Азбука жизни Глава 4 Часть 101 Для счастья больше

Глава 4.101 Для счастья больше ничего и не надо!   

http://proza.ru/2021/06/23/1569

- Ты спать собираешься, родная?
- Всё! Я уже валюсь с ног, Николенька.
- Посмотри, что я сейчас нашёл в твоих закладках.
- Это мы с Эдиком были в Торонто на гастролях. Вот я в свободные минуты наслаждалась присутствием детей, записывала. А потом забыла о них. Если находишь интересным, сбрось текст в интернет.   
               

"Пока дети заняты с Николаем Дмитриевичем в беседке, я поиграю. Григ, Шопен, Чайковский? Нет! Хочется начать с «Лунной сонаты» Бетховена. А почему? Вероятно, мое жизненное кредо созвучно со стремительной бетховенской атакой в творчестве.

  ««Лунная» соната состоит из трех, внешне, совершенно различных и, казалось бы, несовместимых частей, является шедевром структурного единства, основанного на интуиции. В противоположность «Патетической» сонате, которая в эмоциональном отношении как бы ретируется от воинственного начального Allegro к более умеренным претензиям в заключительном Рондо, «Лунная» набирает силу от первой ноты к последней. Начинаясь с очаровательного робкого мотива, несомненно, самой популярной и обычно наиболее превратно трактуемой бетховенской мелодии, тройственная (Бас, триольный аккомпанемент и мелодия) грация Adagio растворяется в дразнящей своей прозрачностью дуновении ре-бемоль мажора (вторая часть). Это хрупкое осеннее Allegretto в свою очередь исчезает во внезапном всесокрушающем порыве (заключительное Presto). В сущности, Presto в этом сочинении как бы кристаллизует настроения предыдущих частей и подтверждает их эмоциональное родство – гибкое и одновременно неоспоримое. Написанное, в форме сонатного Allegro (обычно эту форму Бетховен использует для первой части), Presto – один из самых впечатляющих по своей структуре и темпераментному разнообразию финалов Бетховена. Благодаря сконцентрированной в нем энергии, «Лунная» соната заслуженно возвышается над всем парадом самых популярных произведений 18 века»...
 
  Эдик, это замечательное высказывание композитора Майкапара  о «Лунной», вчера не случайно оставил для меня на рояле. Николай Дмитриевич бросает взгляд в открытое окно, из которого я прекрасно вижу, что происходит в беседке.
Дима с Валечкой с интересом играют в настольный футбол. Пока я не играла, старший Головин был не меньше увлечен игрой с внуками. Однако сейчас он с удовольствием слушает меня. Замечательно! Можно провести эксперимент и с детьми. Хотя бы понаблюдать за Валечкой.

  так, возьмем что-нибудь из «Детского альбома» Чайковского... С «Утренней молитвы» и начну. Как прекрасно композитор передает начало зимнего утра. Впереди много событий приятных и грустных. В комнате тишина и полумрак. В такой обстановке хорошо приводить свои мысли в порядок. А вот напутствие автора перед дальней дорогой.

  Валечка уже прислушивается к звукам инструмента. Я ему не раз играла некоторые вещи из этого альбома. «Маму» из альбома он слушает с трепетом. Мама в этих чарующих звуках внимательная и ласковая, временами настойчивая и все понимающая. Вот и я сейчас возвращаюсь в свое детство, в котором вижу свою маму. Нет уже той боли, как прежде, что не жила постоянно рядом с ней.

  Вот и «Болезнь куклы», которую любила слушать я в детстве, когда Ксюша играла для меня. А когда сама стала учиться в музыкальной школе, то мама и бабуля уже с трепетом слушали моё исполнение и поощряли ребёнка таким образом.
Машенька тоже часто просит, чтобы я поиграла «Болезнь куклы». Причем, каждый раз требует, чтобы рассказывала, как в старой игрушке что-то сломалось, ее движения неловки и жалки. Хочется помочь и нечем. Сережа даже для эксперимента сломал одну из кукол дочери, и она ее любит больше других игрушек, как бы жалея и ассоциируя постоянно с моей игрой.
      Машенька услышала звуки мелодии и счастливая тянет деда в дом. Николай Дмитриевич не менее радуется, чем его любимая внучка, с удовольствием берет её на руки. Дима с Валечкой поняли деда и бегут в дом. Пока не подойдут, буду играть только «Болезнь куклы». Мне и самой приятно часто возвращаться к «Детскому альбому» Чайковского.
-Вика, поиграй мне «Новую куклу»!
-Машенька, прежде послушай «Похороны куклы».
-Не хочу!
-А почему?
-Там мелодия грустная.

  Николай Дмитриевич слушает с восторгом мой диалог с ребенком. Димочка уже по-деловому забрался в кресло и приготовился слушать. Какие минуты наслаждения для меня и деда. У Николая Дмитриевича глаза постоянно сияют, но молчит и не мешает мне проводить эксперимент. Жаль, что всего этого не видит Сережа. Головин постоянно приезжает с Ричардом поздно. Работают много. Николая Дмитриевича щадят. И тот иногда выбирает минуты и появляется раньше, как сегодня.
 
-Согласись, Вика, что в детском альбоме «Похороны куклы» – самая недетская миниатюра.
-Николай Дмитриевич,марш, в котором нет чувствительности. Все эмоции скрыты за упругой волевой ритмикой и скупой мелодикой военного духового оркестра.
-Вика, сыграй «Вальс» из этого альбома.
-Хорошо, Валечка!
  Николай Дмитриевич смотрит на ребенка с симпатией. Мне приятно, что он не разделяет Валечку с Димочкой.
-Как хорошо у тебя сделан переход после напряженной траурной музыки к вальсу.  Сколько в звуках благородства.
-Чайковский много пережил, поэтому, как бы обращается к нам: «Если вас что-то тяготит, обратитесь к музыке, она утешит вас». А это «Новая кукла» по заказу Машеньки. В музыке звучит мгновение растерянности, смятение, а вот уже и восторг. Машеньке это знакомо. Папа с дедушкой ей много дарят кукол, и она постоянно испытывает радость от таких подарков. Вот этими звуками Чайковский выразил бурю восторгов. А эти звуки, Валечка, о чем говорят?
-Садиться за уроки.
-Молодцы! А сейчас мы все же пойдем в столовую и вначале поедим, а затем можете продолжить уроки музыки.
-К сожалению, Николай Дмитриевич, мне надо закончить кое-какие дела. Я не все договоренности с Майклом выполнила.
-Это очень срочно?
-Не улыбайтесь, Николай Дмитриевич. Мне надо написать в Мадрид Фернандо письмо по просьбе Майкла.
-Кажется, только сейчас, после твоей эмоциональной игры, понял, что тебя заставило сесть за творчество.
-Мне просто повезло, Николай Дмитриевич, родиться в прекрасной среде и жить среди вас. Вы же живете в совершенно другом мире, чем, в основной своей массе, вся страна.
-Вика, не надо обобщать. Мне, как и всем твоим родственникам повезло. Я тебе уже однажды говорил, что для становления мужчины необходима, как одна из составляющих, материальная база.
-Как и нравственная красота предков, которая основывалась только на труде.
-Вика, не противоречь себе: ты уже не раз своими наблюдениями подтверждала мысли ученых, что человек на 95% зависит от ген.
-В последнее время я все чаще к этому склоняюсь, Николай Дмитриевич. Обстоятельства и среда, в которой  мы вынуждены жить, только приоткрывают истину жизни.
-С этим я не могу не согласиться. И все-таки у тебя случай особый. В первой книге у тебя было спокойное повествование. Ты даже не пыталась анализировать парадоксальность своей жизни.
-А в последующих книгах появился цинизм.
-Нет в тебе цинизма. Ты всегда была отстранена от окружающего мира.

  Я начала импровизировать, и Николай Дмитриевич, как и дети, затих. Какие прекрасные минуты! Для счастья больше ничего и не надо."

http://proza.ru/2021/06/24/375


Рецензии