От Ленинграда до Петербурга. 16. Осенний свет
Стояла середина сентября. Ласковое, а не горячее солнце ежедневно выплывало на небосвод и выманивало людей на прогулку. Бесцельно бродить по улицам и испытывать при этом невыразимое счастье стало необходимо жителям мегаполиса.
В тот самый день Катя вышла из здания института примерно в три часа дня - она сдала документы на подготовительные курсы в Финэк. Ей самой этот поступок был странен и смешон. Дело в том, что Кате было уже двадцать четыре года, год назад,окончив ЛГУ, она получила диплом филолога и учителя русского языка. Смешным её поступок выглядел потому, что ни экономика, ни финансы её не интересовали совершенно. Она насмотрелась на то, как её мама-бухгалтер корпела над годовым отчетом. А вот теперь ей это скучное, даже занудное дело казалось лучше любого преподавания. Она прожила невыносимый год, работая в школе.
В школе,как в любом женском коллективе,её встретили холодно и настороженно, наверное, предчувствовали, что долго она здесь не задержится. Тогда всем давали классное руководство, для неё остался самый плохой класс, от которого отказались все учителя. Помещение выделили то ещё! Класс автодела - ни нормальной доски, ни парт, а громоздкие, сдвинутые столы.
Тогда, в 70-е, учителей обязывали ходить по адресам, составляя списки всеобуча. Так вчерашняя студентка стала одна ходить по этому глухому микрорайону, где часто ей открывали двери пьяные родител подопечных. Так она познакомилась с контингентом. Тогда на учет в милицию ставили учащихся очень легко, но их директор заботилась о престиже школы и к этой мере не прибегала. Ученики , чувствуя безнаказанность, становились дерзкими. Так один мальчик пятого класса саданул свою одноклассницу бритвой по руке без всякой причины, ради озорства. Потом его брат ударил учительницу биологии по руке, так что палец у неё распух. Конечно, такие семьи были скорее исключением , и один из братьев кончил свою жизнь трагически ровно через год. И ради такой работы еще была очередь учителей в РОНО! На этот же несчастный год пришелся Катин развод.
Все сложилось одно к одному, помощи ждать было неоткуда, естественно, что Катя приходила на уроки со скучным лицом и сделать с собой ничего не могла. Вот поэтому созрело решение - бросить все к черту и заняться тихой, но спокойной работой. А интерес? Да многие люди работают без интереса.
С такими мыслями Катя оказалась на Невском; пока она шла вдоль канала, то не могла не залюбоваться солнечными бликами на воде, на куполах, на окнах домов.
Погруженная в свои мысли, она не заметила внезапно подошедшего человека, который по- свойски сказал :
-Привет!
От неожиданности Катя вздрогнула, а когда увидела его, то огонь смущения залил её щеки. И так бывало всегда, но только с ним.
- Володя! Привет! Какая встреча! -она что-то бормотала, чтоб справиться со смущением, а видела только эти бархатные всегда чуть насмешливые глаза золотистого цвета, как она определила для себя. И снова эти незабываемые прекрасные руки.
Он спрашивал, какие у неё дела здесь, есть ли свободное время, она что-то отвечала, а думала совсем о другом. Год назад они встретились на очередном сборе одноклассников, был первый незабываемый поцелуй. А потом тишина... Просто Катя начала готовиться к разводу, она не могла себе позволить какие-то отношения, пока не будет развода. Потом этот ежедневный ужас на работе действовал на нервы.
Володька был искренне рад ей, они пошли по Невскому в сторону метро. Говорили, молчали, улыбались... Они не говорили о проблемах, не вспоминали друзей -это точно. Тогда о чем? Просто сон какой-то.
Вот уже и Гостиный Двор, надо бы перейти дорогу по переходу, но расставаться не хотелось, решили пройти до Маяковской, еще 15 минут настоящего счастья. Они все же перешли дорогу и уже были около гостиницы "Балтийская", когда Володя предложил:
-Давай пойдем в ресторан?
- Да что ты! Я не собиралась, и у меня сейчас только пять рублей, -возразила Катя, ведь они были друзьями, значит, все пополам.
-Да? Ну и у меня десять. Нам хватит.
Когда Катя поняла, что он не хочет её отпускать, дух озорства и авантюризма вселился в неё. В ресторане она была до этого только раз, когда обмывали диплом.
Они вошли в почти пустой сумеречный зал, тут же подбежал официант. Вовка заказал все как надо, даже хватило денег на бутылку вина. Теперь можно было просто болтать, смотреть друг на друга, улыбаться, молчать, короче говоря можно отдаться счастью встречи!
Их дружба началась в пятом классе, к седьмому появилось жуткое смущение и предательский румянец при встрече. Это не исчезло до сих пор, Катя краснела всегда,даже если он звонил ей по телефону.
Сейчас вспомнилось смешное. Девятый класс, зима, Кавголово и их компания из шести человек. Катя была не очень натренирована в спусках с горы, поэтому, разогнавшись, влетела в какие-то кусты, упала, лыжи встали вертикально. Кругом снежная целина, из которой не выбраться, каждый поворот набок утягивал на глубину. Вот она лежит, раскинув руки, и кричит: -Вытащите меня!
Первым подкатил Вовка, потом подтянулись остальные, хохотали от души, но вытащили. Потом у подруги лопнули брюки, пошли к местным жителям зашивать, чтоб хоть как-то доехать до Ленинграда.
Володя улыбнулся, наполнил бокалы и спросил - А наши поездки в Солнечное? Лето, в электричку не воткнуться, кто-то даже стекло выдавил. Но зато пляж, волейбол.
Да они были как одна семья, гуляли всегда компанией, например, в девятом классе все записались на курсы бальных танцев. Это к ним в школу пришел организатор, и весь класс откликнулся.
Привычка быть всегда среди друзей мешала личным контактам, доверительная беседа могла возникнуть между двумя друзьями или двумя подругами. Володя оставался для неё загадкой до сих пор, они оба боялись быть до конца откровенными друг с другом.
Сейчас же, попивая маленькими глотками кофе, Катя понимала, что этот человек никогда не причинит ей зла, что впереди у них может быть много счастья, а та граница, которая сохранялась между ними, поднимала отношения на какой-то новый уровень. Володя собирался ехать в Москву учиться на кинооператора. У него уже был кое-какой опыт. Его манера говорить быстро всегда оставляла впечатление недопонимания сказанного. Плюс эти веселые чертики в глазах - и кажется, что ты уступаешь ему в чем-то, не понимаешь простых вещей. Этот счастливый день неожиданной встречи остался в Катиной памяти как день прощания с детством.
На самом деле детство уходило долго, напоминая о себе несколькими смешными поступками.Но все это было потом, после этого дня ранней осени.
Как-то (уже после Катиного развода) Володя пригласил её в гости, это была их новая квартира, и Катя там не была ни разу. Раньше они жили в доме напротив, дома разделял небольшой сквер, и если бы не густая зелень, то можно было бы видеть окна друг друга. Катя пошла в гости, не раздумывая, потому что уже была знакома и с родителями, и с бабушкой Володи. Кстати, бабушку Катя побаивалась.Новая квартира была большой, Катя по комнатам не ходила и даже не знала, был ли кто-нибудь дома. Как-то внезапно произошла их первая близость, и Вовка не хотел Катю отпускать. Для этого спрятал её туфли. Сколько она ни искала, никакого толка. Только когда появилась Вероника Аркадьевна, Вовка отдал туфли и проводил Катю.
Теперь, когда они стали встречаться вновь, их встречи были полны неожиданностей. Он мог пригласить её на свидание и увезти к кому-то на день рождения, не предупредив. Все было бы нормально, если б не нужно было ехать в Зеленогорск почти ночью, потом пробираться в двадцатиградусный мороз через лес ночью в Комарово.
Много было непонятного, недосказанного. Самой грустной была встреча в его собственной квартире, где он жил с женой, но сейчас тоже с ней расстался. Они сидели зимним вечером на кухне, не зажигая огня, молчали. Два близких, можно сказать, родных человека, которые не могли просто обнять друг друга. Для Кати присутствие его жены чувствовалось во всем, поэтому она предпочла сидеть на кухне, а не в комнате. Не было речи о расставании, но что-то пошло не так.Это было окончательное прощание с детством. Катя почувствовала какую-то усталость от таких отношений, когда не знаешь, чего ждать в следующую минуту. Ей нужен был надежный человек, а не фейерверк. Хотя Володя остался в сердце навсегда.
Почему тот сентябрьский день она называла днем счастья? Ведь не запомнила даже во что они были одеты, о чем говорили.Да, это напоминало фейерверк -залп рассыпается мелкими цветными звездочками - и вот уже нет ничего. Но остается вкус праздника.
Продолжение:
http://proza.ru/2021/09/21/1274
Свидетельство о публикации №221062700822
Рад увидеть Вас на Прозе. Когда вспоминаешь подобные события... тем более в Ленинграде, где есть такая знакомая "Балтийская", на Душе становится очень тепло.
...И если бы еще один шаг, или чуть другой взгляд...
Но все уже в теплых воспоминаниях.
С наступающим новым годом! Только добрых дней.
Олег Русаков 29.12.2021 09:30 Заявить о нарушении
Рэчел 29.12.2021 13:27 Заявить о нарушении