Стихотворение Саши Чёрного о читателях

                Стихотворение Саши Чёрного о читателях

         Это стихотворение Саши Чёрного я прочёл очень давно и, по молодости лет, только обрадовался (так же, как и его другим стихам – свежим, ясным, чётким!)
         И, в ту пору, ещё не потрудился вычислить, насколько глубокую работу оно во мне произвело. Работу – по упорядочению моих представлений о мире, перестановки в моих понятиях и пониманиях, замечательному объяснению для меня мира вокруг и правильной постройке картины этого мира.
        Поэтому, когда я писал, например, заметку «Мы – то, что мы едим?..» я даже не вспомнил о Саше Чёрном, не осознал, что привёл меня к тому пониманию мира, которое я в своей заметке излагал, он – хотя, может быть, не в одиночку, а в сотрудничестве с другими мыслителями, которые объясняли для меня устройство нашего мира и нашей жизни.
       Но вот в последнее время я поймал себя на том, что очень часто стал вспоминать пару строк из этого стихотворения и задумался: какие причины могут быть у этого?
       Но сначала само стихотворение. Оно (оказалось! – то есть я теперь вспомнил) называется «Зеркало».

Кто в трамвае, как акула,
Отвратительно зевает?
То зевает друг-читатель
Над скучнейшею газетой.


Он жуёт её в трамвае,
Дома, в бане и на службе,
В ресторанах и в экспрессе,
И в отдельном кабинете.


Каждый день с утра он знает,
С кем обедал Франц-Иосиф
И какую глупость в Думе
Толстый Бобринский сморозил…


Каждый день, впиваясь в строчки,
Он глупеет и умнеет:
Если автор глуп – глупеет,
Если умница – умнеет.


Но порою друг-читатель
Головой мотает злобно
И ругает, как извозчик,
Современные газеты.


«К чёрту! То ли дело Запад
И испанские газеты…»
(Кстати – он силён в испанском,
Как испанская корова).


Друг-читатель! Не ругайся,
Вынь-ка зеркальце складное.
Видишь – в нём зловеще меркнет
Кто-то хмурый и безликий?


Кто-то хмурый и безликий,
Не испанец, о, нисколько,
Но скорее бык испанский,
Обречённый на закланье.


Прочитай: в глазах-гляделках
Много ль мыслей, смеха, сердца?
Не брани же, друг-читатель,
Современные газеты…

            Какие же две строчки стали настойчиво маячить в моём сознании в последние дни? – Это вот эти:
           «Если автор глуп – глупеет, если умница – умнеет».
           К авторам, которые, например, в Сети, заваливают читателя потоками белиберды, эти строчки, как ни странно, не имеют никакого отношения. Каждый пишет как может, пишет о том, что ему доступно, и пожеланием: пиши умные вещи, - авторов не переделаешь. Ни от чьих пожеланий ещё никто никогда не изменился, тем более – в один миг, как по взмаху волшебной палочки.
          Но вот для читателя эти строки – на мой взгляд, - очень важная веха, самый главный ориентир.
         Ведь читатель наделён свободой: что из того, что он встречает в потоке ежедневно льющейся на него информации, выбрать и чему отдать предпочтение.
         Выбрать – здоровую, полезную, питательную «пищу» для своего ума – или перебиваться малосодержательной жвачкой, которая ему ничего не прибавляет, а только заполняет время, даёт это время «скоротать», чем-то наполнить, чтобы оно прошло быстрее… И не важно, что это равносильно тому, чтобы это время убить – выбросить, по сути, его на помойку…
         Во мне издавна работает такой счётчик: насколько высок мой к.п.д. использования времени. Насколько высоко качество тех, «потребляемых» мной, материалов, из которых я строю себя и своё понимание мира. Но тем, кто ещё таким счётчиком не обзавёлся, полезно, по крайней мере, знать, что такой счётчик может, должен существовать.
          И Саша Чёрный ему в этом в помощь!


        А в продолжение этой темы я собираюсь написать об одном стихотворении Осипа Мандельштама, которое выразило истину, которая, как я позже обнаружил, была моим творческим кредо.


Рецензии
ПРиветствую Мартина - незаурядного знатока русской поэзии. Развитие этой темы - у Цветаевой ("и каждый со своей газетой, со своей экземой")

Юлюбарский   10.07.2021 14:52     Заявить о нарушении
Юрий, спасибо. Я не знаток поэзии, знаю не всё, моё отличие в том, что я так сильно многое люблю, что помню наизусть. А это из Цветаевой я уже цитировал... "Кача-живёт с сестрой, ются - убил отца..."
Но насколько эта память на стихи обогащает и придаёт сил, напишу ещё пару заметок вслед этой. Особенно - на примере стих-я Тарковского

Евгений Мартин   10.07.2021 16:01   Заявить о нарушении
согласен, Евгений - спасибо

Юлюбарский   10.07.2021 16:18   Заявить о нарушении