Статья о нашем музее!

Статья опубликова в Рязанской газете "Панорама города" №28 14 июля 2021 года.
Огролмная благодарность журналисту Наталье Терлеевой! Грамотная и верная статья!
.............
«...и не рухнет дом»
В сравнении с другими, Ухоловский район древностью похвастаться не может. Даже своего краеведческого музея у муниципального образования нет. Однако заселилась эта часть Дикого поля не меньше четырёх веков назад, то есть культурный слой имеется. Восполнить пробел в исторической памяти взялись в селе Покровское, причём очень близко к людям — на уровне семьи. Два года назад там открылся краеведческий центр-музей «Жарки».
Концепция
Это, конечно, не музей как мы его понимаем: казённое учреждение со своими, чётко регламентированными, принципами работы и правилами. «Жарки» - частное образование, созданное по доброй воле двух энтузиастов краеведческого дела — Юрия Панюкова и Евгения Пажитнова. А предыстория такова.
- Я много лет работал в музеях Москвы, занимался генеалогией и выявил такую проблему: судьбы московских посадских людей, например, проследить невозможно — не хватает материала, - рассказывает Евгений Евгеньевич. - Виной тому постоянная миграция населения, мор, войны и так далее. А в провинции сохранились глубинные корни, и я решил уйти в народ: вот уже лет десять как езжу по городам и весям, живу в сёлах, занимаюсь краеведением и создаю музеи семьи, где это возможно.
В Рязанской области всё сложилось благополучно. Дело в том, что мой собеседник ещё увлекается литературоведением и написанием родословных знаменитых литераторов. В наш регион его привлёк Василий Аксёнов, точнее тот факт, что его отец Павел Васильевич Аксёнов в 1899 году родился в селе Покровское Ухоловского района. Об этом обстоятельстве известный писатель поведал в своём рассказе «Дикой». И Евгений Евгеньевич начал выяснять, кто из рязанских краеведов владеет информацией по теме. Ведь не может быть, чтобы это никого не заинтересовало. И такой человек действительно нашёлся. Им оказался уроженец села Покровское Юрий Панюков.
- Мы встретились в Москве и, как Немирович-Данченко со Станиславским в Славянском базаре составили концепцию МХАТа, создали проект музея семьи «Жарки», - в свойственной ему ироничной манере продолжает Евгений Евгеньевич. - То есть для нас, в нашем центре главное — родословная, причём любой семьи. Принимаем всех, кто интересуется своими корнями.
Живое дело
Нет, конечно, некоторая экспозиция из старинных предметов быта в «Жарках» всё-таки имеется. Она размещается в родовой усадьбе Панюковых, которую Юрий Николаевич любезно предоставил для музейных целей. Но главное в другом - в распространении идеи собственных домашних музеев, основным экспонатом которых было бы генеалогическое древо. Именно по нему надо учить детей читать, уверен Евгений Евгеньевич. Так прививается любовь к семье, роду, родине...
- А как ещё воспитывать патриотов? - задаёт риторический вопрос Пажитнов.
И что самое интересное, идея работает. Центру всего два года, а у покровских музейщиков уже есть последователи. Жительница села Валентина Шаушева устроила в своём доме музей своего отца — Николая Гавриловича Грачёва.
- Горшки, прялки, самовары — это всё мы видели, это уже было. А тут - движение, активность, общение и внимание к тебе, к твоей истории, - объясняет она свою позицию. - Мой папа был плотником и часовых дел мастером. Часовому делу учился в Австрии. Он 1925 года рождения, воевал, а дослуживал в Австрии и там научился часы ремонтировать. Сам себе столик для этого сделал...
И дом построил такой, каких в начале 60-х в селе ещё ни у кого не было, - двухэтажный. На втором этаже Валентина Николаевна и разместила экспозицию, посвящённую отцу. Рубанки, стамески и прочий плотницкий инструмент нашли в ней своё место. Здесь же и столик часового мастера стоит, а также - часы настенные с боем, ходики, будильники... И конечно родословная на стене.
Обратная миграция
В процессе исследования своих корней Валентине Николаевне довелось столкнуться и с курьёзными ситуациями. Например, троюродный брат не знал, как звали его бабушку.
- Она маленькая-сухонькая была, всё время на печке лежала, и все так её и звали: «Бабушка», - рассказывает моя собеседница. - Мы расспрашивали старожилов и выяснили, имя у неё было — Евдокия.
Интересно, что метод, который в своих исследованиях применяет Пажитнов, работает. Есть ещё в Покровском люди, кто помнит то собрание колхозников, на котором они открещивались от Аксёновых. Рассказ «Дикой» появился после поездки с отцом на его родину в середине 60-х. В нём писатель изложил мнение родителя — старого партийца — по поводу безграмотного руководства колхозами, когда начальство из кабинетов указывало земледельцам что и когда пахать-сеять. Критика не понравилась, и колхозники заклеймили критиканов позором. Нашлись и те, кто вспомнил, как Вася Аксёнов приезжал из Казани на летние каникулы, где он жил в семье своей тёти по отцу. Родители его в это время были репрессированы и находились в лагерях. Теме репрессий в экспозиции «Жарков» тоже есть место.
Кстати, спрашиваю, а почему «Жарки»? Потому что так называлась улица или, скорее, местность огромного села Покровское. В нём ещё есть масса местечек с интересными названиями: «Политотдел», «Красная Армия», «Знамя труда». Так назывались колхозы, которых в Покровском было несколько. А ещё есть улица Скандаловка. По словам Валентины Николаевны, там действительно жили скандальные люди: мужья били своих жён. Да, всякое бывало, но в основном в Покровском жили благополучно. Народу было много, не меньше двух тысяч человек. Сегодня, как говорят местные, село пало.
- И это очень грустно, - заключает Евгений Евгеньевич. - Поэт сказал: «Живите в доме — и не рухнет дом». Видели, сколько обрушившихся домов?.. Но есть и кто возвращается. Это называется обратная миграция. Вот Валя, она же уезжала, в Воронеже жила, а потом на родину потянуло. Другие тоже... Ну, ладно, жить здесь — работать негде. Но навещать своё родовые гнёзда нужно. К счастью, такие примеры есть. И тогда - «не рухнет дом»!
                Наталия Терлеева
............
иллюстрации:
1 — Валентина Шаушева и Евгений Пажитнов в её домашнем музее
2 — Стол руководителя. Такой же вполне мог быть у Павла Васильевич Аксёнова.
.............
Стихотворение А.Тарковского из которого взяты строки для названия статьи!
...
Жизнь, жизнь..
..
I

Предчувствиям не верю, и примет
Я не боюсь. Ни клеветы, ни яда
Я не бегу. На свете смерти нет:
Бессмертны все. Бессмертно всё. Не надо
Бояться смерти ни в семнадцать лет,
Ни в семьдесят. Есть только явь и свет,
Ни тьмы, ни смерти нет на этом свете.
Мы все уже на берегу морском,
И я из тех, кто выбирает сети,
Когда идет бессмертье косяком.

II

Живите в доме - и не рухнет дом.
Я вызову любое из столетий,
Войду в него и дом построю в нем.
Вот почему со мною ваши дети
И жены ваши за одним столом,-
А стол один и прадеду и внуку:
Грядущее свершается сейчас,
И если я приподымаю руку,
Все пять лучей останутся у вас.
Я каждый день минувшего, как крепью,
Ключицами своими подпирал,
Измерил время землемерной цепью
И сквозь него прошел, как сквозь Урал.

III

Я век себе по росту подбирал.
Мы шли на юг, держали пыль над степью;
Бурьян чадил; кузнечик баловал,
Подковы трогал усом, и пророчил,
И гибелью грозил мне, как монах.
Судьбу свою к седлу я приторочил;
Я и сейчас в грядущих временах,
Как мальчик, привстаю на стременах.

Мне моего бессмертия довольно,
Чтоб кровь моя из века в век текла.
За верный угол ровного тепла
Я жизнью заплатил бы своевольно,
Когда б ее летучая игла
Меня, как нить, по свету не вела.
Арсений Тарковский. Стихи разных лет.
Москва, "Современник" 1983.


Рецензии