Непридуманные истории. Слезы матери. Хоспис 21

"Человек созревает только тогда,

когда негатив от поступков других уже

не может погасить в нем любви к людям.»

митрополит Антоний Сурожский

Время бежит незаметно, прошло уже больше шести лет моей работы в хосписе. Снова еду в отделение, скорее всего, будут новые люди, каждый со своей жизненной историей, своим багажом чувств, мыслей, желаний, надежд и воспоминаний…

Я не ошиблась – не знакомая старушечка. На вид лет за восемьдесят, а на самом деле оказалось меньше. Позже поняла, почему так внешние данные меня обманули.

Начали разговаривать и я даже испугалась в первые минуты общения (я у нее ничего не спрашивала, разговор складывался сам собой, по свободному сценарию). Она вещала тоном не требующий возражений, очень категорично построена каждая фраза ее высказываний, резкость и агрессивность в суждениях, вплоть до ненависти (о самом близком – родном сыне), а за всем этим внешним – страшная душевная боль, неприкрытое одиночество, отчаяние, обиды, как позже оказалось усталость до глубокого эмоционального истощения… Все эти чувства мучали и терзали ее многие десятилетия, разъедая личность и ломая хрупкий душевный мир – именно так изнутри выглядит созависимость (это по сути болезненное состояние, формируется, как правило, у всех членов семьи, в которой есть страждущий алко- или нарко-зависимый). И хотя, созависимость на данный момент Всемирной организацией здравоохранения не включена в перечень психических расстройств, ее проявления хорошо известны врачам-наркологам, психологам и психотерапевтам. Поведение моей новой знакомой – очень яркий пример такого на первых этапах - психологического, а в последствии и психо-соматического состояния, да еще и с поведенческими нарушениями. Это состояние (созависимость) хитро маскируется под заботу и борьбу за близкого, страдающего от зависимости, но без знаний об эффективных правилах поведения трезвых членов семьи в таких ситуациях не справиться. Бедные родители в полном смысле бьются за своих сбившихся с верного пути пьющих детей, а как показала практика лечения и реабилитации зависымых – половина успеха в их выздоровлении как раз зона ответственности их близких (жен, родителей). Конечно, к большому сожалению, моя новая знакомая ничего не слышала об этих научно-обоснованных методиках…

Видимо личная чаша горя была переполнена, что в первые, же минуты после знакомства Раиса начала свой печальный рассказ:

- Сына растила одна. Муж пил, не помогал совсем. Тянула я его тянула, да и выгнала алкаша поганого. Приходилось работать на двух работах. Уставала сильно. Сын рос без особого присмотра, вот улица и воспитала. Подрос, школу стал прогуливать, да что я сделать могла??? Вкалывала за двоих, приду домой, за хозяйство хватаюсь. Он мне в детстве помогал с хозяйством управляться, добрый был мальчик, жалел меня. Отца пьяного стеснялся, а позже и сам перешел на спиртное. Что я только не делала ругалась и кричала, била и замыкала в доме, к бабкам ходила – воду наговоренную пить ему давала… Толку не было – пошел по стопам папаши своего. Все пропил: работу потерял, семью так и не создал, из дома все вытаскал, все нервы мне вытрепал, гадина такая.

Ее тело содрогалось от нервного перенапряжения, лицо стало красным, она уже перешла на крик. Я стала ее успокаивать, пыталась отвлечь, переключить беседу на другую тему, но это было крайне трудно.

В очередной раз, делая закупку литературы, я приобрела специально для нее книгу о великой силе материнской молитвы. Очень торопилась увидеть ее снова, надеялась, что может получится с ней спокойно поговорить, утешить, помочь вспомнить светлые моменты ее общения с сыном, подарить ей молитвослов. Вхожу в палату, угощаю всех. Общее оживление и интерес к новым книгам меня очень радует, предлагаю вслух почитать книгу о чудесах материнской веры и молитвы, но Раиса, вопреки моим ожиданиям, категорически отказывается даже слушать об этом:

- Никогда я молится не стану больше! Если уж бабка не помогла со своей водой, то уж о какой молитве можно еще говорить?! Обман все это, не помогает ничего! Так я его ненавижу, что решила убить пьяного, да духу не хватило. Одного желаю, чтобы гад этот сдох быстрее! – выкрикнула и выскочила из палаты, хлопнув дверью.

Все в палате замерли. Говорить сил не было. Несчастная, измученная и потерявшая последние крупицы надежды женщина в своем отчаянии бросает все и ложиться от безысходности в наше отделение, чтобы переехать в интернат для пожилых людей. Она всю жизнь маялась, бедненькая, металась в своей беде, пыталась у бабок, в лучшем случае, у шарлатанок, спасение найти…

После этой встречи, она ко мне стала относиться без интереса, демонстративно разговоров избегала, а вскоре и переехала в интернат. Как-то волею судеб я оказалась в этом заведении, узнала ее, обратилась по имени, спросила, помнит ли она меня? На что получила резкий и неприязненный ответ:

- Незачем мне тебя помнить, я себя не помню!

А коллеги-сотрудники интерната, наблюдая нашу встречу, сказали, что она не с кем в мире и согласии не живет, кроме претензий ко всем и ко всему (соседкам по палате, персоналу, администрации, президенту, погоде, обеду и так до бесконечности) ничего не говорит, скандалит часто. От занятий с психологом отказалась. В интернат православный священник приходит периодически – всех желающих приглашает на чаепитие и беседы, она на встречи не заходит.

- Вот недавно из войсковой части к нам молодые солдатики с концертом приезжали. Такая программа интересная была, подарки и угощения привезли для наших старичков, а Раиса наша и на их выступление в актовый зал не пришла, и в гостинцах ничего вкусного и хорошего для себя не нашла, - с горечью припомнила психолог интерната.

Это еще один характерный признак созависимого поведения: человек уже просто органически не умеет радоваться, отвлекаться от негатива, фиксировать свое внимание на том хорошем, что у него в данный момент есть в жизни, круг интересов резко сужается… Забывает человек, попавший в плен созависимости, самое главное в жизни – о ЛЮБВИ и НАДЕЖДЕ, ДОБРЕ И СЧАСТЬЕ. Душа его страстью гнева и осуждения, уныния и обид переполняется…

Вот такая трагическая история. Помоги ей, Господи Милостивый!

А жизнь продолжается, течет, струится по неведомому нам руслу... Божий промысел привел меня к знакомству с новыми людьми. Я увидела занятия группы, в которой зависимые и члены их семей стараются выздоравливать, избавляясь каждый от своего деструктивного багажа своей
болезни. Путь этот тернистый, требует от каждого больших личных духовных усилий. И идти по нему лучше и гораздо эффективней дружной командой людей, которые находятся в похожих жизненных обстоятельствах; с общей православной молитвой друг за друга, опираясь на научные знания специалистов, читая литературу, делясь своим опытом между собой… Оказывается, только так можно пройти крутые перевалы и преодолеть непреодолимые препятствия: снова научиться видеть радужный и яркий мир вокруг, раскрашивая прежде всего свою (еще в недавнем прошлом созависимую) жизнь своими интересами, духовно расти, выпутываясь из липкой паутины страхов и отчаяния; снова учиться любить и прощать, разгоняя мрак обид и боли, опираясь в общении только со здоровой стороной личности зависимого своего близкого и родного человека; вспомнить все его светлые и хорошие черты и качества, с молитвой вступая в схватку с темными силами, которые паразитируют в его душе, затуманивая сознание, переворачивая всю его жизнь с ног на голову… В таких группах складывается здоровый командный дух, готовы даже ночью ответить страдающему сотоварищу на телефонный звонок. Люди знакомятся и искренне делятся своими чувствами и надеждами, непростыми жизненными случаями и поддерживают споткнувшегося и унывающего, обсуждают за чашкой ароматного чая прочитанные книги ( Дроздов И. «Геннадий Шичко и его метод», Зайцев С.Н. «Созависимость - умение любить», Савина Е. «Я люблю его», Савина Е. «Возвращение Кая» и другие); выезжают в паломнические поездки по святым местам.

Одну историю мне очень хочется здесь пересказать:

Женщина, назовем ее Мария, доверчиво повествует свою не хитрую историю. Семья у нас простая: мы работали, дети учились. Пионерия, комсомол, школа, трудовой коллектив, будни советских пятилеток, а когда развалилась наша страна муж не смог себя найти - запил… Завод закрылся, пришлось мне уборщицей устроиться. За поведение мужа было стыдно перед соседями, помню, даже за хлебом в магазин стала выходить только вечером под покровом темноты. Через короткое время он умер – сердце не выдержало. Трудные были времена для нас. В этот период незаметно померкла радость жизни, все стало серо-черным для меня, смысл потерялся. Бога я не знала тогда. Крещена была в детстве, моей мамы бабушка тайно от родителей крестила в отдаленной церкви, но больше в храм меня не водили после никогда. Пробабушка верующая была, а умерла, когда мне было пять лет, так и не успев передать эстафету веры, церкви закрыты были, Хрущев очередные гонения затеял... Что тут говорить, времена были такие - нам выпали безверия и забвения народных традиций… Это до революции детки в семье с молоком матери впитывали живительную благодать Господнюю, иерархичный порядок Богом установленный в семье им специально объяснять не было необходимости: Бог на первом месте, общей молитвой начинался и заканчивался день; каждое воскресенье и праздники православные все лучшие наряды надевают и на Литургию, люди читать не умели, а молитвы, Евангелие, Псалтырь наизусть знали, календаря не имели, а все праздники помнили, посты соблюдали, в Таинствах Церковных соборно участвовали, об урожае всем селом Бога молили и благодарили, на всякое доброе дело Благословение у священника испрашивали, грехи слезами покаянными оплакивали; старших свято почитали. Муж – глава семьи на земле, всегда во главе стола, решение принимает он. Жена – как его полноправный помощник – ему с любовью и должным уважением подчиняется, тепло добра в семейном очаге хранит. Детки к родителям на «Вы» обращались, с измальства к труду приучались. Слава мужа – Бог, слава жены – муж, а ребятишки – народ Божий, данный родителям для воспитания и возростания в вере. Это все у нас украдено было.

Сына крестила в его детстве, хоть и коммунисткой была. Тогда так подумала: не мной обычай заведен, не мне отменять! А по сути ничего о Таинстве и не знала. Он рос стеснительным, а когда муж запил, я сыну очень мало внимания уделяла. Теперь только это понимать стала. Здесь в группе как со стороны себя увидела: одинокая, отчаявшаяся, в жизни и вокруг себя замечать перестала хорошее и светлое. Как в той сказке, помните: «что воля, что не воля» все равно мне было. Сын повзрослел, работать начал, с девушкой познакомился, сошлись. Я в их дела не лезла, но она мне не нравилась никогда. Прожили они вместе два года. Он ее к себе на предприятие устроил, а через несколько месяцев оказалось, что она в конкурирующую фирму всю информацию передавала, да еще и с компьютера сына это все делала. Начальство разбираться не стало, его уволили. Сама она тут же исчезла из нашей жизни, тут он и запил. Никогда такой реакции от него не ожидала. Сил оплакивать новую беду у меня уже не было. Сначала к совести взывала, бутылки со спиртым забирала и в унитаз выливала, ругалась на сына, страшно вспомнить, проклинала его, а ничего не менялось к лучшему… Жить мне тогда уже не хотелось. Обида на Бога и на сына поселилась во мне, душу, как кислотой, разъедать стала. Несколько лет мы так жили – врагами можно сказать. Помощь мне пришла, откуда и не ожидала: однажды ко мне новая соседка подошла, за плечи обняла и молитву в руки вложила. Так она по-доброму мне в глаза посмотрела, что я от этого взгляда словно проснулась. Тихонько так мне с любовью сказала:

- Молись родная, молитва матери со дна моря достанет!

Я домой пришла, листочки, которые она мне дала, развернула, а там акафист Богородице, который перед Ее иконой «Неупиваемая чаша» читают, от руки ровным подчерком написан. Я дома на колени упала, читала со слезами, а слова такие родные и сладкие мне в душу ложились. Стала каждый день молиться, к Богородице обращаясь, а через месяц и дорогу к храму Господь указал. Страшно подумать теперь – всю свою жизнь без Бога жила. Сначала только на молебен ходила. На душе у меня как-то теплее стало. Священник такой внимательный у нас служит. Разговорились однажды с ним, я ему всю свою жизнь горемычную незаметно рассказала. Он мне книжечку дал почитать – «Подготовка к исповеди», молитвослов для новоначальных и Евангелие подарил. Соседка первый раз помогала мне подготовиться к Таинству Евхаристии. На исповеди я плакала, но уже не от обиды на сына и на судьбу, а от страха за свои грехи... Причастилась. Впервые за много лет на душе радость почувствовала, легко стало, словно всю грязь вымела. Дома пирог испекла на радостях. Сын впервые трезвый за шесть месяцев к столу вышел. Чай вместе сели пить – тихо по-семейному. Он пирог мой кушает и неожиданно для меня в глаза мне заглянул и сказал:

- Мама, у тебя сегодня во взгляде тепло светиться, а то пустотой веяло…

Я эту его фразу на всю жизнь запомню.

Взяла кусочек пирога и к соседке в квартиру позвонила, угостить ее решила. С ней разговорились. Она мне свою жизнь рассказала:

- Муж погиб, дети маленькие – двойняшки сын и дочь, помощи неоткуда ждать было. В детский садик няней устроилась работать, еле концы с концами сводила, работала день и в ночь - с ними в дежурной группе ночной няней оставалась. Сын себя старшим считал – первым он родился. Подрос, помогал изо всех сил своих: к бабушке и дедушке в отдаленный поселок ездил, им по хозяйству помогал, огороды копал там тем, кто просил, всю копеечку заработанную нам привозил. Сестру – дочкой называл. Я нарадоваться не могла. Он и учиться не пошел после школы, работал. Дочкой в семье гордились особо, она с детства рисовала, в художественную школу отдали,
выучилась, институт закончила, художником стала, теперь деток учит. Бабушка с дедушкой постарели, беспомощными стали. Сын ухаживал до последнего за ними. А после их ухода, начал спиртным свое горе заливать… Я теперь думаю, надорвался он психологически от непосильной ноши своей ответственности за семью, вот и сломалось что-то внутри. Времена перестроичные были, работы в городе не стало. Я в Москву на заработки уехала, сына с собой звала, да он отказался. Пытались с дочерью спасти его, но не смогли. Умер он в очередном запое. В Москве стала социальным работником. Один из подопечных - одинокий пожилой человек общительный был. Он мне о Боге рассказал, молиться научил, как мог в горе поддерживал (его деда – православного священника, в тридцатые годы на Бутовском полигоне расстреляли, а семья веру свято хранила. Он до последнего своего часа молился и за несколько часов до смерти Причастился). Квартиру по завещанию мне оставил.

Так вот она к Богу пришла. Мы с ней приятельницами и сестрами во Христе после этого вечера стали. Всюду вместе и по монастырям в паломничество, и на службы в наш храм.

Решила я все в жизни менять: дома ремонт затеяла (сын даже помогать начал, хотя я и не просила, потому что отказа его боялась). Нашла на антресолях пробабушкин чемоданчик - мама сохранила. В нем иконы в вышитые рушники завернуты. Достала я их из заточения полувекового, на полочку в своей комнате поставила, молиться перед ними стала.

Так я к Богу пришла. Полтора года назад, после литургии подошла к доске объявлений (сама не знаю зачем). Увидела объявление «Уроки трезвости». Пошла на занятия, столько нового для себя открыла, позже этот же курс еще раз в интернете нашла и еще раз прослушивала. Дьякон Иоанн Клименко их ведет. Сам он в Марфо-Мариинской обители служит, а до рукоположения в химической лаборатории работал, кандидат наук. Дневники, специально разработанные для этой программы, целый год с усердием писала, так научилась на себя будто со стороны смотреть, менять свое поведение, а после стала сюда на занития группы ходить. Уже в первый раз почувствовала здесь поддержку и понимание. Приняли меня хорошо. Мое состояние душевное изменилось, я даже улыбаться начала, весне радоваться, первым листочкам, пению птиц, вдруг заметила как выросли деревья вокруг нашего дома, а то все с опущенными глазами мимо ходила… Заметила тогда и молитва у меня легче пошла, Слава Богу. Кричать и обижаться на сына перестала. Очень мне книги о вере, радости и молитве архимандрита Андрея Конаноса помогали, после чтение сердце оттаяло, много ответов на свои вопросы нашла. Поняла, сколько всего  необходимого мы в нашей жизни утратили и детям своим не передали. Теперь хотелось все исправить, но быстро и насильно к хорошему никого привести не возможно. Тут терпение и твой труд духовный важен, себя менять нужно, чтобы вокруг все изменить, а ведь я и этого не сознавала. Не скрою, теперь очень мне хотелось с сыном в Храм ходить, но я Богу эту свою мечту переадресовала, у Пресвятой Богородицы помощи просила...

Вскоре сын не поверите, пить перестал. Трудно было ему к нормальной жизни возрождаться, с большим трудом работу нашел. Теперь год, как не пьет, наши отношения с мим наладились, на работу вышел, с девушкой познакомился. Сегодня мне утром сказал:

- Мама, спасибо за твою молитву! Буду и я к исповеди готовиться.

Глаза у Марии светятся от счастья. Благодарит всех участников группы за общую молитву и поддержку.

Вот такие разные истории и разные пути.

«Когда мы правильно себя ведем, Богородица извещает об этом близких нам людей и умягчает их души!» преподобный Паисий Святогорец.


Рецензии
Уважаемая Альбина! Объясните пожалуйста в чём заключалась созависимость Раисы от её пьющего сына. Мне это не понятно. Почему к концу жизни Раиса так озлобилась, потеряла радость и доброту? Что с ней произошло? Ведь она уже давно жила отдельно от своих близких.

Елена Полл   04.11.2021 21:26     Заявить о нарушении
Елена! От всего сердца благодарю вас за внимание и ваш вопрос. Раиса прошла все круги ада со своим зависимым сыном. Зависимость и созависимость - это заболевания при котором страдает организм на биологическом упюровне (истощается нервная система, потом страдают другие органы..- это про зависимость, у созависимого страдает нервная система, потом человек перестаёт следить за своим здоровьем, ему некогда- одна цель спасти близкого), социальном уровне (зависимый выпадает из общения из-за употребления, его увольняют..., а созависимый берет на себя больше работы, чтобы кормить своего близкого, теряет общение с подругами, теряет интересы, думает только о том, чтобы спасти зависимого...),на психологическом уровне у созависимого меняется поведение, например, злоба появилась, ненависть и.д, на духовном уровне - нет веры. Это заболевание и оно не проходит само собой даже с переездом . Его нужно лечить . Школа трезвости (10 уроков) как раз и раскрывают алгоритм лечения.

Альбина Алдошина   04.11.2021 23:08   Заявить о нарушении
Желаю вам, Елена, и вашим близким всего самого хорошего и светлого, доброго и радостного в жизни!

Альбина Алдошина   04.11.2021 23:09   Заявить о нарушении
Спасибо, Альбина, за разъяснение. Есть ещё вопрос. Почему Раиса не замечала разрушительной силы своей заботы о сыне? Почему она не боролась за свою собственную жизнь? Значит ли это, что она так же, как сын, была склонна к суициду? Благодарю Вас, Альбина, за добрые пожелания! Желаю Вам так же крепкого здоровья и успехов!

Елена Полл   04.11.2021 23:19   Заявить о нарушении
Елена. Когда случается, что в семье кто-то зависимый, то первое время ,(несколько лет),обычно, близкие не верят, что эта беда сможет разрушить все вокруг, надеются на то, что он возьмёт "себя в руки"...потом начинают спасать и скрывать наличие такой беды в их семье - вот тут теряют друзей своих, общение, интересы свои, начинают врать себе даже себе, потом начинают больше работать- деньги нужны, окончательно забывают о себе, о своём здоровье, появляется разочарование в адрес зависимого, агрессия, злость, замечают, что тот катиться все ниже и ниже, начинают винить себя.... Эта болезнь-созависимость очень хитро маскируется под маску "спасения, благих дел...", а на самом деле нужно ОСОЗНАТЬ, что попал в эту беду, начать путь к своему выздоровлению

Альбина Алдошина   05.11.2021 09:04   Заявить о нарушении
То есть это значит, что сын болел своей болезнью, а она своей. Он не осознавал себя больным, и она не заметила как стала больной,,,
Себя критично оценивать мало кто может (обычно, считают себя правым), а вот в болезни критика пропадает совсем, к сожалению! Вот почему важно ходить, например, на исповедь :формируется навык самонаблюдения , самоанализ, священник даёт обратную связь на твои слова = повод для твоих размышлений о себе, а в Таинстве Причастия, Господь даёт Благодать и Силу для борьбы со своим негативом, который у человека в мыслях, поступках проявляется... психолог, слушая человека, помогает человеку услышать самого себя, обращая внимания при беседе на смысловые акценты, который ставит человек в беседе, уточняет смыслы этих акцентов (просит человека разъяснить, что человек имел ввиду) .Это , поверьте, серьёзный кропотливый и тяжёлый труд- работать над собой... расстаться со своими ошибками...

Альбина Алдошина   05.11.2021 09:14   Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Альбина, за ещё одно разьяснение. Человеку трудно видеть себя со стороны и понимать, почему он совершает тот или иной поступок. Думаю, что в основе ошибочного поведения лежит или страх перед жизнью или горькая обида на что-то. Буддисты советуют "принимать всё", но это легко советовать и не легко выполнять. Что значит принять всё? Как с этим смириться? Как перестать горевать? Как смириться с тем, что люди снова и снова допускают те же ошибки, что и тысяча лет назад? Как вообще оставаться счастливым, если ты видишь, как кто-то гибнет, разрушает себя и других?

Елена Полл   05.11.2021 14:38   Заявить о нарушении
Забыла... Много негативного совершается ещё из-за гордыни и желания быть большим, чем ты есть на самом деле.

Елена Полл   05.11.2021 15:06   Заявить о нарушении