Блок. Мы подошли и воды синие... Прочтение
. . том II
« Р а з н ы е с т и х о т в о р е н и я »
45. «Мы подошли – и воды синие...»
* * *
Мы подошли – и воды синие,
Как две расплеснутых стены.
И вот – вдали белеет скиния,
И дали мутные видны.
Но уж над горными провалами
На дымно блещущий утес
Ты не взбежишь, звеня кимвалами,
В венке из диких красных роз.
Так – и чудесным очарованы –
Не избежим своей судьбы,
И, в цепи новые закованы,
Бредем, печальные рабы.
25 января 1906
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
– «Как две расплеснутых стены...» – Библейская реминисценция: перед Моисеем, исполняющим божественную волю, расступились воды Чермного моря: "И пошли сыны Израилевы среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и по левую сторону" (Исх. XIV. 22).
[ Моисей и уходящие из египетского плена евреи подошли к Красному морю, за ними гнались слуги фараоновы:
И погнались за ними Египтяне, и все кони с колесницами фараона, и всадники, и всё войско его, и настигли их расположившихся у моря, при Пи-Гахирофе пред Ваал-Цефоном.
Фараон приблизился, и сыны Израилевы оглянулись, и вот, Египтяне идут за ними и весьма устрашились и возопили сыны Израилевы к Господу,
и сказали Моисею: разве нет гробов в Египте, что ты привел нас умирать в пустыне? что; это ты сделал с нами, выведя нас из Египта?
Не это ли самое говорили мы тебе в Египте, сказав: оставь нас, пусть мы работаем Египтянам? Ибо лучше быть нам в рабстве у Египтян, нежели умереть в пустыне....
...И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились во;ды.
И пошли сыны Израилевы среди моря по суше: во;ды же были им стеною по правую и по левую сторону.
Ср. из черновиков
(А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. ДРУГИЕ РЕДАКЦИИ И ВАРИАНТЫ»)
«
И воды встали, как стена.
И вот ужь даль пустыни синяя
Вдали над безднами видна.]
»
]
– «И вот – вдали белеет скиния...» – Скиния – здесь: храм; устар. – святилище, священное место; в Ветхом Завете скиния – походный переносный храм, который был у древних евреев до постройки храма в Иерусалиме (Исх. XXV-XXVII)…
[на фоне предыдущей строки "здесь" именно "походный переносный храм"]
–…звеня кимвалами – Кимвал – древний ударный музыкальный инструмент, состоявший из двух медных тарелок или чаш. В употреблении Блока восходит, возможно, к формуле из Нового Завета: “Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий” (Первое послание к Коринфянам св. апостола Павла. Xlll, 1).
[Опять же на фоне предыдущих строк по-моему очевидно, что речь идет не о "новом завете", а об "Исх."(-оде) ]
»
– «Бредем, печальные рабы...» – Моисей выводил евреев из Египта – из рабства. Но во время Исхода евреи неоднократно возмущались по тому или иному поводу и:
«Скажи им: живу Я, говорит Господь: как говорили вы вслух Мне, так и сделаю вам; 29 в пустыне сей падут тела ваши, и все вы исчисленные, сколько вас числом, от двадцати лет и выше, которые роптали на Меня, не войдете в землю, на которой Я, подъемля руку Мою, клялся поселить вас, кроме Халева, сына Иефонниина, и Иисуса, сына Навина; детей ваших, о которых вы говорили, что они достанутся в добычу врагам, Я введу туда, и они узнают землю, которую вы презрели, а ваши трупы падут в пустыне сей; а сыны ваши будут кочевать в пустыне сорок лет, и будут нести наказание за блудодейство ваше, доколе не погибнут все тела ваши в пустыне; по числу сорока дней, в которые вы осматривали землю, вы понесете наказание за грехи ваши сорок лет, год за день, дабы вы познали, что значит быть оставленным Мною». (Чис. 14:26)
Образ Моисея, судьба Моисея была для Блока периода его «тома I» – вдохновляющим примером: может простой человек, простой пастух, услышавший призыв Господен, изменить мир.
Моисеевой "горящей купиной" для Блока, знаком его призыва – была Любовь Дмитриевна, «Дева, Заря, Купина»:
Блок. Из неотправленного письма:
«…Четыре года тому назад я встретил Вас в той обстановке, которая обыкновенно заставляет влюбляться. Этот последний факт не замедлил произойти тогда же…
…я твердо уверен в существовании таинственной и малопостижимой связи между мной и Вами. Слишком долго и скучно было бы строить все перебранные уже мной гипотезы, тем более что все они, как и должно быть, бездоказательны… Для некоторого пояснения предварительно замечу, что так называемая жизнь (среди людей) имеет для меня интерес только там, где она соприкасается с Вами…
Разумеется, это и дерзко и, в сущности, даже недостижимо… однако меня оправдывает продолжительная и глубокая вера в Вас (как в земное воплощение пресловутой Пречистой Девы или Вечной Женственности, если Вам угодно знать)…»
Как он пытался воплотить этот призыв, и описывает весь первый том. А Моисей… Вот стихотворение из той поры:
«Я шел — и вслед за мною шли
Какие-то неистовые люди.
Их волосы вставали под луной,
И в ужасе, с растерзанной душой
Зубами скрежетали, били в груди,
И разносился скрежет их вдали.
Я шел — и вслед за мной влеклись
Усталые, задумчивые люди.
Они забыли ужас роковой.
Вдыхали тихо аромат ночной
Их впалые измученные груди,
И руки их безжизненно сплелись.
Передо мною шел огнистый столп.
И я считал шаги несметных толп.
И скрежет их, и шорох их ленивый
Я созерцал, безбрежный и счастливый.
1 января 1902»
В рамках сюжета «тома II» здесь, почти сразу после тихого отдыха с братом и сестрой (стихотворение «Милый брат! Завечерело…») – ему напомнили о проваленной миссии.
Вот он – переход через раздвинутые воды Чермного море:
Мы подошли – и воды синие,
Как две расплеснутых стены
Но теперь не он ведет «народ свой»:
Но уж над горными провалами
На дымно блещущий утес
Ты не взбежишь, звеня кимвалами,
В венке из диких красных роз.
…а его ведут. Причём, в черновиках тема рабства подчёркнута ещё более отчетливо:
(А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. Другие редакции и варианты»)
«
И, снова в кандалы закованы,
Бредем безмолвные рабы…
»
Были рабами фараона, стали рабами “пророка”…
И герою стихотворения с его ближайшим сподвижником не увидеть земли обетованной, потому что «погибнут все тела ваши в пустыне»(всё поколение ушедших из Египта погибнет в пустынях. На Землю обетованную выйдут только их дети):
…Не избежим своей судьбы,
И, в цепи новые закованы,
Бредем, печальные рабы.
;
Свидетельство о публикации №221070600727