскам на этом участке фронта? У  немцев против наших трёх армий всего четыре дивизии: 3-я и 60-я моторизованные, 76-я и 305-я пехотные. Данные советской разведки показывают, что соединений вроде было больше. Это понятно: разведчики захватывали пленных, а пленные были из самых разных частей. Но это легко объясняется: та же 76-я дивизия была так сильно потрёпана, что в ходе каждого из советских наступлений, немецкое командование для её усиления передавала ей небольшие подразделения из других соединений. При этом укомплектованность немецких частей была никакой. Даже в наших источниках можно прочитать, что в ротах у немцев было 30-40 человек. Тогда как советские дивизии вводились в бой полностью укомплектованные.

Ещё один момент, на который бы хотелось обратить внимание. Это отсутствие ударов левого фланга Юго-Восточного фронта. Точнее, отсутствие таких планов. Ранее я считал, что проводившееся с 29-го сентября по 4-е октября наступление силами 51-й и 57-й армий производилась в рамках совместной операции с Донским фронтом. Однако последние данные, которые можно найти в архивных документах, показывают, что это была всё-таки операция одного фронта.

С другой стороны, если представить, что войска Сталинградского (позже Донского) фронта выйдут в ходе наступления на намеченные рубежи, то немцам придется перебрасывать часть войск с ближайших участков, а стало быть, и ослабить их. И тогда уже войскам 64-й, 51-й и 57-й армий будет проще прорвать оборону румынских (главным образом) войск и пройдя всего несколько километров замкнуть кольцо окружения. Но… это случится лишь после 20-го ноября.

Когда пишутся мемуары, то главной их целью выставить автора в максимально выгодном свете. Понятно, что при таком подходе (а других я пока не встречал) сложно говорить об объективности.

В данном случае, я совершено не ставлю целью что-то негативное высказать в адрес К.К. Рокоссовского. Отнюдь, я всего лишь (как знают мои постоянные читатели) стараюсь рассказать о тех военных операциях Второй Мировой, которые у нас позабыли. Поскольку считаю, что помнить надо про всё, как про хорошее, так и про плохое. А выбор Рокоссовского в данном случае обоснован лишь тем, что он единственный, кто что-то написал об операции, которой хочу посвятить эту статью. Из тех же участников событий, кому было что написать, либо ещё меньше уделили внимания, либо совсем старательно «забыли».

Итак, речь про Сталинградскую битву, которая до сих пор очень мало освещена и знаем мы про неё очень и очень мало. Как известно, К.К. Рокоссовский командовал в ней Донским фронтом. Весь отрывок в книге «Солдатский долг», посвященный этой операции настолько невелик, что его можно привести полностью:
Наш Донской активными действиями с плацдармов на Дону должен был сковать врага, с тем чтобы он не смог перебрасывать подкрепления в район Сталинграда. В это время наша 24-я армия своим левым флангом во взаимодействии с 66-й армией должна была разгромить вражеские части севернее города и соединиться с войсками 62-й армии Сталинградского фронта. Для этой операции нам разрешалось использовать семь стрелковых дивизий, прибывавших из резерва Ставки. Никаких дополнительных средств усиления (артиллерия, танки, самолеты) фронт не получал. В этих условиях трудно было рассчитывать на успех. Группировка противника опиралась здесь на хорошо укрепленные позиции.
Поскольку главная роль в предстоявшем наступлении отводилась 66-й армии, я переговорил с Малиновским.
Тот стал меня упрашивать не направлять в бой семь новых дивизий:
— Только напрасно потеряем их.
На наше счастье, к намеченному Ставкой сроку из семи дивизий мы получили только две. Они и были переданы 66-й армии. Остальные запоздали, и мы оставили их в резерве фронта. Впоследствии они сыграли большую роль.
Как и следовало ожидать, наступление было безуспешным. Войска Донского фронта не смогли прорвать оборону противника.

В этом отрывке очень много путаницы, включая разговор с Малиновским. Который тогда уже 66-й армией не командовал и его сменил генерал Жадов. Всё прочее так же мало соответствует действительности.

Речь же идёт про наступательную операцию Донского фронта, проводившуюся с 20-го по 27-е октября 1942 года. Когда я впервые опубликовал о ней информацию, некоторые весьма известные авторы подвергли сомнению само её существование. Уверяли, что я путаю, и речь идёт о наступлении Донского фронта от 10-го октября, которое должно было разгромить немецкие части, прорвавшиеся к Волге.

Однако, поскольку есть очень серьёзные документы, которые рассказывают об этой операции, о её итогах, а также сделанных выводах, то сомневаться теперь уже невозможно. Хотя у нас много людей способны сомневаться в очевидном.

К сожалению, по Сталинградской битве так много всего неизвестно, что даже сейчас после опубликования большого числа архивных документов, трудно полностью оценить замысел командования. Поскольку этот самый замысел может заставить совсем иначе посмотреть на весь ход сражения под Сталинградом. Раз результаты операции закончились лишь большими потерями наших войск и не выполнением поставленной задачи, то судить о планах мы можем лишь по документам. Которых, увы, пока не хватает.

Изначально, и я, и некоторые другие, непредвзятые авторы, считали, что речь шла о полном окружении армии Паулюса в Сталинграде.  Говорить о том, что целью операции было окружение немецких войск можно было опираясь на следующее. Во-первых, «Директива Генерального штаба Красной Армии командующим войсками Донским и Сталинградского фронтов о разработке плана наступательной операции» (ЦАМО, ф. 48-А, оп. 1640, д. 27, л. 246-247), где говорится:
В целях разгрома войск противника под Сталинградом по указанию Ставки Верховного Главнокомандования командующим Сталинградским фронтом разрабатывается план удара его усиленных левофланговых 57-й и 51-й армий в общем направлении оз. Цаца, Тундутово.
Срок примерно 20 октября.

Одновременно с этой операцией должен быть нанесен восточный удар центром Донского фронта в общем направлении Котлубань Алексеевка, для чего разрешается использовать сверх войск, находящихся на фронте, семь подходящих дивизий.
Намеченную Вами на ближайшие дни операцию с коротким ударом на Сталинград проводить независимо от данных указаний.
Ваше решение и наметку плана операции прошу представить на утверждение ставки к 10 октября.

А далее мы знаем, что 20-го октября началось наступление Донского и Сталинградского фронтов. Если предположить, что операция проводилась в соответствии с Директивой Генштаба, то вроде бы всё понятно. Посмотрев на карту, мы видим классическую операцию на окружение. Советские войска наносят удары по флангам немцев и соединяются у них в тылу. Вот вам и «котёл».

Жалобы в мемуарах на нехватку сил выглядят нелепо. Донской фронт, по тем временам, и с учётом противостоящего противника, сил имел много. Удар должны были наносить 66-я армия своим правым флангом, и 24-я армия своим левым флангом. Последняя выполняла вспомогательную роль, и для наступления было всего три стрелковых дивизии. 66-я армия для прорыва использовала четыре дивизии, но каждую усилили танковой бригадой и большим количеством артиллерии. И не стоит думать, что это мало. Эти силы предназначались лишь для прорыва немецкой обороны, а далее и у армии, и у фронта были немалые резервы, включая два танковых корпуса.

Однако, поскольку всё закончилось тем, что наступающие войска оборону немецкую не прорвали, и после того, как стрелковые роты полегли в атаках и танки были подбиты, наступление прекратили. Если посмотреть на карту, то вроде бы логика подсказывает, что оба фронта должны были окружать немцев, согласно Директиве Генштаба.

Беда в том, что есть документ с планом 66-й армии на предстоящую операцию. И в нём чёрном по белому написано, что задача армии наступать в районе Орловки, где встретиться с войсками Сталинградского фронта. Кроме того, 51-я и 57-я армия в наступление не переходили.  Довольно странно, что удар 66-й армии направлен в самую гущу немецких войск, вместо того, чтобы двигаться на соединение с войсками Сталинградского фронта. Пусть не с 51-й и 57-й армиями, а с 64-й, в любом случае немецкие войска в городе оказываются в окружении.

Так что эта операция ещё нуждается в дополнительном изучении, и, возможно, работа с документами позволит всё-таки осветить её более полно. В любом случае, она занимает важное место в осмыслении Сталинградской битвы.

А ещё, в ходе наступления с 20-го по 25-е октября, войска 66-й армии потеряли 15 637 человек, из которых 3542 человека убитыми. Мне кажется, одно это уже требует, чтобы операция была подробно описана, невзирая на то, что она вдруг бросит тень на чью-то героическую биографию. Хочу заметить, что, если и неизвестно, было ли у советского командования желания окружить немцев в Сталинграде в последние дни октября, то такие попытки делались раньше. И об этом я написал  в предыдущей части.

В мемуарах Г.К.Жукова очень мало написано еще об этой операции, которой руководил полководец – операции «Марс» или Второй Ржевско-Сычевской операция.  Она проводилась одновременно с операцией «Уран» под Сталинградом, когда на московском направлении разворачивалась операция «Марс». Замысел советской операции состоял в том, чтобы разгромить 9-ю немецкую армию, составлявшую основу группы армий «Центр», в районе Ржева, Сычёвки. Но это уже другая история.


Рецензии