Блок. Милый брат! Завечерело... Прочтение
Милый брат! Завечерело.
Чуть слышны колокола.
Над равниной побелело –
Сонноокая прошла.
Проплыла она – и стала,
Незаметная, близка.
И опять нам, как бывало,
Ноша тяжкая легка.
Меж двумя стенами бора
Редкий падает снежок.
Перед нами – семафора
Зеленеет огонек.
Небо – в зареве лиловом,
Свет лиловый на снегах,
Словно мы – в пространстве новом,
Словно – в новых временах.
Одиноко вскрикнет птица,
Отряхнув крылами ель,
И засыплет нам ресницы
Белоснежная метель...
Издали' – локомотива
Поступь тяжкая слышна...
Скоро Финского залива
Нам откроется страна.
Ты поймешь, как в этом море
Облегчается душа,
И какие гаснут зори
За грядою камыша.
Возвратясь, уютно ляжем
Перед печкой на ковре
И тихонько перескажем
Всё, что видели, сестре...
Кончим. Тихо встанет с кресел,
Молчалива и строга.
Скажет каждому: "Будь весел.
За окном лежат снега."
13 января 1906
" – Милый брат! –
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«Стихотворение обращено к Андрею Белому и навеяно в первую очередь переживаниями встреч с ним в Петербурге в январе-начале февраля 1905 г. (ср. первоначальное заглавие: "Боре"). Во время этого петербургского пребывания Белого, по его собственному признанию, между ним и Блоком "в последний раз ( ... ) была тишина и гармония, никогда уже больше не появлявшаяся до периода ( ... ) встреч после 1910 года"; общение это было проникнуто "ласковым душевным уютом с мечтами о мистерии"»
" – …Завечерело… –
Существенно при этом видеть неупомянутую впрямую вечернюю зарю.
Андрей Белый:
«В 1900 – 1901 годах "символисты" встречали зарю; их логические объяснения факта зари были только гипотезами оформления данности; гипотезы – теории символизма; переменялись гипотезы; факт – оставался: заря восходили и ослепляла глаза; в ликовании видящих побеждала уверенность...»
«Воспоминания о Блоке»
Ал. Блок:
«Тут же закаты брезжат видениями, исторгающими слезы, огонь и песню…»
Дневники 18 года о весне 1901
Л. Д. Блок:
«Закаты того года, столь известные и по стихам Блока, и по Андрею Белому, я переживала ярко.»
«И быль и небылицы о Блоке и о себе»
"– Меж двумя стенами бора… –
Герои стихотворения стоят на путях железной дороги, которая прорезает «стену бора».
" – …Сонноокая прошла… // Небо – в зареве лиловом,// Свет лиловый на снегах –
Из статьи Ал. Блока «О современном состоянии русского символизма»:
«…В лазури Чьего-то лучезарного взора пребывает теург; этот взор, как меч, пронзает все миры: "моря и реки, и дальний лес, и выси снежных гор", – и сквозь все миры доходит к нему вначале – лишь сиянием Чьей-то безмятежной улыбки.
Лишь забудешься днем, иль проснешься в полночи,
Кто-то здесь. Мы вдвоем, -
Прямо в душу глядят лучезарные очи
Темной ночью и днем.
Тает лед, утихают сердечные вьюги,
Расцветают цветы.
Только Имя одно Лучезарной Подруги
Угадаешь ли ты?
(Вл. Соловьев)
Миры, предстающие взору в свете лучезарного меча, становятся все более зовущими; уже из глубины их несутся щемящие музыкальные звуки, призывы, шепоты, почти слова. Вместе с тем, они начинают окрашиваться (здесь возникает первое глубокое знание о цветах); наконец, преобладающим является тот цвет, который мне всего легче назвать пурпурно-лиловым (хотя это название, может быть, не вполне точно).»
" - Издали' – локомотива // Поступь тяжкая слышна... // Скоро Финского залива // Нам откроется страна…
Подошёл поезд, и герои сели в него.
" - Ты поймешь, как в этом море // Облегчается душа, // И какие гаснут зори // За грядою камыша…
И ты (милый брат) – поймёшь, куда доставил тебя поезд:
Ал. Блок.
«…Приближений, сближений, сгорании
Не приемлет лазурная тишь…
Мы встречались в вечернем тумане,
Где у берега рябь и камыш.
Ни тоски, ни любви, ни обиды…
13 мая 1902»
Андрей Белый:
«…В этой стране были блаженные, камышовые заросли; их разрезывали каналы, изумрудно-зеркальные.
Иногда волна с пенным гребнем забегала сюда из необъятных водных пространств.
В камышовых зарослях жили камышовые блаженные, не заботясь о горе, ожидая еще лучшей жизни.
Иногда они преображались и светились светом серебристым. Но они мечтали о вознесении…»
«СЕВЕРНАЯ СИМФОНИЯ» (1-я, героическая)
Мир камышовых заводей – их общее творение, их общая находка.
"– И какие гаснут зори… –
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока.
«Образ зорь – один из важнейших в мироощущении и творчестве Белого и Блока первой половины 1900-х годов – воскресает и в их переписке, предшествовавшей написанию стихотворения; ср. в письме Белого (декабрь 1905 г.): "Одиноко в одних снах мы увидели зори. И зори снова в закат вечный соткались" (Блок и Белый. С. 161). В интимную мистерию "зорь" была посвящена и Л.Д. Блок, писавшая Белому (после 15 июня 1905 г.): " ... часто буду( ... ) призывать для Вас всей моей силой тихие закаты" (ЛН. Т. 92. Кн. 3. С. 225)»
" - Возвратясь, уютно ляжем // Перед печкой на ковре // И тихонько перескажем // Всё, что видели, сестре…
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
"Сестра" – Л.Д. Блок… Белый уточняет: «Л.Д. говорила мало: в нашей триаде, в узоре наших взаимных отношений она была гармонизирующим фоном. Она аккомпанировала понимающим молчанием нашим словам и подводила как бы итог всему тому, что происходило между нами. Она была как бы носительницей того целого, что объединяло дружбою нас троих (…)".
В сюжете книги «Разные стихотворения» данное стихотворение – как лирическое интермеццо меж шквалами иронии, горечи. Как тихая пристань. Как тот самый дом, который – моя крепость… Хотя какой, там, дом! – квартирка… Но потрескивает печка, а рядом милая и брат.
Свидетельство о публикации №221070100909