VIII. Гл-20. Авиамузеи в Жулянах и Луганске

   *** Малая Авиация.Часть-2. ***

     Полетел я как-то попутно нашим КингЭйром в Киев с очередным вояжем в Аэростар. Было время, решил посетить авиационный музей в аэропорту Жуляны. Да, впечатляет! Там собраны, по-моему, все более или менее современные советские самолёты за самым малым исключением. Точно скажу, что нет Ту-144 и Ан-22. Семейство Сухих: - Су-7, Су-15, Су-17, Су-24, Су-25. Семейство Мигов: - УтИ МиГ-15, МиГ-17, МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-29. Семейство Яковлева: - Як-3, Як-28У, Як-38, Як-40, Як-42, Як-50. Туполевы: - Ту-16, Ту-22, Ту-95, Ту-104, Ту-134. Ильюшины: - Ил-14, Ил-18, Ил-76, Ил-62. Антонов: - Ан-2, Ан-12, Ан-26. Вертолёты: - Ми-1, Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-8, Ми-14, Ми-24, Ми-26, Ка-25, Ка-27. Есть Бе-12 и Л-29 с Л-39. Есть и некоторые экспериментальные самолёты. В Ил-62 оборудован класс и там проводят занятия со студентами  КИИГА (Киевского Института Инженеров Гражданской Авиации).

     Через некоторое время довелось мне побывать в подобном музее Луганского авиаремзавода. На удивление, там было, хоть и не так много, как в Жулянах, но тоже очень много самых разнообразных советских военных самолётов. Особо удивило в этом, можно сказать, «переферийном» музее, наличие одного из первых экземпляров Су-27, тогда ещё Т-10. На нём передняя стойка была ещё вынесена вперёд и створки основных шасси были одновременно и тормозными щитками.

     Подошло время проводить «годовое обслуживание» КингЭйра. Аэростар нашёл ближайший подходящий, по их мнению, центр, где это можно провести, в Копенгагене, в Дании. Собирается наш доблестный экипаж и техник Володя  со своим помощником Саней и летят туда. Шеф ещё захотел установить на борту спутниковый телефон, в Копенгагене готовы это сделать.
 
    Самолёт улетел на обслуживание, я могу расслабиться. А то ведь доходило в последнее время, что должен был я быть на телефоне 24 часа подряд. В любой момент мог позвонить Шеф или кто из офиса и назначить вылет КингЭйра. Бывало и в ближайшие два-три часа. У Аэростара была «отлажена связь» в этом отношении. Они умудрялись подать срочную заявку. Мне оставалось только за это время оповестить техников и доставить пилотов к самолёту. Это было некоторым образом похоже на вылет из «дежурных сил».

     Всё больше доходит информации про бурную деятельность аэроклуба «Авиа-Союз» в Майском. И летают там, и парашютисты прыгают. По последним модным веяниям - «дропзона». Решили мы с Банкиром слетать туда. Собрались как-то и полетели на нашем «Атамане». Созвонились, конечно, накануне. Лёту туда всего-то полчаса.
 
     Действительно, авиационная жизнь в Майском бурлит. Куча разных самолётов там базируется, кто-то взлетает, какой-то самолётик на посадку заходит. Из динамика, прерывая музыку, слышен радиообмен. Парашютисты вообще «распоясались», - ангар у них там есть, укладывают внутри парашюты в непогоду, а сейчас разноцветные парашюты видны и там, и сям на траве. Домики рядом стоят, тут и ночуют. На автостоянке много машин, есть дорогие, это, наверное, «парашютёров». Вокруг много народу разного слоняется, кафешка работает, музыка звучит, - просто «авиационный праздник». Похоже народ сюда приезжает не только полетать и попрыгать, но и на «авиационный праздник». Встретили всех Балицких. Летают здесь на своём Як-52, живут по нескольку дней, снимают домик.

     Пригласил я Радека посмотреть и оценить Мораву, что стоит в УАТК, всё-таки Радек специалист. Уже ни одну Мораву привёз на Украину, у него даже допуск есть на ремонт двигателя Вальтер Минор, что на Мораве стоит. Осмотрел Радек нашу Мораву. Запустили двигатели, прогазовали. Сказал, что в хорошем состоянии и хорошо обслуживалась. Зачехлили обратно. Сходили на стоянку ремзавода, теперь он называется «МИГремонт», там выкатили Су-27 после покраски. Красавец! Видно, готовят куда-то на «показуху». Рядом стоят рядами МиГ-25, остатки былой роскоши. Было время, в Запорожье базировался ПВОшный полк, да видно и из Днепропетровска перегнали. Здесь что-то, вроде базы хранения. Но вряд ли они уже взлетят. Как и не взлетит уже и «куча» Ил-76, что рассредоточены по аэродрому. Не менее 100 штук! В Запорожье и транспортный полк Ил-76 базировался и с других полков, видно, собрали. Живой ещё только полк в Мелитополе. Все эти самолёты требуют ремонта. Рассказывают «старожилы», что ещё несколько лет назад было предложение из России обменять эти самолёты на отремонтированные из расчёта один за три. В Украине это посчитали невыгодным. А теперь все эти Ил-76 и МиГ-25 просто металлолом. Ценный, конечно, лом, - там много цветного металла и титана.

     Подошло время продления пилотского, - неприятный и неизбежный момент в суровой действительности малой авиации Украины. Собираю «бумаги» со всего нашего «ближнего круга» запорожских «приватных пилотов», - Валентина Турецкого, Балицких, Банкира, Володи Дмитрийчука и еду в Кировогдад. В Академию, «мать её ети». Процедура продления до безобразия «однообразна», - заходишь в разные кабинеты, заносишь свои «бумаги», скромно протягиваешь мятые гривны или доллары. В конце дня получаешь свежие сертификаты о прохождении курсов с замечательными результатами экзаменов, акты лётных проверок. Всё это отдаю нашим пилотов и, уже индивидуально, каждый проходит медицину, едет в Департамент в Киев, так же с процедурой «мятых купюр», получать новый «додаток» к пилотскому. По-другому было нельзя…

     Позвонил как-то Юра Я. из Киева, пригласил приехать на встречу по поводу «реанимирования» «АОПА Украина». Несколько лет назад я был на съезде, где создавалась эта АОПА, как представитель от запорожской области. Собрались в какой-то гостинице, были известные в малой авиации личности, представители разных областей. Была там и одна почти «легендарная» личность из Львова Гена Х. Говорили долго и много. Обсуждали проблемы малой авиации Украины, о чём-то энергично спорили, что-то доказывали. Проскальзывали прошлые проблемы и даже обиды. Не все участники этой встречи, в том числе и я, были в курсе предметов спора. Договорились, вроде, о проведении съезда АОПА Украины

* - на фото:
          - легендарный Т-10 в музее луганского АРЗ – Луганск – май 2007г.
                - фото автора.

11.07.2021 – Севастополь.

Продолжение:
   http://proza.ru/2021/07/17/1445


Рецензии