Блок. Вербочки. Прочтение

                Свечечки да вербочки
                Понесли домой.

                Огонечки теплятся,
                Прохожие крестятся,
                И пахнет весной.

                Ветерок удаленький,
                Дождик, дождик маленький,
                Не задуй огня!

                В Воскресенье Вербное
                Завтра встану первая
                Для святого дня.
                1-10 февраля 1906




Из Примечаний к данному стихотворению в  «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах»  А.А. Блока:
     «В стихотворении идет речь о праздновании вербной недели, которая традиционно связывается с началом весны. Вербная неделя – праздник, имеющий особое значение для детей: "На вербной неделе в столицах учреждены детские базары, где торгуют преимущественно детскими игрушками, вербами, цветами и сластями, как бы в ознаменование того, что маленькие дети встретили весну своей жизни и должны радоваться в этой жизни ( ... )" (Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М., 1880. С. 48).
     В Вербное воскресенье (за неделю до Пасхи, в шестой воскресный день Великого поста) на утреннем богослужении молящиеся держат в руках ветви вербы (символическая замена пальмовых ветвей, которыми народ иудейский встретил Иисуса Христа, вошедшего в Иерусалим за пять дней до своей крестной смерти, - Ин. Xll. 12, 1 3). Ветви вербы, освященные в вербное воскресенье, в народе обычно сохранялись за образами в течение целого года. Вербная суббота (канун вербного воскресенья) – праздник воскрешения Лазаря, служащий и символом оживления природы.»
     «…не исключено, что "Вербочки" – и, возможно, три других стихотворения, объединенных в "детский" цикл ("Летний вечер" ("Учитель"), "Зима" ("Снег да снег") и "Ветхая избушка"), – были написаны Блоком специально для детского журнала "Тропинка” …Другие стихотворения цикла "Для букваря" в "канонический" свод поэзии Блоком не были включены.»

     Включение заглавного стихотворения в "канонический свод поэзии” обусловлено тем, что оно открывает новый сюжет в “своде” – языческая весна, где появляющиеся христианские мотивы  – лишь вариации древних народных  обрядов (помимо заглавного – «Иванова ночь», «Сольвейг», «Ты был осыпан звездным цветом…» ).
     Так в данном – вербочки и свечечки  служат общеязыческим “символом оживления природы”. И совсем не христианским, а магическим выглядит ритуал внесения в дома огня юными девственницами:

                Мальчики да девочки
                Свечечки да вербочки
                Понесли домой.

                …Ветерок удаленький,
                Дождик, дождик маленький,
                Не задуй огня!

Сравните, стихотворение из 901 года – «Ночью сумрачной и дикой…»:

                «…Лишь порой, заслышав бога,
                Дочь блаженной стороны
                Из родимого чертога
                Гонит призрачные сны,
                И в полях мелькает много
                Чистых девственниц весны.
                23 апреля 1901»



;


Рецензии