Блок. Сольвейг. Прочтение

Сольвейг 




                Сергею Городецкому

                Сольвейг прибегает на лыжах.
                Ибсен. "Пер Гюнт"

                Со'львейг! Ты прибежала на лыжах ко мне,
                Улыбнулась пришедшей весне!

                Жил я в бедной и темной избушке моей
                Много дней, меж камней, без огней.

                Но веселый, зеленый твой глаз мне блеснул -
                Я топор широко размахнул!

                Я смеюсь и крушу вековую сосну,
                Я встречаю невесту – весну!

                Пусть над новой избой
                Будет свод голубой –
                Полно соснам скрывать синеву!

                Это небо – твое!
                Это небо – мое!
                Пусть недаром я гордым слыву!

                Жил в лесу, как во сне,
                Пел молитвы сосне,
                Надо мной распростершей красу.

                Ты пришла –  и светло,
                Зимний сон разнесло,
                И весна загудела в лесу!
                Слышишь звонкий топор? Видишь радостный взор,
                На тебя устремленный в упор?

                Слышишь песню мою? Я крушу и пою
                Про весеннюю Со'львейг мою!

                Под моим топором, распевая хвалы,
                Раскачнулись в лазури стволы!

                Голос твой – он звончей песен старой сосны!
                Со'львейг! Песня зеленой весны!
                20 февраля 1906





Из Примечаний к данному стихотворению в  «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах»  А.А. Блока:
     «– Посвящение. – Городецкий Сергей Митрофанович (1884-1967) – поэт, товарищ Блока по университету; постоянно дружески общался с ним в 1904-1906 rr.
      – Эпиграф. – Ремарка из III действия драматической поэмы "Пер Гюнт": "Сольвейг прибегает на лыжах; на голову наброшен платок, в руках узелок" (Ибсен Г. Поли. собр. соч. 1 Пер. А. и П. Ганзен. М.: Изд. С. Скирмунта, [1905]. Т. 4. С. 98).
     – Жил я в бедной и темной избушке  моей ... – Сюжетный мотив драмы Ибсена: Пер Гюнт, лишенный по приговору суда двора и земли, поселился в одиночестве в лесной избушке (действие III) .
     – ...Я топор широко размахнул!  Я смеюсь и крушу вековую сосну ... – Первая сцена III действия драмы Ибсена изображает Пера Гюнта, который "в глубине бора" "рубит строевой лес" – ремарка, сопровождающая монолог героя: "подрубая огромную старую сосну с узловатыми ветвями".
     … Стихотворение открывало первые два издания второй книги стихов Блока ("Нечаянная Радость"), задавая ей эмоциональную тональность.»

     В каноническом трехтомнике стихотворение ничего не открывает, оно становится лишь эпизодом метаний героя после отказа его от своей Миссии: только-только он вспомнил о прежней жизни («Милый брат! Завечерело»), как всевозможные искусы: Незнакомка («Ты придешь и обнимешь…»), отчаяние («Мы подошли – и воды синие…») и вот – серия стихотворений («Вербочки», «Иванова ночь», «Сольвей», «Ты был осыпан звездным цветом…») о  детской народной  магии, о физиологической радости простой жизни с вербочками или топорами…
    Что угодно только не прежнее служение – что угодно!





;


Рецензии