Как стихотворение Осипа Мандельштама сделалось для
Не так давно я встретил в Сети публикацию об Андрее Белом и с интересом её прочитал, пополняя свои познания об этом поэте.
И плюс к этому меня очень сильно поразило, какой живой отклик эта статья встретила у читателей. Знатоков, любителей Андрея Белого сыскалось огромное множество и все они делились своими мнениями и оценками его произведений, споря друг с другом и друг друга дополняя.
Я, почти не знакомый со стихами А. Белого, почувствовал себя лишним среди этой заинтересованной аудитории и даже приуныл от того, что до сих пор не выбрал времени стихи А. Белого всерьёз почитать.
(Правда, потом я вспомнил, что я всё же читал «Петербург», и даже после перечитывал – чтобы ещё раз насладиться этой его прозой. Хотя и прозаическое наследие поэта, - указал мне пример комментаторов под той публикацией, - я знал тоже очень неполно).
Но потом внезапно я вспомнил удивительное стихотворение Осипа Мандельштама на смерть Андрея Белого и подумал, что не так уж я беден и скуден, раз помню такие блистательные, искрящиеся, поразительные стихи об этом поэте.
Стихотворение Мандельштама – это гарантия, что Андрея Белого не сможет вычеркнуть из своих планов чтения никто, это великолепный знак: идите все сюда, здесь вы встретите замечательную поэзию.
Но, помимо этой метки, обозначения творчества А. Белого в пространстве русской поэзии и русского Серебряного века, это стихотворение Мандельштама сыграло ещё и очень важную роль в моём собственном писательстве, несколько строк в нём стали для меня навечным обозначением того направления, куда мне следует идти.
Но сначала само стихотворение, написанное в январе 1934 года.
Голубые глаза и горячая лобная кость –
Мировая манила тебя молодящая злость.
И за то, что тебе суждена была чудная власть,
Положили тебя никогда не судить и не клясть.
На тебя надевали тиару – юрода колпак,
Бирюзовый учитель, мучитель, властитель, дурак!
Как снежок на Москве заводил кавардак гоголёк:
Непонятен-понятен, невнятен, запутан, легок…
Собиратель пространства, экзамены сдавший птенец,
Сочинитель, щеглёнок, студентик, студент, бубенец…
Конькобежец и первенец, веком гонимый взашей
Под морозную пыль образуемых вновь падежей.
Часто пишется казнь, а читается правильно – песнь,
Может быть, простота – уязвимая смертью болезнь?
Прямизна нашей речи не просто пугач для детей –
Не бумажные дести, а вести спасают людей.
Как стрекозы садятся, не чуя воды, в камыши,
Налетели на мёртвого жирные карандаши.
На коленях держали для славных потомков листы,
Рисовали, просили прощенья у каждой черты.
Меж тобой и страной ледяная рождается связь –
Так лежи, молодей и лежи, бесконечно прямясь.
Да не спросят тебя молодые, грядущие, те,
Каково тебе там в пустоте, в чистоте, сироте…
Великие произведения, я давно заметил, велики именно тем, что охватывают жизнь всесторонне, и каждый читатель (или зритель, слушатель) всегда найдёт в них что-то своё, важное для себя. То, что сможет «присвоить», унести в свою «норку»: в свой душевный мир для его укрепления и обустройства.
Поэтому и я не претендую, чтобы охватить все смыслы, которые выразил Осип Мандельштам в этом стихотворении. С меня достаточно и того, что он здесь – вывел главную цель нормального, значимого для других людей творчества любого создателя. Цель, выше которой поставить невозможно уже никакую другую.
(Я так часто повторял в своих спорах с другими две строчки из этого стихотворения, что в конце концов осознал, что они – и есть моё творческое кредо. То, за что я, в своём писании, держусь прежде всего).
«Десть» - это мера писчей бумаги в 24 листа. И вот эти строки, которые стали для меня программой и главным ориентиром:
«Не бумажные дести, а вести спасают людей».
ВЕСТЬ! – вот главное, что должен принести в этом мир тот, кто творит.
Объяснение людям, как устроен этот мир, что им движет, куда и зачем людям надо идти.
Всё остальное – не так существенно, оно – как бы антураж, обрамление того главного, что должен сообщить людям любой творец. Ту частицу истины об общей судьбе людей и человечества в целом, которую он смог разгадать, всеми своими усилиями - открыть.
В этом главное предназначение любого, кто взялся писать текст, картину, музыкальное произведение. Озарить, осветить людям их путь. И личный, собственный, и общий, для всей совокупности людей.
Вот поэтому лично моя забота, когда пишу я сам, - писать максимально понятно, ясно, чтобы смысл того, что я сообщаю, дошёл максимально до всех (Да ещё мама с детства учила: «Кто ясно мыслит, тот ясно говорит»)
И когда на днях одна читательница моей заметки про «суп из топора» растолковала другой – потерявшейся, заплутавшей, не понявшей, к чему и зачем я написал столько слов: «ЕМ о б ъ я с н и л это явление (с которым мы часто сталкиваемся в жизни) – ясно и логично», - для меня это было высшей похвалой.
Значит, я не только встал на правильный путь – но и двигаюсь, совершаю шаг за шагом – в правильном направлении.
Свидетельство о публикации №221071200306
НО ВЫ НЫРЯЕТЕ - Я ТОРЧУ. Спасибо Вам
Юлюбарский 12.07.2021 10:55 Заявить о нарушении
Евгений Мартин 12.07.2021 11:01 Заявить о нарушении
Евгений Мартин 12.07.2021 11:02 Заявить о нарушении
Евгений Мартин 12.07.2021 11:18 Заявить о нарушении
Евгений Мартин 12.07.2021 12:15 Заявить о нарушении