Киев. Институт благородных девиц. Создание

        22 августа (3 сентября) 1838 года на углу улиц Екатерининской (теперь Липская) и Ивановской дороги (теперь ул.Институтская) открылось учебное заведение для девушек из обедневших дворянских семей - Киевский Институт Благородных Девиц.

АВТОРСКОЕ ВСТУПЛЕНИЕ

       Много лет собирая информацию о киевских гимназиях, это учебное заведение я обходил стороной. Во-первых, в моем представлении Институт, представлялся заведением более высокого уровня, чем гимназии. Во-вторых,первый раз просмотрев о нем статью в Википедии, я решил, что информация в ней достаточно исчерпывающая.
       Оказалось, что Институтом не интересовался не только я, но и большинство солидных исследователей, уделивших особое внимание Коллегии Павла Галагана, посвятивших ей ряд фундаментальных работ.
        Однако,по мере того, как я занимался информацией о гимназиях, у меня стали собираться и материалы об Институте. Так я, наконец, решил уделить ему должное внимание. И оказалось, как же я был неправ, обходя его вниманием!
Более того,убедился, что в Википедии и особенно в украинской Вікіпедіі информации совсем немного, например, отсутствует она о начальницах(хотя помещены их фотографии) и инспекторах классов, из преподавателей, представлены только 13, а из выпускниц названы только 9, но при этом была упомянута Е.И.Ельчанинова, о которой сказано, что она "оперная певица", хотя на все мои старания, нигде я о ней информации не нашел, а то, чем прославилась А.А.Шульга для меня и вовсе осталось загадкой.
      Кроме того, среди воспитанниц Института ошибочно названы украинская писательница и поэтесса Наталя Забила(скорее всего спутана с Надеждой Забелой-Врубель) и Олена Пчилка, учившаяся в женском пансионе Агафьи Осиповны Нельговской.
      
         Зато в списке выпускниц Института отсутствовали многие достойные имена: первой русской женщины-палеонтолога, доктора наук Московского университета, почетного члена АН СССР Марии Васильевны Павловой, переводчицы Марии Викторовны Лучицкой (Требинской), не говоря уже об известных артистках Л.М.Гаккебуш, Л. И. Добржанской, А. П.Затыркевич-Карпинской, а также оперной певице Ольге Николаевне Арсеньевой.

К сожалению информация об институте, за малым исключением, завершается 1888 годом, представленным в прекрасной работе М.М. Захарченко. «История Киевского института благородных девиц: 1838-1888 гг» (Киев,1889); а поскольку среди воспоминаний о быте и нравах в Киевском институте остались лишь записки бывшей воспитанницы института в 1860-е годы Марии Воропановой «Институтские воспоминания», при написании раздела «Обучение и воспитание» пришлось опираться на исследования и воспоминания, относящиеся к другим институтам, но как увидит читатель, быт и нравы в них мало чем отличались.
         Буду благодарен всем, кто поделится со мной дополнительной информацией!

ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ ИНСТИТУТА

         Начало среднему женскому образованию в России положила императрица Екатерина II, которая поручила своему главному советнику по делам образования Ивану Ивановичу Бецкому (1704–1795) подготовить программу воспитания и образования девушек. С его подачи, по Указу Екатерины II в 1764 году в Санкт-Петербурге при Воскресенском — Смольном Новодевичьем монастыре, который в обиходе именовали «Смольный», было основано «Воспитательное общество благородных девиц»- первое в России государственное учебное заведение для обучения девушек. Главной его задачей было «воспитание, образование характера, привычки к добродетели и умение вести себя в обществе». Прототипом Смольного института послужило первое в Европе светское женское учебное заведение - Институт Благородных Девиц, существовавшее во французском Сен-Сире с 1686 по 1692 год,и известное своим абсолютным монашеским укладом жизни.
          
       После смерти Екатерины II дело воспитания «благородных девиц» продолжила супруга императора Павла - императрица Мария Федоровна. По образцу Смольного института, под её руководством возникает сеть подобных учебных заведений по всей России. Именно Марии Федоровне еще в начале 1804 года принадлежала инициатива открытия, по примеру Петербурга и Москвы, учебного заведения для девушек из дворянских семей в Киеве.

        В 1833 году тогдашний Киевский генерал-губернатор граф Василий Васильевич Левашов(1783-1848) обратился к императору Николаю с посланием, в котором, в частности, говорилось: «Ни в училищах этого края, ни в семействах никто не стремится к приобретению полезных для общества знаний, никто не заботится о нравственном себя усовершенствовании; одно только упражнение ума приятными искусствами составляет цель образования; от сего гражданские добродетели и государственные обязанности остаются в небрежении или затмеваются превратными понятиями». Все это, по мнению генерал-губернатора вызывало острую нужду всячески подвигать и поощрять жителей края к воспитанию детей в общественных заведениях и «примерному в них образованию». Еще более необходимым, чем воспитание юношей, генерал-губернатор считал «нравственно и сообразно пользе общественной умственное образование будущих матерей семейств», мотивируя это тем, что «владычество их над сердцами и умами мужей и детей своих все производит».
         Николай I, рассмотрев предложение В.В.Левашова, уже 5 ноября 1834 года утвердил Устав Киевского института, в котором, в частности, указывалось, что этот храм науки должен «предоставить бесплатное воспитание детям бедных дворян», и распорядился выделить из казны на его обустройство 500 тысяч рублей.

        Ещё до этого, в июле 1834 года генерал-майор артиллерии Дмитрий Матвеевич Бегичев(1768-1836), владевший обширной усадьбой с большим деревянным трехэтажным домом на склоне возвышенности над Крещатиком, обратился к генерал-губернатору Василию Левашеву, что готов эту недвижимость подарить «на пользу открытого ныне в Киеве Университета или же на другой таковой же общеполезный предмет без всякой за то мне заплаты или иного какого-либо вознаграждения». Пожертвование было с благодарностью принято, но В. В. Левашов предложил использовать усадьбу не для университета, а в собственность будущего учебного заведения для девушек и смог договориться об этом с руководством университета.
         
          Однако, сменивший в 1835 году Василия Левашева граф Александр Дмитриевич Гурьев(1785-1865) не считал идею открытия женского института приоритетной задачей. Во всяком случае, при нем ничего в этом направлении предпринято не было. Только в 1837 году, когда Киевским генерал-губернатором стал Дмитрий Гаврилович Бибиков(1792-1870), который сразу же взялся за дело, в Киеве состоялось открытие Института. Основные расходы для его открытия взяли на себя Приказы общественного призрения Киевской, Подольской и Волынской губерний.
        Институт благородных девиц в Киеве стал четвертым в Украине после Харькова (1812), Полтавы (1817) и Одессы (1828)

ЗДАНИЕ

        Первоначально, в августе 1838 года, институт был открыт во временном помещении - в одноэтажном, но внушительном здании с классической колоннадой, по улице Липской, 10, где раньше жил генерал-фельдмаршал, герой Отечественной войны 1812 г., комендант оккупированного в 1815 г. русскими войсками Парижа - князь Фабиан Вильгельмович фон дер Остен-Сакен(1752-1837), который после его смерти пустовал.
         В том же 1838 году был снесен дом Дмитрия Бегичева, и 1 июля 1839 года в присутствии киевских официальных лиц, преподавателей института, родителей и учениц, состоялась торжественная закладка нового здания.

         Проект здания для института был заказан академику архитектуры, профессору Петербургской Академии художеств ВИКЕНТИЮ ИВАНОВИЧУ БЕРЕТТИ(1781- 1842), который до этого проектировал здание Киевского университета и обсерватории.
         Разрабытывая проект, В.И.Беретти прекрасно учел два обстоятельства: первое, что здание будет располагаться на высокой горе, которая нависала над Крещатиком, и второе, что девушки должны будут жить в институте постоянно, поэтому, отказавшись от лишней монументальности, он сделал все, чтобы сохранить живописность окружающей местности, оставить вокруг здания не просто природный ландшафт, а буквально каждое деревце.
       
        К сожалению, 18 августа 1842 года в Киеве архитектор Викентий Беретти умер. Завершение строительства и внутренней отделки здания были поручены его сыну- академику архитектуры (1840) и педагогу, преподавателю истории архитектуры в Киевском университете АЛЕКСАНДРУ ВИКЕНТЬЕВИЧУ БЕРЕТТИ (1816-1895).
         Строительство здания продолжалось пять лет и было завершено в 1843 году.

Вход в здание украшала полуротонда с коринфскими колоннами и рельефным фризом с изображением пеликана, кормящего птенцов - символ родительской любви и самопожертвования. С фасадной стороны здания красовалась золотая надпись: «Институт благородных девиц»
         Грандиозно возвышаясь своими белыми стенами и золотым крестом над окружающей местностью, здание красиво смотрелось как вблизи, так и в общей панораме городского центра.

        Трехэтажное кирпичное здание и четвертым- подвальным. В плане представляло очень вытянутый прямоугольник с двумя прямоугольными ризалитами вдоль и полуротондой в центре главного, симметричного по композиции фасада. Помещения группировались по обеим сторонам коридора, идущего через дом.
        На ПЕРВОМ этаже были: приемная, квартиры начальницы и её помощницы, римско-католическая церковь, гардеробная, больница и несколько квартир для служащих;
        на ВТОРОМ: большой зал торжественных собраний - в два света и с хорами, украшенный портретом во весь рост императрицы Александры Федоровны, рекреационный зал - с физическим кабинетом и библиотекой, православная церковь - высотой в два этажа, классные комнаты, столовая и две комнаты классных дам;
          на ТРЕТЬЕМ: дортуары (общие спальни) и умывальные комнаты для воспитанниц, а так же комнаты классных дам;
           в ПОДВАЛЬНОМ: кладовые, кухня и баня, службы к квартире начальницы и комнаты прислуги.
          Помимо основного здания был построены: каменный флигель, прачечные с сушилкой, конюшня со службами и колодец.

В последующие годы в здании и прилегающей територрии не раз проводились дополнительные работы.
         В 1851 году Совет принял решение привести в надлежащий вид институтский сад и окружающую его ограду; в том же году была устроена в первом этаже главного здания образцовая кухня для ознакомления воспитанниц с кулинарным искусством.
           В 1854 году для внеклассных занятий, завтрака и обеда в летнее время, была построена в саду крытая галлерея; в том же году были устроены во всем здании амосовские печи.
          В 1871 году, с устройством в городе водопровода, он был проведен и во всем здании института, что дало, конечно, возможность пользоваться большим количеством воды и лучше поддерживать чистоту.
         В 1872 году был поднят потолок в одном из дортуаров и построены новые службы; в 1874 году был снабжен водопроводом и капитально отремонтирован жилой флигель.
         В 1883 году — расширены дортуары, равномернее разделены классные комнаты и устроено несколько особых помещенйй для уроков музыки. В 1888 году оборудован рисовальный класс.
Кроме того, ещё в 1843 году Совет Института, учитывая потребность в увеличении усадьбы и расширения сада, воспользовался предложением действительного статского советника Пасенко и прикупил от него к своей усадьбе еще 1745 кв. саженей со всеми бывшими на ней постройками.

       Долгое время, восточную часть институтского двора занимали деревянные хозяйственные постройки. В 1903—1904 годы эти строения были снесены и на их месте по проекту гражданского инженера и архитектора ЕВГЕНИЯ АЛЕКСЕЕВИЧА ТОЛСТОГО (1864-1915) был достроен двухэтажный, с подвалом, кирпичный корпус с четырехколонным тосканским портиком, в котором помещались квартиры служащих, столовая и малый зал. Пристройка соединяется с основным домом двухъярусным переходом с широкой полуциркульной аркой в первом ярусе.
 
      Внутренние интерьеры Института были полны ясности и благородной простоты, света и тепла, повсюду размещалась красивая мебель, было много зеркал, на полу лежали красивые дорогие ковры, стены и потолки украшены бронзой.

       Здание Института окружали тенистый и холмистый сад, в котором росли удивительные породы южных деревьев, которые славились долгим цветением и устойчивостью к морозам. Кроме того, по воспоминаниям воспитанницы института, в саду были уголки, которые манили своей таинственностью и недоступностью, парк с дорожками и деревянными беседками и высокой оградой, за которую воспитанницам запрещено было даже выглядывать.
         В 1884 году, по предложению начальницы, была переделана летняя галлерея в саду, прежде неохотно посещавшаяся детьми и служившая скорее складом для старой мебели, а после- ставшая излюбленным местом воспитанниц во время летних занятий;
       в том же 1884 году, на южной стороне здания, была отделана вновь засаженной аллеей, прилегающая к квартире начальницы часть верхней площадки и устроен на ней небольшой садик для начальницы.

В 1943 году, во время Второй мировой войны здание, как и многие другие в центральной части Киева, почти полностью сгорело. Опаленные стены и груды исковерканного метала – все, что осталось от былого дворца.
         В 1952 году под руководством архитектора Алексея Ивановича Заварова начались масштабные строительные и реставрационные работы.

       Внутри здания, был оборудован большой зрительный зал на 2020 мест, с партером, амфитеатром и двумя ярусами балконов. К зданию, спроектированному В. И. Беретти, пристроили гранитные лестницы с балюстрадой в центре.
         Торжественное открытие восстановленого здания, который получил название «Октябрьский дворец культуры», состоялось 24 декабря 1957 года. До открытия в 1970 году дворца «Украина», в дни новогодних праздников для детей в нем устраивалась главная городская ёлка.
         С 1991 года в здании размещается Международный центр культуры и искусств.


Рецензии