Благотворители, спонсоры, меценаты

Аксиология

В наследие от прошлого вульгарного материализма нашему обществу достался бытующий в массовом сознании легкомысленный подход к проблематике классового общества. Мол, деньги и капитал правят бал.
В действительности, имущественное неравенство является лишь вершиной айсберга. Проблема заключается в различии ценностной ориентации общества, социальных групп и каждого человека в отдельности. Вопросами “ценностей” занимается малоизвестная людям наука – аксиология, которая наряду с генетикой и кибернетикой долгое время была закрыта для широкой публики.
“Ценность” – это цель, идеал, предмет влечения, стремления, интереса. Различные “ценности” образуют иерархические мировоззренческие структуры, которые в свою очередь определяют иерархию типов личности (по нисходящей): 1 – святой, 2 – гений, 3 – герой, 4 – духовный вождь, 5 – художник и др.

Договор дороже денег

Взгляд с этой позиции на отношения “богатых” и “бедных”, “бедных” и “нищих” даёт более полную и жизненную картину. Например, среди малообеспеченных людей много таких, которые понимают, что путь к накоплению начального капитала аморален. Поэтому, из инстинктивных побуждений к нравственному самосохранению, они не стремятся к обогащению любой ценой и довольствуются, по их убеждениям, скромным честным заработком.
С другой стороны, многие из числа обеспеченных граждан подают нищим и участвуют в благотворительных программах. Каким бы ханжеским словоблудием эти действия ни прикрывались, каждая жертвенная монета является платежом по писанному в святых книгах договору ...  В частности, обеспеченные мусульмане обязаны раздавать нуждающимся не менее 5% дохода. Подобные обычаи заведены во всех религиях, проповедующих спасение на том свете.
Благотворитель в этой сделке покупает покой и освобождение собственной души от грехов. Не случайно нищие благодарят Бога и обещают молиться за благодетеля. Таковы правила. Не согрешишь – не покаешься, не покаешься – не спасёшься. Богатый, поддерживая материально, спасает убогих и нищих.  Убогие и нищие, вознося слова благодарности, спасают покаянные души богатых.
Счастье не обходит стороной дома бедняков. Говорят же, бедность не порок ... Радоваться жизни более всех на свете умеют дети и нищие, для которых каждый новый день – дар судьбы и помилование. Имущие и неимущие живут в разных духовных аксиологических  пространствах.
Несовместимость этих миров убедительно показал Луис Бунюэль в фильме “Виридиана”. Героиня фильма (монахиня) приглашает на благотворительный обед окрестных бедняков, инвалидов и нищих. Обед заканчивается грабежом, погромом и насилием. Фраза из финала сценария: “Хромой снова набрасывается на Виридиану и, повернув её лицо к себе, жадно целует”.
Или, в продолжение этой истории. В Нижнем Новгороде жил–был купец Бугров, старообрядец и известный основатель богоугодных заведений, который в народе более прославился тем, что совращал молоденьких девок, затем выдавал их замуж  и каждой строил дом. От этой благотворительности  в губернии строились целые деревни – «Бугровки».

Паблик рилейшнз

В последние годы в России часто звучит новое слово “спонсор”. Спонсор и благодетель – принципиально разные понятия. Спонсор не совершает блага. Он действует из корыстных побуждений: саморекламы или рекламы идеи, товара. Понятие “спонсорство” буквально ворвалось в нашу жизнь на потоке печатной и электронной информации.
Цель спонсора – установление доверительных отношений с необходимой ему потребительской или общественной группой лиц. Спонсор всегда просчитывает свои затраты и рекламную эффективность объекта вложений. В этой работе требуется индивидуальный творческий поход и значительная доля артистизма в каждом случае. Стадионы отличаются огромным размером сцены, а посещения детских домов и встречи спонсоров с ветеранами, как правило, происходят в камерной обстановке в присутствии средств массовой информации. Правильная организация и подготовка таких мероприятий дают высокий экономический эффект: буквально, конфет на копеечку – шума на рубль.
Деньги и власть, благотворительность и спонсорство далеко не одно и тоже. Отождествление этих понятий на практике даёт обратный результат. Главная задача спонсора заключается в снятии конфликтов в отношениях управляющих (властных) и управляемых (зависимых) систем.
Спонсорство является одной из технологий осуществления “паблик рилейшнз” – супер рекламы – направленной на формирование особых доброжелательных отношений с покупателями, публикой или населением в целом. В качестве объекта спонсорских вложений обычно используются развлекательные программы на телевидении, популярные исполнители и эстрадные коллективы, хорошенькие девушки, обаятельные детишки и трогательные старики – годится всё, что содействует рождению красивых образов, пробуждению добрых чувств и сладостных грёз.
Технологии паблик рилейшнз эффективно используются государственными учреждениями, международными корпорациями, политическими и религиозными организациями. Деятельность спонсоров осуществляется обычно (без раскрытия термина и подлинной цели) разнообразными пресс–службами, информационными и аналитическими центрами, прямой обязанностью которых является целенаправленное формирование общественного мнения.
Благодаря своей доброжелательной окраске слово “спонсор” быстро прижилось в русском языке и уже обросло бытовыми значениями. Одна моя знакомая ... пышная блондинка, выезжая в служебные командировки в Москву, всегда останавливалась в первоклассных гостиницах и дорогих шикарных номерах? Однажды я задал нескромный вопрос ... Она ответила: “Видишь,– и указала на импозантную группу кавказцев в холле гостиницы, – вот мои спонсоры ... и не улыбайся так гнусно. Я еще петь и на рояле играть умею”.

Сократ мне друг, но истина дороже

Встретились на дороге два странника, обменялись мыслями и разошлись, и каждый стал в два раза богаче. Среди людей бытуют ценности, которые невозможно купить, хуже того, ими невозможно владеть, а можно только обладать. Левые революционеры, из “шариковых”, числили интеллигенцию в списке капиталистов и расстреливали правильно. В Государственной Думе РФ находится на рассмотрении Закон “Об интеллектуальной собственности”.
Талант – дар божий, достояние народа или личная собственность? Три раза: нет. Талант – это частная собственность. Творческий талант –  капитал, который можно пользовать как землю и недра, деньги и машины. Талантливые люди эмигрируют из стран с торгово-индустриальным укладом экономики в технологическую международную зону постиндустриального сообщества. Причина массового бегства не в уровне зарплаты, как думают профаны, а в международной системе разделения труда. Билл Гейтц – самый богатый человек планеты. Билл Гейтц – владелец интеллектуальной собственности (системы компьютерных программ). Билл Гейтц – легенда наших дней. Он – молод!
Утечка мозгов для народа и государства страшнее вывоза денег. Кто мыслит творческую идею и талант как высшую государственную ценность?! Нестыковка государственных интересов и обывательского понимания налицо. Во власти работают служащие, которые, очевидно, не вписываются в иерархию: 1–святой, 2–гений, 3–герой, 4–духовный вождь, 5–художник и др.
В 1 веке до нашей эры в Риме жил Гай Цильний Меценат, известный политический деятель и писатель, один из ближайших советников императора Августа. Гай Цильний оказывал материальную поддержку и покровительствовал кружку римских поэтов, в который входили Вергилий, Гораций и др. Меценат был столь проницательным государственным деятелем, что умел видеть в поэзии политические интересы империи. Имя его стало нарицательным для просвещенных покровителей наук и искусств.
Меценатство не предполагает участие бедных и нищих людей. Оно чуждо благотворительности и спонсорству. Меценатство, по существу, является слиянием интеллектуального и финансового капиталов. Это единение позволяет влиять на решение вопросов духовного, национального, государственного масштаба.
В Барселоне скотопромышленник Гюэль финансировал архитекторские проекты Гауди. Сегодня дом и сад Гюэля являются архитектурными памятниками мирового значения. Тургенев, Чайковский, Горький состоялись в искусстве благодаря участию меценатов. Щукин, Мамонтов, Морозов – вклад этих известнейших в России меценатов в мировое искусство трудно исчислить и переоценить.
Существует мнение, отрицающее идею меценатства: что, мол, искусство и наука должны существовать на коммерческой основе, быть прибыльными и самоокупаемыми. Ошибка здесь в том, что в основе эстетического чувства лежит бескорыстное отношение к произведению, которое не может быть использовано с целью извлечения прибыли. Там где существует прибыль и самоокупаемость искусства нет. Иначе обстоит вопрос с наукой. В области фундаментальных исследований публикуемые результаты сразу становятся мировым достоянием. Материализовать права на интеллектуальную собственность в этих условиях крайне трудно. Оплате подлежит информация, но не идеи. Если бы путники при встрече каждый раз платили друг другу за высказанные мысли?
Государственные учреждения культуры озабочены распределением бюджетных средств. Они способны решать вопросы культурного просвещения, популяризации и образования, но не творчества. Творческие союзы способны, но не могут ... Однажды Союзу писателей была выделена крупная сумма на вручение премии за лучшее произведение года. Члены Союза провели совещание и постановили: расходовать деньги не целевым образом, а именно, вручить премию неизлечимо больному раком писателю?
Наши богатые, те же кухаркины дети, которые понимают рай, как большую курительную комнату, в которой можно пить, есть и спать... До тех пор, пока они будут хохотать на концертах Геннадия Хазанова, аплодировать Алле Пугачевой и пить зимой холодное пиво, Россия будет пребывать во мгле. Аристократическая традиция покровительства благородным музам пресеклась. Искусство гибнет в объятиях благотворительности, рекламного спонсорства и пошлой публики. Возрождение отечественной культуры возможно лишь на пути возрождения обычая личного просвещенного покровительства. 
В технологическом отношении меценатство подобно долговременному инвестированию с высокой долей риска и высокой эффективностью отдельных проектов. Проблема в том, что среди богатых мало возвышенных, просвещенных людей, мыслящих поэзию, литературу, музыку как дело государственного значения.


Рецензии
Разве отдавая десятину в церковь или мечеть или синагогу человек не ищет для себя определенные верой блага? Проблема меценатства и благотворительности давно успешна решена во многих странах.Человек жертвующий некую сумму на благотворительные цели, списывает ее со своих доходов,уменьшая таким образом свои налоги.При этом выбор, куда он направляет свою благотворительность за ним.

Александр Ресин   14.07.2021 19:34     Заявить о нарушении
Идеализм, где-то (на Западе) хорошо, а у нас всё плохо. Налоговые льготы - воровство с откатами. Журналы гоноры (на которые можно жить) не платят.

Сергей Мартьянов   20.07.2021 12:15   Заявить о нарушении