Медаль

    Николай Максимилианович накануне предстоящего 9 Мая уже не чувствовал былого воодушевления и трепета. Все его друзья-однополчане умерли, парады отменили, шествия к памятникам Великой Отечественной войны, неумолимо утрачивающей своё название и значение, обросли провокациями и избиениями, превратившись в бравые марши тех, в борьбе с кем, собственно, и добывалась эта нелёгкая, мягко говоря, победа. Дважды его избивали, снимали награды, обливали водой, забрасывали яйцами, и, что самое тягостное, плевали в лицо, ПЛЕВАЛИ В ЛИЦО ЧЕЛОВЕКУ, освобождавшему столицу страны, которой стал не нужен. И если бы только не нужен. С мизерной пенсией и тремя гвоздиками раз в год ещё можно было мириться, но с унижениями и оскорблениями примириться было невозможно. Но куда от них деться? Два друга-однополчанина уехали (вернее – были вынуждены уехать) к детям в Россию, жена давно умерла, а дети хоть и жили рядом, но только физически, душой они были в своих делах, и место в них отца и деда-ветерана было самое незавидное.
    И так ничтожную пенсию приходилось экономить, беречь в ней буквально каждую копейку. Фактически Николай Максимилианович, кавалер ордена Славы II степени, двух орденов Красной Звезды, медалей «За отвагу» и «За боевые заслуги», даже не жил, а существовал на последней грани. Пенсии при всей экономии катастрофически не хватало, и он часто думал, что при нацистской оккупации его соотечественникам жилось не хуже. Чтобы как-то (именно как-то) выжить, заслуженному ветерану пришлось заняться хозяйством, разбить небольшой сад и огород, завести курей и индюшек. Но то ли из-за развившихся у него со временем апатичности и мнительности, то ли из-за слабого здоровья, то ли по какой другой причине, всё как-то неудачно у него складывалось. То градом побьет все овощи, то на деревьях, несмотря на окропление, заведутся насекомые и погубят урожай, то дом обворуют, деньги на рынке вытащат. В общем, не ладилась у него жизнь, хоть и «золотое поколение». Яркий его представитель, лучшие годы своей жизни отдавший борьбе за свободу Родины, совершив величайшую в мировой истории Победу над врагом, ни своей стране, ни детям и внукам оказался не нужен. Выживай, как можешь, на то ты и ветеран, а не можешь, ну, что ж, тогда извини…
    Приходилось (естественно, за бесценок) продавать вещи, мебель, книги, посуду. А когда продавать осталось нечего, человек, переживший ад Сталинграда, достал из шкафа свой подполковничий китель с наградами, трясущейся рукой открепил медаль «За оборону Сталинграда», присел на полусгнившее кресло и, не имея силы сдержать глухое рыдание, закрыл лицо руками…
    За первой медалью последовала вторая, третья, все ордена, и осталась самая дорогая и памятная награда той страшной войны – медаль «За отвагу». Эту медаль Николай Максимилианович получил за то, что во время одного из многочисленных боев Сталинградской битвы вытащил из-под перекрестного огня раненого командира. А всего через месяц шальная пуля попала прямо в эту приколотую  на груди самую уважаемую среди фронтовиков медаль, пробив её почти насквозь, но спасшую жизнь того, кто отважился рискнуть ею ради другого.
    Глядя сейчас на это полу-сквозное отверстие, ветеран вспоминал и саму битву, и друзей-однополчан, и ликующий, светлый, ПОБЕДОНОСНЫЙ день 9 мая далёкого 1945 года; вспоминал свою любимую Галинку, с которой познакомился в госпитале после тяжелого ранения и много лет проживший в большой любви, заботе и единодушии; вспоминал 1965 год, когда День Победы был объявлен нерабочим, за чем последовали год из года торжественные парады и салюты, встречи со знакомыми и незнакомыми фронтовиками, светлые и мрачные, радостные и горестные воспоминания за фронтовыми «100-граммами».
    «И ради чего? – думал он. – Ради чего мы всё это пережили? Зачем было такой невыносимо страшной ценой победить, чтоб оказаться побеждёнными?..»
    Задав сам себе этот вопрос, Николай Максимилианович не ответил. Он не знал ответа, и едва ли можно было его сформулировать.
    Посмотрев в последний раз на единственную уцелевшую в «благополучной мирной жизни» награду, уже совсем ветхий старичок отправился на рынок в самый канун самого чтимого для него Дня Великой Победы.
    – Чё хочешь за неё, дед? – спросил молодой мужчина развязным тоном в довольно неряшливой одежде и с презрительным взглядом.
    – А сколько дашь?
    – Ну, в сотню могу заценить. Больше не дам, тем более что она ещё и не целая у тебя.
    – А знаешь, почему не целая? – поднялся ветеран на больных ногах со вспыхнувшим в глазах огоньком былого героизма.
    – Да мне фиолетово вообще, дедуля. Товар некачественный, сечёшь?.. Чё ты вылупился? Закончились подвиги твои, всё, проехали, другая жизнь сейчас. Так чё, будешь продавать, нет? Ну не молчи, рожай давай, уставился на меня, будто я девка какая-то.
    – А ты девка и есть, даже смотреть противно.
    – Слышь, ты, а в глаз не боишься схлопотать?
    – Я уже давно не боюсь, а таких, как ты, тем более.
    Зажав в старческой руке свою последнюю медаль, ветеран медленно повернулся, и зашагал прочь.
    – Эй, дед, так чё ты, продашь – нет?
    – Не продам! – жестко ответил ветеран, вновь посмотрев прилипале в глаза.
    – Ну, как знаешь. Слышь, а ты часом не сепаратист? – задал незнакомец модный нынче вопрос в спину уходящему старику.
    – Сколько же дураков кругом развелось, – досадливо произнёс Николай Максимилианович, но вопрошавший его уже не услышал.
    И вот, наступило, наконец, 9 Мая. Подполковник поднялся рано, побрился, выпил чая с куском хлеба, одел свой китель с единственной медалью, и отправился к Аллее Славы.
    Множество людей несли портреты своих героических родственников-победителей, цветы, улыбались, пели песни Победы. Его тепло поздравляли, дарили цветы, обнимали. И даже безумные выкрики националистов, всего одна награда на обветшалом кителе, отсутствие самых близких людей рядом не поколебали его внутреннее состояние. Так «неудачно» прошедшая продажа не целой медали вернули Николаю Максимилиановичу его прежнюю стойкость и героизм. «Нет, рано я сдался, – думал он, – человеку с таким прошлым негоже унывать».
    Идя в этом торжественном шествии с высоко поднятой головой, он радовался такому количеству незапуганных людей, большому количество молодежи, маленьких детей, самой атмосфере праздника и сквозящему в воздухе духу несокрушимости. Он видел, что, несмотря на все попытки заставить забыть, идущие рядом люди помнили, и, судя по всему, забывать не собирались.
    Когда шествие закончилось, воодушевившийся участник Сталинградской битвы присел на мраморный парапет и стал размышлять, приедут ли к нему сегодня дети и внуки, или, как в прошлом году, ограничатся коротким телефонным звонком: «Привет, дед, с праздником тебя. Счастья, здоровья, долгих лет. Не скучай там. Может, вечерком заскочим», – затем такой же короткий гудок, и так и не заскочили.
    Если бы подполковник сухопутных войск был человеком верующим, он бы знал, что в «вечер водворится плач, а заутра радость» и что Всещедрый Господь «сотворит со искушением и избытие». Но он не верил в Бога, зато почувствовал нечто, что помогло ему сорвать с себя это тягостное покрывало унылой серости и полного ко всему безучастия. Что это было? – он бы и сам не смог объяснить, однако слом произошел, и вовсе не хотелось разбираться в его причинах. Только бы это восторженное состояние подольше не прекращалось, и пусть беснуются вокруг националистические толпы, пусть власть стремится уничтожить народную память, пусть тяжело жить и нечего есть. В стране, победившей фашизм, он может возродиться только на короткое время, а затем… затем последует расплата, ибо слишком страшная цена была заплачена, слишком много крови и слёз впитала в себя эта многострадальная земля, слишком много страданий выпало на долю его соотечественников, слишком много молитв было отправлено ввысь, а стало быть – не зря все эти жертвы, не зря нечеловеческие усилия, беспримерный труд, героизм и ПОБЕДА.
    – Дедушка, с праздником Вас, с Днём Победы! – подошла к Николаю Максимилиановичу крохотная девчушка лет шести, подарив красный воздушный шарик, и тут же с заливным смехом побежала по ровной дорожке Аллеи Славы. 
    Это был лучший ответ его мыслям, новая веха истории его любимого Отечества и новая ПОБЕДА!!!


Рецензии
Случайно забрела на вашу страницу.Искала что то в группу ко Дню победы.И оторваться не могла.Спасибо за такие рассказы..Перечитаю всё.

Артёмова Ольга   05.05.2022 12:45     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.