Как согреть отмороженный город Новосибирcк?

Новосибирск нуждается в любви. Слишком долго его населяли холодные, жестокие люди. Они как сумрачные исполины на площади Ленина смотрели поверх города, потому что обуревавшие их думы были далеки от повседневной жизни его обитателей. Словно бы и сегодня бездушный балагур Кулагин диктует телеграмму в Кремль о высоких показателях области, в то время как город полнят слухи о людоедстве в дальних селах.

Не только всех мужиков – весь хлеб, в том числе посевной, отправили на фронт. Так выживали люди, которым выпало в лихую годину оказаться  в руководстве города и области. От них не верившая слезам Москва требовала показателей. Еще свежи были воспоминания о том, как прыгали губы у позеленевшего от страха Роберта Эйхе, именем которого еще недавно называли улицы и новорожденных, поэтому весельчак Кулагин с ужасом слушал собственные слова о необходимости изымать семенной фонд. Он не мог не выполнить утвержденный Кремлем план поставок хлеба. А следующей весной в Новосибирской области сеять было нечем. За зиму издохли коровы, кони и овцы, так как колхозы и совхозы ушли в зиму без кормов. Некому было заготавливать!

Об это мало кто знает, но самая тыловая из всех тыловых областей в конце 1942 года была самой пострадавшей территорией воюющей страны. Только за один 1943 год от бескормицы в Новосибирской области пало 46 тысяч лошадей, 62 тысячи коров, 33 тысячи свиней и т.д. Урожайность снизилась против довоенной вдвое, но даже то немногое, что удавалось вырастить, собирать было тоже не кому. Каждый год по 700 тысяч гектаров неубранного урожая уходило под снег. Статистика НСО по человеческой смертности этого периода до сих пор не опубликована, но известно что в числе главных причин были истощение и отравление трупным ядом (люди пытались питаться трупами).

В Москве возобладала такая точка зрения: регион восстановлению не подлежит. Странная, на первый взгляд, административно-территориальная реформа, затеянная Сталиным в 1943 году - самый разгар войны, была вызвана именно этим обстоятельством. В Новосибирской области сначала были отделены все районы, в которых теплилась жизнь. Так были образованы Кемеровская, а потом Томская области. Одновременно из состава Новосибирской области был выведен локомотив ее экономики – город Новосибирск. Да, да! С 1943 по 1958 столица Сибири формально не являлась часть Новосибирской области, и снабжалась продовольствием отдельно. Когда остались 32 района, охваченных голодомором, начался второй этап «марлезонского балета»: в Совмине одно за другим стали выходить постановления, направленные на спасение той относительно небольшой территории, какой теперь стала Новосибирская область. таким образом, Кулагин «и его команда», начиная с 1943 года, были мобилизованы на борьбу с последствиями своей деятельности. Работали, не покладая рук, подгоняемые грозными телеграммами из Совмина, пока не появились первые ростки восстановления сельского хозяйства. Это случилось уже после Победы, в 1948 году. В тот год Сталин смилостивился и перевел своего незадачливого сатрапа в Москву на почетную должность. Там «вице-король неоказацкой империи», как себя именовал по пьянке Михаил Кулагин, жил в тепле и довольстве, пережив Хозяина на шесть лет.

Холод и смерть, которыми веет от этой истории, не заслоняют о нас тот факт, что поворотные сражения 1941-42 годов, куда было направлено мужское население тогда еще огромной Новосибирской области, все же были выиграны. Значит, безумный «кулагинский» призыв все-таки сыграл свою роль?

Как известно, история не терпит сослагательного наклонения. Это сейчас московские историки тычут в нос свои диссертации, а в 1941 году, как ни крути, первое поражение германской армии нанесли сибиряки. Было это на территории Смоленской области. Вся Европа и лучшая часть СССР уже была под фашистской оккупацией, когда германская армия  неожиданно испытала горечь поражения, впервые за всю Вторую Мировую войну. Сегодня все говорят только о Г.К.Жукове, придумавшего операцию близ городка Ельня и руководившего ею, но опрокидывала элитные войска фашистов 24 армия, сформированная в Новосибирске. Ее штаб на Красном проспекте в доме № 53.

А кого еще было ставить против немцев? Те соединения РККА, которые дислоцировались в европейской части СССР, если называть вещи своими именами, показали свою небоеспособность. В Забайкальском и Средне-Азиатском военных округах мобилизацию было решено не проводить. В Дальневосточном – тоже (там был Дальневосточный фронт). Иными словами, в 1941 году защищать Родину, кроме уральцев и сибиряков, было некому.

СибВО в те времена включал в себя Омскую область, два края - Алтайский и Красноярский, да еще огромную Новосибирскую область, в которой находился Нарымский край, Томская с Кемеровской областями. Именно из жителей перечисленных регионов и собирались дивизии, которые по обе стороны фронта получили маркировку «сибирские». За неуступчивый характер. Думаю, можно уже безапелляционно утверждать, что без этих дивизий не было бы никакой битвы за Москву. Ведь открылись новые данные, которые уточняют истинные причины, из-за которых захлебнулся «блик-криг».

Оказывается, когда исчез Западный фронт и для группы армий «Центр» открылась пустая дорога на Москву, была объявлена эвакуация столицы нашей Родины. Это произошло 15 сентября 1941 года - на следующий день после того, как командующий группой армий «Центр» фельдмаршал Федор фон Бок взял Тверь (тогда Калинин) – господствующую высоту на подступах к городу. Сценарий дальнейших действий обоим сторонам был известен: фон Бок буднично готовился к вторжению, а члены руководства страны организовано покидали охваченную беспорядками Москву, которую никто не собирался защищать. 16 октября рабочие всех московских предприятий получили расчёт, вдоль Большого театра двигался нескончаемый поток колхозного скота... ". В кабинетах аппарата ЦК царил полный хаос. Многие замки столов и сами столы взломаны, разбросаны бланки и всевозможная переписка, в том числе и секретная, директивы ЦК ВКП(б) и другие документы. Вынесенный совершенно секретный материал в котельную для сжигания оставлен кучами, не сожжён. В кабинете тов. Жданова обнаружены пять совершенно секретных пакетов...» (из доклада заместителя начальника 1-го отдела НКВД Д.Н. Шадрина).

Сталин хотел покинуть тонущий корабль последним, поэтому задерживался, ожидая признаков готовящегося штурма. А их не было, потому что фон Бок ждал подкрепления. Он не знал, что на пути 4-й танковой группы под командованием Эриха Гепнера, которая должна была принять участие в прорыве обороны Москвы, встала упоминавшаяся выше 24 армия из Новосибирска. Штурм Москвы был сорван, потому что битва между 24 и 4 армиями затянулась на неделю. За это время Сталин понял, что погорячился и неожиданно для всех принял решение не присоединяться к правительству, которое уже давно ждало его в Самаре. Город наполнила новость: «Сталин остается!» 19 октября 1941 года в Москве было введено осадное положение, которого уже никто и не чаял. А еще через несколько дней начались проливные ливни и вся немецкая техника увязла в грязи, а Москва получила возможность по-новой выстроить Западный фронт.

Получив отпор у Москвы, немцы изменили тактику. Они пошли в обход, через Сталинград. Велико же было их разочарование, когда выяснилось, что в Сталинграде их ждут все те же «сибирские дивизии»! 62-я и 64-я армии, оказавшиеся в самом пекле  Сталинградской битвы, состояли почти полностью из сибиряков.  Сибиряки составляли одну десятую от численности СССР, но среди погибших под Сталинградом составили одну четвертую. Почему? Потому что в Сталинградской битве участвовали ВСЕ МУЖСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ СИБИРИ - 33 войсковых соединения (дивизии, бригады, полки и отдельные батальоны), в результате чего на территории СибВО соотношение мужчин и женщин дома стало составлять один к четырем. Это открытые данные демографии. Любой специалист скажет, что это уже за чертой выживания популяции. Так что непонятливым повторяю еще раз: на защиту Сталинграда (Царицына) вышла вся Сибирь, под коей надо понимать этническую генерацию, которая сложилась преимущественно в Западной Сибири за 300 лет совместного проживания местных и пришлых народов. Этот этнос и был принесен в жертву страшнейшей из войн.

Так что Сталинград отстояли не сталинградцы, а сибиряки, которым выпало быть стальной арматурой в бетоне сталинградского фронта. Так почему мы этого должны стесняться этого обстоятельства?  Наоборот, надо найти все доказательства того, что так оно и было. По итогам этой работы должен стать отчет, который поставит с головы на ноги историю о том, с чего начиналась Московская битва, и кто заслонил своей грудью Сталинград, а самое главное, должна появиться новая глава в федеральном учебнике российской истории.
 
Мы, сибиряки, должны научиться защищать своих мертвых. А иначе получается, что «коммунисты народ погубили», а зачем – непонятно. Правда о Сибири во Второй мировой войне – это и будет проявлением любви, которого так давно ждет город Новосибирск, отмороженная столица Сибири.   


Рецензии