Записки экскурсовода Ч. 22 Терпенье даёт уменье

Предыдущая страница  http://proza.ru/2020/10/25/14

Однажды во время подготовки к сложной работе нас, будущих экскурсоводов, повели в специальные мастерские, чтобы показать процесс золочения деревянной резьбы. Когда мы вошли в мастерские, в нос ударили запахи лака, спирта,  клея, каких-то химикатов... Я сразу подумала, как вредна эта работа для кожи, для лёгких, а находились там, в основном, женщины. Они сосредоточенно либо обтачивали деревянные образцы, либо наносили лак или другой состав кистью на фрагмент резьбы.

Мы узнали, что позолота бывает двух видов: матовая и глянцевая. Для второго вида используется...  водка.
Мы узнали много нового для нас и не просто поняли, а прочувствовали, какой огромный труд скрывается за блестящей красотой залов Екатерининского дворца. А процесс золочения деревянной резьбы - это кропотливая ювелирная работа.

Применение золочения на разных материалах (металле, дереве, камне, пергаменте, кости и пр.) известно с давних времен довольно широко. Одним из ранних сочинений, дающих описание технологии работы с сусальным золотом, является трактат Ченнино Ченнини "Книга об искусстве, или Трактат о живописи", датируемый концом 14–началом 15 вв. В старинной книге даётся поэтапное описание процессов, сообщается рецептура и технология золочения.

Некоторые сведения о работе русских мастеров с сусальным золотом в середине 15 в. можно найти в рукописи Троицко-Сергиевского монастыря. Более подробные сведения о технологии золочения в России узнаем из рукописей конца 16–начала 17 в. и в рукописях 17 в. Процесс подготовки к золочению проходил следующим образом: иконные доски проклеивались два-три раза мездровым или осетровым клеем. Для каждой последующей пропитки брался более густой клей. Грунт составлялся обычно из мела. В первый слой иногда добавлялся пепел. По консистенции левкас (грунт, представляющий собой мел, смешанный с животным или рыбьим клеем с добавлением льняного масла) походил на густые сливки, и его наносили в 3-4 слоя: 1-й слой – жидкий тёплый, 2-й слой – гуще, также тёплый, 3-й слой – холодный густой. Левкас растирали пальцем и разглаживали четырехугольной палочкой. Обработка проводилась камнем, смоченным в воде, острым ножом, влажной тряпкой и хвощом. Подкладкой под золото служила охра, растёртая на воде. Перед наложением золота поверхность смачивалась водой или с помощью "грецкой губки" наносили мездровый клей. После просушки золото полировали медвежьим зубом. При масляном золочении пользовались олифой. Употребляли и "зелье чесночное". Во второй половине 17 в.рекомендована  подклейка разрушенного левкаса на иконах тёплым рыбьим клеем с последующим разглаживанием его тёплым камнем через полотно.

Даже читать об этом процессе - довольно долго. А представьте, сколько терпения и времени нужно, чтобы это проделать.

В наше время процесс золочения столь же долог и кропотлив, только усовершенствованы некоторые орудия труда.

Современная технология золочения у ленинградских позолотчиков сводится к следующему: пропитка древесины два раза раствором поливинилового спирта. Левкас (мел с раствором ПВС) наносят 8-14 раз (количество слоёв варьируется каждым мастером по-своему в зависимости от характера восстанавливаемой вещи) для полиментного золочения и 5-6 раз под матовое золочение. После соответствующей обработки грунта кладут полимент (охра, каолин или глина, воск, спермацет, мыло, сало; разводят разложившимся белком). Количество слоёв полимента также колеблется у разных мастеров от 6 до 12. Золотят, подмачивая водкой. При золочении под матовые поверхности на обработанный грунт наносят спиртовой лак, масляный лак и другие компоненты. Поверх золота наносится матовый раствор: спиртовой настой сандарачной смолы, желатин, для цвета – шафран. Такая методика широко применялась при восстановлении дворцов под Ленинградом и проводится в настоящее время в большом объёме СНРПО "Реставратор".

Продолжение  http://proza.ru/2021/06/23/1676

 


Рецензии
Прекрасно написано, Светлана! Всё точно!
И для реставраторов ох, как важно ТЕРПЕНИЕ.
А с ним постепенно и умение укрепляется!
С благодарностью за рассказ,

Светлана Петровская   18.11.2022 13:49     Заявить о нарушении
Cпасибо, дорогая тёзка, за внимательное чтение и поддержку!

Светлана Шаляпина   20.11.2022 19:55   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.