Что такое духовное сердце

Плотяное сердце имеет особую чувствительность при своей физической боли (так, как от его работы, напрямую зависит жизнь) также, оно реагирует на эмоциональную жизнь.
Из-за  того, что сердце реагирует на эмоциональную жизнь, то эмоциональная и чувствительная составляющая восприятия (сознания) человека часто называется сердцем. «От избытка сердца говорят уста» (Мф12:34). Радость и печаль при избытке занимают мысли человека и обнаруживаются в его словах.
Но есть и духовное сердце. Все разумные и эстетические чувства в восприятии тоньше страстей, свт. Григорий Нисский: «умная сущность сочетается с тонкой и светловидной силой нашей чувственной природы»,  и самые тонкие -  это духовные и святые чувства человека. Они переживаются  в самой глубине духа. И поэтому их наличие, относительно всего восприятия, именно их делает сердцем.
Но для ясности  часто используется уточняющее определение – «духовное» сердце.
Как плотяное сердце является наиважнейшим органом среди других, так и духовность человека, как обратил внимание свт. Феофан Затворник, образует истинного человека. Душа и плоть – это не полный и не истинный человек.

О духовном сердце  много пишется, но понимание "духовного сердца" остаётся туманным, предмет подаётся запутанным.
Когда-то читал буддийскую литературу, Бхагават Гиту, теософию и много другого, что уже и не помню.
Также, когда-то начинал читать «Откровенные рассказы странника своему духовному отцу» об Иисусовой молитве, но бросил потому, что молитва - это не мантра и не медитация.
У исихастов в православии высказывается мнение, что в самом физическом сердце сконцентрированы все силы души и тела. Хотя само ощущение сердца будто не привязано к физическому.
Проповедники разных христианских конфессий говорят о Царстве Божьем, которое внутри нас, но все рассуждения об этом, всё же, остаются абстрактными. Например, указание здесь на «дух» и обитание в нём Господа Иисуса остаётся предметом веры, и за отсутствием внятного истолкования, даже, стопорит всякое понимание и движение к Богу.

Впрочем, если читать Послания Апостолов, то вскоре придёт свет, ибо здесь истинно духовная пища. И естественно, само Евангелие - это главный свет, и книга Деяния сильнейшее свидетельство Божественных дел.

Поиск Господа Иисуса в нашем духе, наверное,  нужно понимать, или как Святой Дух (Утешитель, Дух Истины), или как идеальные духовные чувства человека, или точнее идеальный образ и подобие Бога в человеке. Мы познаём внутренний мир Иисуса Христа и переживаем личность Его в себе.
Или хотя бы осознаём Его духовный подвиг и высоту духа, глубину святости и познания, где само собою приходит поклонение в духе и истине Ему и Богу Отцу.

Пусть это маленькое эссе будет посвящено святой сестре во Христе, Жанне Гийон. Приведу несколько боговдохновенных выдержек из её книги "Познание глубин Иисуса Христа".

1. «Теперь пойдём дальше и рассмотрим исповедь грехов. Вас ожидает более высокое понимание и более глубокое переживание исповеди и покаяния. Если вы желаете идти этим путём, вам необходимо знать кое-что об исповеди греха, относительно которой есть много недопонимания. В прошлом, когда вы исповедывали свои грехи Господу, вы скорее всего испытывали чувство сожаления, не так ли? Однако существует более высокое переживание покаяния и более глубокое переживание исповеди греха, чем чувство сожаления. Вы обнаружите, что вместо чувства сожаления у вас появляется нечто другое - любовь и спокойствие. Эта любовь, это спокойствие приятно пропитывает вашу душу, и, тщательно пропитав её, полностью завладевает ею.
Приятное покаяние? Исповедь греха, приносящая любовь и спокойствие? Если вас никогда не наставляли в этих вопросах, то вполне естественно, что вы будете сопротивляться этой любви. Вы будете по-человечески пытаться произвести печальное чувство перед Богом.
Вам часто говорили, что сердце, скорбящее о грехах, угодно Богу. Это правда. Но поймите вот что: пытаясь своими силами произвести печальное сердце, вы теряете истинное покаяние. А что такое истинное покаяние? Переживали ли вы когда-нибудь настоящее, истинное покаяние? Вспомните. Не было ли оно глубоким чувством любви, изливающимся внутри вас? Именно эта любовь, это глубокое чувство любви и является намного более чистым и высоким выражением покаяния; оно выше всего, что вы можете произвести своими усилиями. Эта любовь вбирает в себя все чувства покаяния, соединяет их в себе, и выражает полноту покаяния намного более совершенным путём, чем все части покаяния, выраженные Господу в отдельности.
Когда Господь установит это взаимоотношение в вашей жизни, вам не надо будет заботиться, чтобы произвести своё чувство в отношении своего греха. Бог будет производить в вас Своё выражение покаяния таким чистым способом. Бог ненавидит грех; если вы переживаете покаяние, полностью данное вам от Бога, то вы будете ненавидеть грех так, как Он его ненавидит.
Дорогой читатель, не беспокойтесь и оставьте своё желание действовать. Самая чистая любовь, которую вы можете познать, придёт тогда, когда Господь будет работать над вашей душой. Так что пусть Он работает. Вы должны лишь оставаться там, где Он указал вам. Примите наставление очень мудрого человека, который сказал: «Бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека» Екк.12:13.
Если вы и дальше будете оставаться в переживании, которое мы только что описали, то вы заметите нечто. Вы удивитесь, как вам будет трудно помнить свои грехи! Забыть свои грехи? Правильно ли это? Да! И пусть это переживание вас не тревожит. Видите ли, если вы забываете свои грехи, то это является доказательством того, что вы очищены от них.
Забывать свои грехи хорошо. Будет лучше всего, если вы забудете всё, что касается вас, и таким образом вы сможете помнить только Бога».

Православное учение здесь исповедует противоположный принцип. Например, преп. Софроний пишет, как не легко даётся переживание своей греховности. И так и есть, иногда, действительно, нужно "умереть", чтобы не гореть в геене своей греховности. А чтобы "умереть", необходимо реально быть готовым идти за Христом на крест. И вот только тогда можно получить освобождение от чувства вины или геены.
Однако, в духовной жизни христианина бывают разные периоды, и даже, несколько иной христианский путь.
Например, с самого начала – прежде, можно пробудиться в сознании и совести, покаяться и придти Богу.
А можно уверовать и покаявшись, придти к Богу, воспринять благодать Евангелия Христа.
Или можно услышать Благую Весть о Христе Иисусе, воспринять (пережить) благодать, и от этого обрести покаяние. То есть, жил человек нравственно по человечески, но однажды узнал, что бывает так: «что высоко у людей, то мерзость перед Богом». И тоже, приходит к покаянию.
Жанна Гийон описывает период и состояние обретения благодати любви Святого Духа, где приходит ведение в целом, божественного и тварного, где вместе с познанием высоты любви, приходит это целостное тотальное покаяние, о котором говорится у святой Жанны Гийон.
Одним словом, бывает такая благодать, где ветхий греховный человек остаётся где-то в прошлом, а новый духовный человек уже обрезан от него и живёт по факту в Боге. С одной стороны, помнить свои грехи полезно, чтобы не судить других и уметь прощать, сохраняя мир в душе. Но когда приходит стабильность жизни в Святом Духе и зрелость нового духовного человека, то необходимость помнить свои грехи, как бы упраздняется. При этом, покаянный дух и опыт "познания добра и зла" никуда не исчезает, сердце приобретает навык стремиться к Богу и удаляться от греха, а также, в благоговении Святого Духа все необходимые истины, например, что жизнь без Творца есть зло, соблюдаются. Целомудренный и очищающий Дух суть "страх Господень, который пребывает вовек" (Пс 18:10). Об этом говорит Жанна Гийон.

2. «Пожалуйста, вспомните из предыдущих глав, что чтение Писания является вхождением в молитву. Вспомните также, что прочитанное вами может стать молитвой. Может ли Писание дать нам ещё что-нибудь? Да, вы можете использовать Писание ещё более совершенным способом. Рассмотрим этот способ. Я дам вам краткое практическое описание.
Сначала предстаньте перед Господом и начните читать. Как только вы почувствовали, что притягиваетесь внутрь, прекратите чтение. Прекратите чтение, когда почувствуете, что Господь притягивает вас к Себе в ваши внутренние части. Теперь просто оставайтесь в покое. Оставайтесь так некоторое время. Затем на мгновенье продолжите чтение, но прочтите лишь чуть-чуть. Прекращайте читать всякий раз, когда чувствуете, что божественное притяжение влечёт вас глубоко внутрь.
Свт. Феофан Затворник: "Из богомыслия иной предмет ближе других приляжет к сердцу. Тогда на нем после окончания сего дела остановиться надо и им подольше попитать себя. Этим пролагается путь к непрестанной молитве"(6, 227).
"Делайте так: когда почувствуете вхождение ума в сердце и воздействие молитвы, то давайте полную свободу такой молитве, удаляя все неблагоприятное ей; и пока она будет – ничего другого не делайте. Когда же не чувствуете такого влечения, тогда молитесь молитвою устною с поклонами, стараясь всячески внимание держать в сердце пред лицем Господа. Разогреется сердце и при таком образе молитвования"(10, 228–229).

Можете ли вы ожидать нечто больше этого? Время от времени вы начнёте прикасаться к состоянию внутренней тишины. Какова будет ваша реакция на это переживание? Одна из реакций будет такой: вы уже не будете обременять себя произносимой молитвой. (Если в это время вы будете молиться, громко произнося слова, или любым другим общепринятым способом, то это только уведёт вас от внутреннего переживания обратно к внешней поверхностной молитве.)
Тишина будет настолько привлекать вас, что вам совсем не надо будет принуждать себя говорить. Но если вы ничего не говорите, что же вы будете делать? Ничего! Просто отдайтесь внутреннему притяжению! Отдайтесь притягивающей силе вашего духа. Ваш дух притягивает вас всё глубже и глубже внутрь.
Ещё одно слово.
Вы поступите разумнее всего, если во всех своих переживаниях вы не будете придерживаться никаких определённых форм, правил и обычаев. Вместо этого, будьте полностью под водительством Святого Духа» .

Аминь! Без комментариев. Проникаясь святыми словами Священного Писания, слово Писания на деле становится священным – в переживании духа. И из глубины духа приходит освящение Святого Духа. В освящении святость и молитва духом, или «в духе и истине».

3. «Видите ли, единственной целью вашей души всегда должно быть тесное общение с Христом. Поэтому, если искушение вас влечет к греху или к внешним помехам - где бы, когда бы и как бы это ни происходило - просто отвернитесь от этого греха.
И когда отворачиваетесь от него, приблизьтесь к своему Господу. Это так просто.
Что делает маленький ребёнок, когда видит нечто, что пугает или смущает его? Он не пытается бороться с этим. В действительности, он даже вряд ли будет смотреть на то, что его пугает. Вместо этого, ребёнок быстро побежит в объятья своей мамы".


Рецензии
Спасибо Михаил, как всегда интересно и полезно!

Знания конечно Сила, книги Святые помогают, но вопросов и тайн что-то меньше не становится! Созданный Мир Бесконечен.

«Есть много проповедников, свидетельствующих о Царстве Божьем, которое внутри нас, но света по этому вопросу не даётся. Впрочем, если читать Послания Апостолв, то вскоре придёт свет, ибо здесь истино духовная пища. И естественно, само Евангелие - это главный свет, и книга Деяния сильнейшее свидетельство Божественных дел.»

С уважением,
ученик.

Юрий Грозный   27.07.2021 23:57     Заявить о нарушении
Решил отредактировать свой ответ, и каким-то образом, он оказался под другой рецензией. оттуда удалил, а сюда не принимает, думает лишний дубликат.
Попробую после данного текста восстановить.

Михаил Пушкарский   29.07.2021 21:53   Заявить о нарушении
Ничего не получается.

Михаил Пушкарский   29.07.2021 22:20   Заявить о нарушении
Всё Ок Михаил!
Я успел прочитать Ваше дополнение к теме.
Спасибо!
Вопрос конечно ёмкий и ответственный.
Проявление ИДЕИ в образе/форме человека Удивительно!
Как и многие понятные нам на сегодня Дела Создателя!
.. и сколько нас открытий Чудных ещё застигнет на пути...

У Черниговской есть Сильное: на вопросы поставленные учёными, мы ищем и находим ответы в Искусстве!
ПС: в моей работе "Светлая Троица" Христос сходит на Землю в капле росы
из цветка Бог Отец.

Радости Вам!
ученик Юрий.

Юрий Грозный   30.07.2021 00:19   Заявить о нарушении
Юрий, добрый вечер!
Не получилось у меня донести мысль. Я не имел ввиду идеи и образа-формы человека.
Образ/форму или икону я могу рассматривать лишь, как религиозный атрибут, напоминающий и располагающий к переживанию святого. Видимо, термин "созерцание", который часто употребляю, сбил с толку. Но я всегда имею ввиду "созерцание", как сосредоточение внимания на функциональном значении предмета, и его составляющих в этом качеств. Во как сформулировал )). Это и размышление, но обязательно в непредвзятости. Точнее, с одной стороны - свобода от прошлого опыта и авторитетов, с другой - внимание и серьёзное отношение к мысли другого.
Также, бывают значущие детали, на которые раннее никто не обратил вниамние, или затерялось в истории.
Например, когда я исследовал психологию юмора, то обратил внимание на свиду абстрактные и не глубокие высказывания Аристотеля и Анри Бергсона. Но у них это, как тезисы. Я себе отметил, что не зря они об этом говорят - они что-то увидели. И через некоторое время мне открылся момент истины, который они увидели. А сколько в своё время я получил духовных откровений через мысли Апостола Павла?!
В духовных вопросах преграда - ветхий человек и "человеческое" в религии.
Кстати, Т. Черниговская мне нравится тем, что любит искусство и в частности музыку. Но думаю, что значение музыки для развития интеллекта она переоценивает. Хотя музыка, действительно, величайший развивающий дар. Но она, сказав лишь о воздействтвии музыки на нейронные сети, не раскрывая специфику музыки, дала повод усомниться в её компетенции по этому вопросу. Я дкмаю, что разностороннее развитие важней здесь. А интеллект обычно развивается относительно специализации деятельности и познания. В одном можно хорошо соображать, а в другом ноль.
Кстати, мне близка очень музыка, и это действительно огромный и прекрасный мир. Считаю музыку ангельским языком.
Но если говорить о именно интеллектуальной специфике, то это художник. Само зрение и зрительное представление, в жизни и в понимании функционального значения вещей, а также, в мыслитедьном процессе, занимает ведущую роль и больший информационный объём. Художник должен уметь создавать не только эстетически оригинальные образы. Но передавать обогащающую мысль. открывая реальность. Прошу прощение за прописные истины. Скажу сразу за не менее важную способность художника: найти способ и создать инструмент, с помощью которого создаётся шедевр.
Короче, что касается Христа - речь прежде всего о его жизненном пути и днлах. В этом и Его слова, и познание Его личности. Кого вообще можно сравнить со Христом по совокупности всех феноменов, святости и человеческих качеств? Откуда и для чего Он такой был на этой земле? А если посмотреть на "детали" (о чём я говорил) как Он вместе с глобальными религиозными (а точнее - серьёзными философскими: что есть истина, путь и т.д.) вопросами, обращался к разным проблемам конкретных людей не только в исцелении и нравственности, но видел нужду и страдание многих, до которых другим дела нет. И если всё же есть в мире милосердные люди, то Христос, как никто другой поднял эти вопросы в мировом историческом масштабе. Здесь. и притча о бедном Лазаре, и о плачущих, о жаждущих правды, о нищих духом, об убиваемых ("не бойтесь убивающих тело") о заблудших и т.д.
Ладно, буду закругляться.

Михаил Пушкарский   31.07.2021 00:05   Заявить о нарушении
Юрий, спасибо!
Позавчера было небольшое откровение о том, что,собственно, давно известно, но в новом аспекте и окраске переживания. Суть - свет в созерцании Божьего творения и как кульминация (Высшее, что явил человеку Творец) - свет Христа. Через созерцание света творения и особенно - света Христа приходит вдохновение Жизни, а далее, мудрость и знание.
Возможно ключевым моментом здесь будет непредвзятость (без которой и не бывает б созерцания) своего рода "будьте, как дети".
Вчера решил послушать какую-нибудь лекцию Т.В. Черниговской. Она говорила, что мозг - это самое сложное. Ну и конечно, как и другим, ей кажется, что самый гениальный мозг должен быть у великих учёных, музыкантов, художников. А я здесь выражусь топорно, но точнее: Самый умный в земной истории был Иисус Христос.
Но тут дело ещё в том, что развитие человека - это не только абстрактное научное мышление и творчество. И даже, плюс честность и любовь к ближнему.
Философия. Это, своего рода, и дедуктивный метод познания, и обобщающий.
Или как практично ставил вопрос царь Соломон: "что полезно для человека во дни жизни его суетной"?
Философия здравого смысла - это креационизм. Развитие жизни - это программа. А у программы должен быть Программист. Даже естесственный отбор - это алгоритм обратной связи программы развития жизни.
С открытия Творца метод философского познания и эволюция человека приобретает иное качество. Например, многое здесь сказано о любви. Да, здесь, также, ключевой момент: Творец творил в любви эту Вселенную, жизнь и человека.
Но любви (как уровню жизни и системе ценностей) характерна одна особенность: как только человек обретает любовь, как откровение и свет жизни, источник вдохновения, то он понимает, что в этом оказывается весь смысл жизни.
Но собственно, о чём я начал говорить - о том, что Христос есть путь истина и жизнь не только в нравственном и религиозном смысле. Вера открывает путь познания Его личности. И если не быть обусловленным хитрым опытом своего ветхого человека или всякими религиозными "правилами" и "теориями", то можно понять и осознать по достоинству слова Христа: "Я дверь овцам и кто войдёт и выйдет, тот и пажить найдёт" (Ин.10:9).
С уважением, Михаил. Тоже, ученик.

Михаил Пушкарский   31.07.2021 00:09   Заявить о нарушении
Спасибо Михаил!
Очень много инфы, мнений и предположений. Это и есть путь познания.

Выборочно, Тезисно, про ИДЕЮ.
"Откуда и для чего Он такой был на этой земле?"
"Программа и её Программист."
"Любовь как способ и путь."
Всё верно.

Поэтому (мне думается) Христос на Земле это Идея(программа) Создателя в понятной для людей Форме человека. Другое,-например приоритеты системы ценностей и "Закон внутри нас", Вселенская Любовь и теория струн,-многим и сейчас не понятны, даже будучи Написаны и расТолкованы.

Посмотрите плиз, когда будет время, на тему: "Деревенская Молитва", "Вопрос", "Карточный Замок", "Точка..", "Размышления Дождя". (конечно не без сарказма и провокаций).
Я тоже)) пытаюсь "объяснять" сложные Темы простым понятным русским языком.
Понятными читателю Образами и сравнениями.
А не символами...(

Я бы не называл стремление людей понять и осознать бесконечный внутренний мир, имеющийся с момента создания человечества "Эволюцией". Мы не "меняемся, а лишь открываем".

С большим уважением, ученик Юрий.

Юрий Грозный   01.08.2021 00:26   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.