Севастополь-87

      

      Моей жене, моим сыновьям.
            Воспоминания, написанные через тридцать пять лет...   



      Наступил 1987 год, страна уверенно втягивалась в "перестройку застоя", хотя и не все ещё понимали, что ждёт нас в ближайшие десять лет... Средняя советская семья ездит на море ровно один раз, пора ехать, - объявил я за месяц до отпусков, прикинув наши финансовые возможности. А денег, впрочем уже "полупустых", "под моим мудрым руководством" набиралось около 1500 рубликов, то есть в условном переводе на сегодняшние тугрики примерно триста тысяч.

      Но вот наступил июль, куплены билеты на самолёт, и мы летим в Крым, всей семьёй, в Севастополь, закрытый военно-морской город.
Ночь накануне утреннего рейса пришлось провести в Челябинске, в полупустой ведомственной гостинице. К одиннадцати вечера все улеглись и затихли, я тоже безмятежно погружался в объятия Морфея... И в этот момент здание содрогнулось от внезапного удара...! Мы с Лариской в ужасе подпрыгнули:
- Что это? Война, землетрясение...?
Включили свет, и немедленно увидели причину землетрясения  прямо перед собой, - старший сын, упитанный ребёнок восьми лет, свалился с койки, даже не мяукнув, и безмятежно продолжал спать на полу.

      В начале лета на Южном Урале стояла солнечная погода и изрядная жара, пацаны успели обгореть на солнце так, что пришлось мазать им спины сметаной. Самолёт из Челябинска,битком набитый мечтающими о тёплом южном море суровыми уральскими мужиками, благополучно долетел до Крыма и заходил на посадку в аэропорту Симферополя.
Стюардесса, вся в голубом, профессионально продемонстрировала неплохую фигуру, обернулась лицом к пассажирам и торжественно объявила:
- Самолёт совершает посадку, температура в аэропорту четырнадцать градусов!
В самолёте раздался дружный смех и визг, - за что боролись..., а какой-то остряк 
завопил:
- Разворачивай самолёт, летим обратно!

      Крым, июль, Херсонес. Тысячелетняя история, намоленные места...
Фонтан и скамейки около Музея античного искусства. Дорожки вдоль моря и голые мраморные бабы в кустах. Плюс тридцать...
На скамейках сидят взопревшие искусствоведы в штатском и раскрасневшиеся любительницы прекрасного в декольте.
Разговоры об изящном,как в лучших домах, - Еврипид, Анаксагор, Понты Эвксинские...
И в этот момент из кустов с визгом вылетают два пацана восьми и шести лет. У младшего в руках бутылка с квасом...
Старший гонится за младшим, перепрыгивая скамейки:
- Не оставишь квасу, убью, падло!
Так мы отдыхали с сыновьями в Севастополе тридцать пять лет назад...

      Пока мы осматривали в Херсонесе пляж из черепков, я успел прочесть пацанам целую лекцию о великой древнегреческой цивилизации, о волшебных находках, о драгоценных монетах, которые можно найти вот прямо здесь, на берегу...
Выйдя к морю, мы двинулись по широкой тропе к музею и амфитеатру, погода была очень подходящая для такой прогулки.
Сыновья шли спокойно, и только вертели головами во все стороны, стараясь ничего не пропустить. И в этот момент...
Алёшка внезапно присел, сверкнул глазами, сделал пару резких прыжков вперёд и цапнул что-то с тропы.
- Монета, древнегреческая, - завопил он, сжав кулак...!
- Никакая она не древнегреческая, это наши пятнадцать копеек, - презрительно прокомментировал событие старший сын.
Древнегреческих монет мы так и не нашли, но нас ждали другие волшебные находки...

      В жаркую погоду силы наши заканчивались быстро, пройти мимо скамеек на приморском бульваре и автоматов с газировкой было непросто. Выпив очередной ковшик газировки, мы всем семейством расположились на скамейке около клумбы.
Мы с Ларисой сидели смирно, экономя силы, а пацаны неутомимо исследовали окружающую среду.
Вот тут Андрюха и задал мне деловой вопрос:
- Батя, а не купить ли нам всем по второй мороженке...?
И протянул ладошку, на которой лежало рубля три "серебряной" мелочью:
- Неплохо, сынуля, ты где это взял...?
- А вот, под скамейкой, на которой вы сидите!
Экспертиза, проведённая отцом семейства, установила следующее. Трезвые и не очень курортники сидели десятками и сотнями из сезона в сезон на этой уютной скамейке, отклячив корму. При этом мелочь из карманов штанов регулярно и бесшумно выпадала в щели между брусками скамейки.
После того, как вся эта мелочь была потрачена, сын потребовал посетить волшебную скамейку, и ещё раз снял с неё богатый урожай мелочи. только залезать пришлось чуть поглубже.

      Мы практически ежедневно садились на катер с надписью "С мороженым не входить!", чтобы попасть в центр Севастополя.
Катер был испытанным и прочным, оторвать от него перила моим пацанам так и не удалось. Но старший сынок начал мыслить глубже и вот каков был ход его мысли:
- Батя, а вот в этих ящиках что...?
- Спасжилеты, Андрей, при аварии их раздают пассажирам, чтобы доплыли до берега...
- Так, а когда доплывут, спасжилеты отбирают обратно, или оставляют пассажирам...?
Я не знал, что ответить, но начал всерьёз беспокоиться за судьбу катера, капитана и пассажиров. Да и за свою собственную...!
Для справки можно отметить, что к восьми годам Андрюха вполне достойно плавал и нырял после трёх лет тренировок в бассейне и на озёрах с батей...

      Мы возвращались из Крыма на Урал почти двое суток, но в комфортабельных условиях, - занимали купе целиком, и никто не мешал нам пить чай круглосуточно, делая перерывы только для покупки очередного ведра фруктов.
И скоро, уже к концу дня весь пол был покрыт слоем яблок, груш и прочего... Нам повезло дважды, купе было чуть ли не единственным пассажирским в служебном вагоне, где обитала поездная бригада и работники вагона-ресторана. Поэтому нам принадлежало не только купе, но и два тамбура, два туалета и весь коридор...!
Но стоит ли говорить, что пацанам было скушновато смотреть и смотреть в окно, поэтому они тщательно и всесторонне изучали вагон. И вот как это выглядело. Андрюха отозвал меня в сторону с таинственным видом:
- Батя, важный вопрос. У тебя десять рублей есть...?
- (!). Есть, а что случилось...?
- Да понимаешь, уж-жасно хочется стоп-кран дёрнуть, а там написано - "штраф 10 рублей"...! (!)

    Наш базовый пляж около "Катькиной мили" был вполне достойным и не слишком густо населённым. Ежедневно с утра ближе к обеду мы жарились там на солнышке, гоняли ушастых ежей и мелких крабов, и плескались в ласковой морской воде.
Но не просто плескались, это надоедает, мы плавали, ныряли с маской, и отрабатывали с Андрюхой акробатический номер. А именно, трамплины и вышки на пляже отсутствовали, и было решено использовать батю как стартовую тумбочку и катапульту.
 
      Я вставал лицом к берегу по плечи в воде и сцеплял руки замком. Андрюха забирался на эти сцепленные руки лицом соответственно к морю и фиксировал позицию, схватив меня за голову. После чего, по команде раз-два прыгал через меня, а я синхронно и стремительно кидал двухпудового сыночка назад и вверх...! Мне было тридцать пять лет, силёнка была и спина ещё работала, как надо. После сотни прыжков появились необходимые навыки и слаженность движений, Андрюха взлетал на полтора-два метра и технично входил в воду. За плечами у восьмилетнего пацана были уже и прыжки с трёхметрового трамплина...
Под водой он тоже без надрыва проплывал десять-пятнадцать, а то и все двадцать метров, тренировки в бассейне давали результат. Отработав свой номер до блеска, начали искать зрителей, чтобы похвастать, позвали маму, сказали, что покажем фокус.
Она подошла к нам, покинув нагретый песок, и стояла метрах в десяти от нас по колено в воде.
 
      Всё было исполнено без помарок, Андрюха взлетел, булькнул и ...пропал!
Надо было видеть Ларискино лицо, это было пособие из школьного учебника по психологии, были такие учебники при Сталине, - "страх, переходящий в ужас"...! Глядя на такое, "факир" и сам начал думать, что перестарался, но наконец Андрюха вынырнул, страх сменился выразительными жестами и выкриками, - дураки и клоуны!
Я обиделся, нахмурился и ответил:
- Не клоуны, а подводный акробатический спецназ Черноморского флота!

      Мы возвращались из Инкермана, ведя привычную светскую беседу:
- Батя, если Алёшка не перестанет совать свой шнобель куда ни попадя, то придётся ему по сусалам выписать!
- Батя, что такое бижутерия...?
- Да это мутата разная...
- Так, а что такое мутата...?
Утренние бутерброды давно рассосались в организме на атомы, и бате хотелось уже не кушать, а жрать...!
Полагая, что коллектив с ним солидарен, он показал рукой в сторону "пролетарской" столовой:
- Зайдём, перекусим и на пляж...
- О-о-о...! Пельмени, да как у любимой тёщи!
Батя, как математик и отличник быстро посчитал, - шесть двойных порций, одну Ларисе, три порции пацанам на двоих, и две мне, объедаться на жаре не буду.
Пельмени были не дешёвые, и вполне достойные, ручной лепки, тонкое тесто и натуральное свежее мясо. Но вот амбрэ...
Странное какое-то... Девушки в белых халатах быстро всё объяснили, - мясо утиное, но оч-чень свежее и вкусное. Напомню, что шёл июль 1987 года, как раз начало перестройки, и советский народ готовился пить чай без сахара и без заварки, есть ежей и кошек...
Команда моя подёргала носами с непривычки и наелась очень быстро, одолев кое-как втроём одну двойную порцию. Не зъим, так надкусаю, решил щирый хохол Лёха, деньги-то уплочены, да и на здоровье я не жалуюсь! Я взял вилку и перечницу, и приступил.
Первые две тарелки проскочили мигом, третья тоже хорошо пошла, четвёртая потребовала некоторых усилий, мне помогли регулярные пельменные тренировки под руководством любимой тёщи.
Доедая пятую двойную порцию я икнул и вспомнил рассказ Чехова про перекус блинами с икрой перед хорошим ужином...!
Осталось доложить почтеннейшей публике, что до пляжа после такого перекуса я дошёл самостоятельно, но в воду заходить побоялся, и тихо похрюкивал в тени под навесом...

-*-*-*-*-*-
А когда мы вернулись домой, появились талоны на сахар, и это было началом бесславного конца Советского союза.
Перед вами первая часть моих воспоминаний о поездке в Севастополь.
Продолжение следует...


Рецензии
Как житель Севастополь, огорчен рассказом. Мне всегда ,было непонятно, почему гости покупали ведрами и ящиками фрукты и овощи. Это тема отдельная.
И где же берег Херсонесса усыпанный черепками? Камни, ракушки да.
Ну и на засыпку. В Севастополе, городе союзного подчинения - Москва - (после войны , когда город был полностью разрушен) работали и молокозавод и мясокомбинат. Кроме того, работали винсовхозы, которые не только виноград выращивали и вино делали, Вокруг города их было шесть, и они входили в городскую инфраструктуру, то есть входили в районы Севастополе. Нахимовский и Балаклавский. В городе проживало тогда не более 450 тысяч,плюс флот гражданский и ВМФ. Еды хватало не только для жителей, но и для курортников, которых прибывало летом до 2 миллионов человек.
Комментарий для справки

Александр Боборыкин   25.03.2022 14:00     Заявить о нарушении
Александр! Как житель Южного Урала и неоднократный посетитель Севастополя, ничего не понял из вашей рецензии.
- Покупали вёдрами фрукты, даже дички из лесополосы, потому что на Урале инжир и абрикосы не растут, только вечнозелёные помидоры.
- Пару-тройку черепков из Херсонеса я привёз с собой на память, и храню до сих пор. Столько черепков я никогда не видел... Вот вам ссылочка про черепки:
http://www.tavika.ru/2015/07/xersones.html
- Не знаю сколько вам лет, и как вы прожили 15 лет "перестройки застоя", но у нас на Урале элементарно было нечего жрать. Вот когда мы вернулись в 1987 году из Севастополя, как раз из продажи пропал сахар, потом всё остальное, и началась перестройка.
- Ну, и на закуску. Пельмени с утиным мясом я ел только один раз в Севастополе, это говорит о том, что и на Севастополь надвигалась перестройка.
Моя любимая тёща частенько кормила меня нормальными пельменями, с нормальным мясом. Уток, гусей, пирожки с ливером она готовила отдельно, и очень неплохо у неё получалось...
Ссылочку про специфический запах утиного мяса у бестолковых поваров доверяю вам найти самостоятельно.

Лео Киготь   28.03.2022 23:03   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.