Критическое мышление, поэзия и относительность

Ментальное программирование | Критическое мышление, поэзия и относительность

/ Европейский центр программирования им. Леонарда Эйлера, 2024.
/ Руслан Богатырев, 2021-2024.
/ Арт-журнал «Пантеон»: https://panteono.ru/2021-07-03

== 1. Экспозиция. Критическое мышление

Математика — это не наука о числах. Это наука о пропорциях, об отношениях между объектами.

Аналогично философия — метанаука не столько о мыслях, сколько об их взаимосвязи, об отношении человека и окружающего мира.

Критическое мышление (critical thinking)… Появление этого термина приписывают американскому философу Джону Дьюи (John Dewey, How we think, «Как мы мыслим», 1910). На русском языке его книга вышла в 1919 г. под названием «Психология и педагогика мышления». В 1933 г. работа была переиздана. И в ней он заменил «критическое мышление» иным: «рефлексией», «рефлексивным мышлением». Вот откуда пошла мода на пресловутую рефлексию.

А заодно заменил «индукцию» и «дедукцию» — «контролем данных и доказательств» и «контролем рассуждений и концепций». Не стоит удивляться: наряду с Чарльзом Сандерсом Пирсом и Уильямом Джеймсом он считается основателем философского направления, названного прагматизмом. И во многих его работах прослеживается акцент не на фундаментальные, а на прикладные сферы философии, науки, на практику применения знаний для переустройства себя и мира.

Исповедуется образ эдакого лихого пилота, довольно слабо владеющего знаниями и навыками авиационного инженера и уж тем более авиаконструктора.

Главная цель философии в представлении Джона Дьюи состоит в «критике убеждений, институтов, обычаев, политики в отношении их влияния на добро». Критика у него становится главной мотивацией познания. Главным катализатором мышления.

Дьюи рассматривал философию как дисциплину строгого мышления, подкрепляя критические взгляды силой науки. Что в целом выглядит здраво.

Но в том была его уязвимость. Ибо сила науки является одновременно и её слабостью: убеждённость в непогрешимости неизбежно порождает профессиональный снобизм — иллюзии познания, опасные заблуждения, которым выдана индульгенция научного авторитета и научной непогрешимости.

Именно здесь таятся корни научной инквизиции дня сегодняшнего. Именно здесь коренятся предрассудки многих учёных и журналистов, размахивающих с баррикад борьбы с мракобесием знамёнами всемогущего абсолютного научного знания.

Ежегодно в швейцарском Давосе проходит Всемирный экономический форум (ВЭФ, World Economic Forum). Ангажированность его решений оставим за скобками.

Нас будет интересовать устанавливаемый там вектор развития человека. Разумеется, применительно к экономике. Т.е. те профессиональные качества и навыки, которые экспертами ВЭФ считаются наиболее значимыми в современном мире.

Они отражены в специальном отчёте «Будущее рынка труда» (The Future of Jobs Report, 20.10.2020). В сравнении с отчётом 2018 г. ситуация в верхних эшелонах практически не изменилась. Разве что «Активное обучение и стратегии обучения» поднялись с 4-го места на 2-е.

== Навыки. Топ-15 (2025)

1. Аналитическое мышление и инновации (Analytical thinking and innovation).
2. Активное обучение и стратегии обучения (Active learning and learning strategies).
3. Решение сложных задач (Complex problem-solving).
4. Анализ и критическое мышление (Critical thinking and analysis).
5. Изобретательность, оригинальность, инициатива (Creativity, originality and initiative).

6. Лидерство и социальный интеллект (Leadership and social influence).
7. Применение технологий, мониторинг и управление (Technology use, monitoring and control).
8. Создание технологий и программирование (Technology design and programming).
9. Психологическая устойчивость, стрессоустойчивость и гибкость (Resilience, stress tolerance and flexibility).
10. Логический вывод, решение задач и генерирование идей (Reasoning, problem-solving and ideation).

11. Эмоциональный интеллект (Emotional intelligence).
12. Устранение неполадок и взаимодействие с пользователем (Troubleshooting and user experience).
13. Сервисная ориентация (Service orientation).
14. Системный анализ и оценка (Systems analysis and evaluation).
15. Навыки убеждения и ведения переговоров (Persuasion and negotiation).

Выпишем из Топ-15 те базовые навыки, которые имеют прямое отношение к мышлению, к когнитивным навыкам:
• Аналитическое мышление.
• Критическое мышление и анализ.
• Логический вывод, решение задач и генерирование идей.

А также те, что отражают прикладные аспекты мышления:
• Решение сложных задач.
• Изобретательность, оригинальность, инициатива.
• Создание технологий и программирование.
• Системный анализ и оценка.

Из этого списка ВЭФ нетрудно видеть, что для кадровой картины 2020 года есть вполне понятное ядро навыков:

1. Аналитическое мышление.
2. Критическое мышление.
3. Логика и генерирование идей.

Последние два пункта принципиально не отличаются от общепринятой трактовки.

А вот аналитическое мышление стоит всё же уточнить (в контексте данного отчёта):
— найти и определить проблему;
— вычленить ключевую информацию из множества данных;
— проанализировать ситуацию;
— сопоставить факты;
— cпрогнозировать последствия;
— проверить гипотезы;
— сформировать пути решения.

А теперь сопоставим эти приоритеты в базовых навыках с тем постпандемийным отчётом ВЭФ, который появился в апреле 2023: «Будущее рынка труда» (The Future of Jobs Report, 30.04.2023).

В квадратных скобках — на сколько мест и куда (вверх или вниз) сдвигается навык в списке ожиданий 2027 г. по сравнению с его текущей позицией в (неприведённом) списке 2023 г.

== Навыки. Топ-25 (2027)

1. Аналитическое мышление (Analytical thinking). [+0]
2. Креативное мышление (Creative thinking). [+0]
3. Искусственный интеллект и большие данные (AI and big data). [+12]
4. Лидерство и социальный интеллект (Leadership and social influence). [+5]
5. Психологическая устойчивость, гибкость и адаптивность (Resilience, flexibility and agility). [-2]

6. Любознательность и непрерывное образование (Curiosity and lifelong learning). [-1]
7. Технологическая грамотность (Technological literacy). [-1]
8. Технологический дизайн и взаимодействие с пользователем (Design and user experience). [+9]
9. Мотивация и самосознание (Motivation and self-awareness). [-5]
10. Сопереживание и чуткость (Empathy and active listening). [-2]

11. Развитие способностей (Talent management). [+1]
12. Сервисная ориентация и обслуживание клиентов (Service orientation and customer service). [+1]
13. Управление рабочей обстановкой (Environmental stewardship). [+10]
14. Управление ресурсами (Resource management and operations). [+0]
15. Маркетинг и медиа (Marketing and media). [+6]

16. Контроль качества (Quality control). [-6]
17. Сети и кибербезопасность (Networks and cybersecurity). [+5]
18. Надёжность и аккуратность (Dependability and attention to detail). [-11]
19. Системное мышление (System thinking). [-8]
20. Программирование (Programming). [+0]

21. Преподавание и наставничество (Teaching and mentoring). [-2]
22. Владение несколькими естественными языками (Multi-lingualism). [-4]
23. Подвижность пальцев, виртуозность, точность (Manual dexterity, endurance and precision). [+1]
24. Космополитизм (Global citizenship). [+1]
25. Чтение, написание, математика (Reading, writing and mathematics). [-9]
26. Чувствительность (Sensory-processing abilities). [+0]

Изменения в декларируемых приоритетах, как видно, просто колоссальные. Глубина навыков вытесняется их поверхностностью. Т.е. по сути в кадровой политике уже нужны не ведущие, а ведомые. При этом с потенциально лидерскими качествами.

Приоритет аналитического мышления (в том же аморфном виде) вроде бы сохранен. И даже в перспективе на 2027 г. Но критическое мышление теперь полностью исключено. За ненадобностью. Логика и умение решать сложные задачи по факту также не требуются.

На дальних задворках постпандемийных требований ВЭФ к кадрам — системное мышление (19-я позиция), программирование (20), математика (25). Причём их стремительное падение значимости прогнозируется именно с 2023 по 2027 гг.

Складывается стойкое ощущение, что в кадрах востребована в основном обслуга — креативная и амбициозная. Причём без глубоких познаний. Но умеющая подстраиваться и адаптироваться — под людей, под текущие задачи, под модные инструменты.

Новые технологии создавать уже не требуется: нужно уметь пользоваться готовыми. Невольно вспоминается недавнее суждение ряда старых мастеров о нынешнем поколении пианистов (особенно азиатских) и их культуре звука: очень быстро и очень громко.

== 2. Разработка. Знание и воображение

Знаменитая максима Рене Декарта — «Подвергай всё сомнению», изложенная в его «Первоначалах философии» (1644). Уж если и вести отсчёт начал критического мышления, то про Декарта точно забывать не стоит. Критически мыслящий индивид не просто должен вставать на позиции скептицизма. Он должен выявлять аподиктическое, абсолютно достоверное, доказательное знание.

Француз Декарт исповедовал приоритет математики. Тогда как его великий соотечественник, оппонент и современник Блез Паскаль будучи гениальным математиком, отдавал себе отчёт в том, сколь слаб и немощен человек, этот «мыслящий тростник».

В своих бессмертных «Мыслях» (1657-1658) он закрепил глубокое осознание непознаваемости Неба, непознаваемости всего божественного: «Единица, прибавленная к бесконечности, нисколько её не увеличивает. Конечное уничтожается в присутствии бесконечного и становится чистым ничтожеством. Так и наш ум перед божественной справедливостью. Мы знаем, что есть бесконечное, но не знаем его природы… Но мы не можем познать разумом ни существования, ни природы божества, потому что оно не имеет ни протяжения, ни границ».

Диктатура аподиктического, доказательного знания… Именно здесь нас ждёт ментальная ловушка, в которую попадаются многие: любая научная система, любой метод, любая теория имеют границы своей применимости. За пределами которых их абсолют тает. Тает прямо на глазах, превращаясь в жалкую талую воду относительности наших суждений.

Безусловность, категоричность имеет свои границы и потому, если мы встаём на позиции критического мышления, безусловность должна мыслиться как условность.

Критическое мышление напрямую связано с достоверностью — фактологической, источниковой и сущностной. Но для этого требуется грамотно отстраивать не только свои датчики реальности, но и свою целостную и ценностную систему контроля. То, что составляет основу нашей ментальной иммунной системы.

Сложность в том, что любая наука есть условность. Всё в мире относительно. Альберт Эйнштейн: «Одна вещь, которую я узнал за долгую жизнь: вся наша наука, изученная вопреки реальности, примитивная и детская — и всё же это самая ценная вещь, которую мы имеем».

И одна из ключевых мыслей великого физика: «Воображение важнее знания. Знания ограничены. Воображение всеобъемлюще».

Знание — фундамент построения моделей, научных проекций реальности. Но аналогии, соответствие моделей реальному миру, их ментальная интерпретация зависят как раз-таки от воображения.

Именно эту мысль стоит доносить до масс, начиная со школьной скамьи. Воображение — сфера как раз-таки искусства (особенно поэзии). Того, что в античные времена не отделялось от науки. Потом уже люди наивно сочли себя достаточно умными, всесильными и отделили науку от искусства. Специализация рано или поздно губит целостность. Отрывистость, стаккато познания разрушает плавность, легато жизни.

На заре туманной юности помню всю тщетность максимы нашего знаменитого академика Андрея Петровича Ершова: «Программирование — вторая грамотность». Да, он слишком опередил время. Общество тогда не было готово это глубоко осознать. Да и вряд ли способно осознать это теперь.

Один из самых известных его докладов «Программирование — вторая грамотность» прозвучал 40 лет назад, в июле 1981 г. в Лозанне, на Третьей всемирной конференции IFIP и UNESCO по применению компьютеров в обучении. Найти текст выступления легко и просто по названию.

Андрей Ершов: «Грамотность и программирование не только выстраиваются в параллель, соединяясь мостиками аналогий, но и дополняют друг друга, формируя новое представление о гармонии человеческого ума… Законы программирования смыкаются с математическим образованием, образуя единый, но ещё не построенный фундамент воспитания операционного и комбинаторного мышления, способности к абстракции, рассуждению и действию».

И раз уж речь зашла о Ершове, попробую очень кратко, используя базовые понятия программирования, пояснить силу относительности и условности применительно к критическому мышлению.

Структурное программирование (structured programming) базируется на трёх китах, которые определяют представление любого алгоритма: следование (sequence), цикл (iteration) и ветвление (selection).

1. Каждый шаг алгоритма, каждый оператор алгоритмического языка устанавливает строгую последовательность действий. Это и есть следование, последовательность.

2. Шаги могут повторяться (с разными вариациями). Это цикл.

3. Но ключом всё же является ветвление. Витязь на распутье. Выбор пути. Точка сопряжения компьютерного программирования с аппаратом математической логики.

Видите, как всё предельно просто.

Но к этой простоте шли долго. Не один век. Сам застал те ветхозаветные времена, когда доминировал американский язык программирования Фортран. И где картина мира была иной: Земля держалась не на трёх китах в огромном океане, а на четырёх слонах и большой черепахе: помимо следования, цикла и ветвления был мощнейший и самый понятный всем четвёртый элемент алгоритма — оператор GOTO, безусловный переход.

Ставите метки, расставляете в тексте алгоритма прямые переходы на них — GOTO. И всё прекрасно работает.

Как? Ну это не так важно. Как потом во всех этих метках, операторах, перепутанных проводах алгоритма будут разбираться другие — особо не заботит.

Как и в реальной жизни: не нравится — послал прямым текстом по известному адресу. Это и есть по сути GOTO.

Чтобы понять, что четвёртый слон лишний, потребовалось немало усилий. В 1966 г. итальянские математики Коррадо Бём и Джузеппе Якопини в контексте работ с машиной Тьюринга (формальная модель алгоритма) опубликовали доказательство теоремы, которая и стала называться структурной теоремой Бёма-Якопини.

В 1968 г. великий голландский программист Эдсгер Дейкстра (не менее великий, чем Роберт Фишер в шахматах) на основе этой теоремы заложил принципы структурного программирования, программирования без GOTO.

Его соратник и близкий друг — швейцарский профессор Никлаус Вирт (Иоганн Бах компьютерного программирования) — закрепил теорию Дейкстры на практике, создав в 1970 г. европейский язык Паскаль. В память о великом Блезе Паскале. Правда там, на задворках, goto ещё сохранился. Как аппендикс, способный спровоцировать острый аппендицит.

В 1978 г. Вирт привычным скальпелем опытного хирурга навсегда удалил его из организма и в его новом языке (Modula-2) оператора goto больше не существовало.

Помнится, в далёкие институтские годы, в начале 1980-х, для меня это было потрясение, ментальный шок. Но длился он недолго. Как только стало ясно, чем опасен goto и что строго доказательно можно создавать любой алгоритм без этого костыля, на душе стало легко, свободно и спокойно.

== 3. Реприза. Относительность

Основоположник квантовой физики Макс Планк: «Новая научная истина торжествует не потому, что её противники признают свою неправоту. Просто её оппоненты со временем вымирают, а подрастающее поколение знакомо с нею с самого начала».

Когда-то Иосиф Бродский сожалел, что поэты и писатели не владеют законами архитектоники классической музыки. В 1995 г. в одном из своих интервью он поведал следующее: «Самое прекрасное в музыке, если вы литератор, она вас научает композиционным приёмам, как ни странно. Причём, разумеется, не впрямую, её нельзя копировать. Ведь в музыке так важно, что за чем следует и как всё это меняется…»

Да, мысль его понятна. Действительно, музыка более продумана по своей структуре и композиции, нежели поэзия и проза. Довольно чёткие правила, законы, каноны. Проверены веками. Сколько замечательных аналогий, идей и испытанных временем принципов можно было бы взять на вооружение для изящной словесности. Одна только сонатная форма — сильный эталон для построения, для зодчества любых ментальных конструкций.

Печально, что компьютерное программирование стало излишне прагматичным, утилитарным, американизированным по Джону Дьюи. Подмазал, подклеил, подстроил. Из готового. И сразу — в дело.

А ведь классика программирования — та же классическая музыка. И применять наработанные там идеи можно в повседневной жизни, каждый день. Развивая в себе науку, искусство и ремесло ментального программирования. Разумеется, если всерьёз осознать, что классическое программирование — наша вторая грамотность.

Выдающийся польский математик Стефан Банах примерно сто лет назад высказал потрясающую мысль: «Математик — тот, кто умеет находить аналогии между утверждениями. Лучший математик устанавливает аналогии доказательств. Ещё более сильный может уловить аналогии теорий. Но есть и такие, кто между аналогиями видит аналогии».

Крупнейший французский романист Гюстав Флобер: «Поэзия — это особая манера воспринимать внешний мир, специальный орган, который просеивает материю и, не изменяя, преображает её».

Уметь находить аналогии — это качество математического ума и поэтического взгляда на мир. Но здесь, как и в области драматического театра: чтобы улавливать аналогии, чтобы быть сильным универсальным актёром, надо быть чутким и наблюдательным, читать великие и мудрые книги, иметь развитый чувственный интеллект,  улавливающие малейшие полутона и оттенки окружающего нас мира, знать и достойно владеть многими сферами деятельности, многими профессиями, многими целостными характерами.

Но сегодня понимание этого, увы, исчезает.

Вернёмся из мира параллелей и аналогий в день сегодняшний. Опустимся на грешную Землю. Из мира горнего в мир дольний.

Люди живут в мире лжи и иллюзий. Полагая, что прекрасно знают настоящую истину. Которую можно бросать оппоненту, как перчатку, прямо в лицо. Как мудро некогда заметил Марк Твен: «Оскорбительная истина нисколько не выше оскорбительной лжи... В этой жизни вам нужны только невежество и уверенность в себе — тогда успех вам обеспечен».

Французский политик и писатель-моралист Франсуа де Ларошфуко: «Вернейший способ быть обманутым — это считать себя хитрее других».

Безусловность, категоричность, уверенность в своей непогрешимости — всё это атрибуты ментальной ограниченности, ущербности сознания и мышления, атрибуты воинствующей наивности тех, кто пребывает в ментальном снобизме, кто не осознаёт всю силу, гибкость, всемогущество относительности, логики и воображения.

Иными словами, философии, математики и поэзии… Основы основ нашей ментальной иммунной системы.


Постскриптум. Вместо заключения.

Три раздела этого эссе структурно отражают три главных раздела сонатной формы, основы классической музыки: (1) экспозицию, (2) разработку и (3) репризу.

Экспозиция — часть представления главной партии. Это тот самый торжественный полонез, которым открывался русский бал. В разработке возникает конфликт между главной и побочной партиями. Этот конфликт и дает развитие. На русском балу это вальсы и польки. Реприза — как бы повторяет экспозицию, но на место главной партии встает побочная. Она снимает конфликт. Русский бал венчали мазурки.

Полагаю, вы уже уловили аналогии: экспозиция — следование, реприза — цикл, разработка — ветвление. Главная и побочная партии в этом эссе — знание и воображение. А скрытый ключ к пониманию этой «музыки» — ментальное программирование и ментальная иммунная система.



• Соджетто о соджетто: http://proza.ru/2020/09/27/1704
• Созвучия и микробиом мозга: http://proza.ru/2021/05/25/97
• Эмоция и мысль. Жизнь just for fun: http://proza.ru/2021/03/28/970
• Классика и суета. Мы возомнили себя богами: http://proza.ru/2021/04/16/1066
• Медийные сословия. Рим неизбежно падёт: http://proza.ru/2021/04/15/1462


Рецензии
Ощущение,что испил воды из родника мудрости.То,что не обнаружил
здесь никаких комментариев нисколько не удивило.
В университетах критическое мышление очень не в чести.

Виталий Поляков 2   14.09.2024 05:15     Заявить о нарушении