О современной церкви

Хотелось бы рассказать о тех выводах, которые постепенно сформировались после многолетнего участия в церковных службах по выходным и праздничным дням.

Была ли польза от них, как верующему человеку? Несомненно, была, но явно недостаточная. Прежде всего, трудно переоценить значение ИСПОВЕДИ для человека православной веры – именно ПОКАЯНИЕ лежит в основе евангельского благовестия. Важными являются также церковные таинства, особенно крещение и венчание (причастие в его современном виде не описано в Евангелии и является спорным именно по обретению Святого Духа во время него). Ну, еще, может быть, соборования, молебны и панихиды. И на этом, пожалуй, все!

А дальше возникает масса вопросов, на которые никто не дает вразумительных ответов.

Служба в православном храме, прежде всего, поражает своей пышностью, красотой, торжественностью и – одновременно! – явным недопониманием сути происходящего, поскольку ведется, как это уже упоминалось ранее, на малопонятном церковно-славянском языке. При этом игнорируются предписания апостола Павла о проповеди на незнакомом языке, осуждению которой он посвятил целую главу своего послания к коринфянам (1Кор. 14). Как утверждает апостол, прихожане при этом просто-напросто НЕ ВРАЗУМЛЯЮТСЯ!

То есть, человек должен МОЛЧА БЛАГОГОВЕТЬ перед тем, чего он не понимает, и так – изо дня в день. Более того, и за рамками церковной службы (на проповеди после литургии, как правило, пересказывается один из разделов Евангелия) также никто ничего не объясняет и ничему не учит! Воскресные школы, в которых занятия ведут нередко люди, не обладающие необходимыми знаниями, – это чистой воды профанация для галочки.
 
Батюшки после службы обычно спешат на требы, исполнение которых по незнанию прихожан также нередко происходит в урезанном варианте. Так, на примере близких людей пришлось столкнуться с крещением (взрослых) и венчанием БЕЗ ИСПОВЕДИ, с соборованием на дому в сокращенном виде (не зажигались даже свечи) и т.д.

А если копнуть глубже, то можно сделать ошеломляющий вывод – в православной церкви отсутствуют вековые традиции обучения широких народных масс глубоким духовным основам христианского учения!
 
Если, по словам протоиерея Андрея Ткачева, в католической церкви этим вопросам уделяется огромное внимание (создаются конгрегации для распространения веры, идет активная работа по написанию богословских трудов, переводов святоотеческих книг и т.д.), активно работают и протестантские миссионеры (до запрета их деятельности они собирали в наших краях стадионы), то что у нас?

Старчество и монашество в прошлых веках, направленные на спасение  душ самих этих подвижников, а не на просвещение многих людей. Библия, впервые в России переведенная с церковно-славянского языка на русский лишь в 1876 году и малодоступная по многим объективным причинам, в том числе и из-за широкой неграмотности населения. А вскоре грянул и октябрьский 1917 года переворот, вырвавший с корнем веру у многих поколений на земле православной!

Как и сто лет назад, в настоящее время люди не только продолжают быть духовно неграмотными, но и вполне предсказуемо десятой дорогой обходят эти молитвенные дома с функциями церковных треб, каковыми по сути являются строящиеся с космической скоростью современные церковные храмы.
 
А ведь это немыслимое явление, что священнослужители сейчас практикуют – не учить людей основам христианства и путям духовного роста после многих десятилетий вынужденного атеизма! Священники любят повторять, что по апостольской преемственности имеют право отпускать грехи (во время исповеди), но при этом умалчивают, что по той же апостольской преемственности и по прямому указанию Христа они должны прежде всего «НАУЧИТЬ ВСЕ НАРОДЫ, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19).
 
Во всех религиях обучению верующих уделяется огромное внимание. Например, в иудаизме ортодоксальные иудеи (а их сейчас 10 процентов населения Израиля!) изучают Тору в своих школах всю жизнь! И даже в дореволюционной России в 3-х-4-х годичных церковно-приходских школах (они преобладали в системе НАЧАЛЬНОГО образования страны) наряду с общеобразовательными предметами изучался Закон Божий, основы литургии и т.д.

Помнится, протоиерей Дмитрий Смирнов на телеканале «Союз» неоднократно весьма грубо отшивал телезрителей, задающих раздражающие его вопросы (отправлял, например, прочесть ответ в своем айфоне) и высокомерно заявлял, что 90 процентов верующих не понимают сути христианства. Так потому и не понимают, что их никто не учит!
 
Возникает вопрос: почему с недугами тела людям худо-бедно есть куда пойти на прием (в больницы), а с духовными проблемами (не путать с психическими и психологическими), которые гораздо сложнее и важнее, такой ПРИЕМ церковь и не думает организовывать?
 
Не логичнее ли часть денег, которые явно излишне тратятся на такое количество храмов (без системной работы с верующими они никогда не будут заполнены, об этом свидетельствуют и тенденции на западе, которые, несомненно, ожидают и нас) потратить на дополнительную ставку в храме священника (если он там один) по просветительской работе с прихожанами? А также направить на доведение крылатых фраз Христа до широких народных масс путем размещения их на билл-бордах, в социальной рекламе в СМИ, разнообразных буклетах, бегущих строках, СМС-сообщениях и т.д. Кто-то непременно заинтересуется и захочет поближе ознакомиться с Евангелием.
 
Проблема состоит в том, что вера изначально дарована Богом многим людям, но она зачастую пребывает в них в «спящем» состоянии, под спудом мирской суеты и греховных соблазнов, и очень трудно бывает без посторонней помощи сбросить этот неподъемный бесовской груз.
 
Когда Христос пришел в мир, то Он Своими проповедями мощно пробудил спящую веру в тех, кому она была дарована, и они без оглядки тысячами пошли вслед за Ним. Точно также главная задача нынешних священнослужителей – ПРОБУДИТЬ потенциально верующих, научить их духовным основам христианства, заинтересовать в самостоятельном совершенствовании их на этом пути. И пусть большинство «детей дьявола» останутся при этом равнодушными, но и апостол Павел мечтал «спасти хотя бы некоторых» (1Кор. 9:22)!
   
А нам предлагают самостоятельно выучить десять заповедей, пару молитв и молча благоговеть! Ну не хочет современный человек (у нас ведь всеобщая грамотность!) заниматься тем, чего он не понимает! Он хочет под руководством грамотного пастыря вникнуть, понять, не впадая в ересь и прелесть, разобраться в основах, стать на путь познания истины, постоянно духовно расти и совершенствоваться.
 
А ему в этом в церкви не только не помогают, но еще и препятствуют. Характерно, что в Новом Завете цитаты из Псалтыри приводятся на РУССКОМ языке. А в современных молитвенниках для широкого пользования Псалтырь напечатана на церковно-славянском языке. Например, в Новом Завете в послании к римлянам (Рим. 11:10) приводятся слова из Псалтыри (Пс. 68:24): «и хребет их да будет согбен навсегда», а в современной Псалтыри эта фраза звучит так: «и хребет их выну сляцы».
 
Для чего все это так усложняется для людей, ведь переводы имеются (например, в «зеленой» Библии выпуска 1979 года)? А для того, чтобы реже открывали непонятную в таком виде Псалтырь (которая вся проникнута призывом воздавать славу Господу!) и меньше задавали священникам вопросов!
 
Помнится, протоиерей Андрей Ткачев со смехом неоднократно рассказывал случай, когда при нем одна старушка спросила у священника после службы, кто такой «Арий безумный», о котором тот пел на литургии, и нарвалась на грубость: «Ты и есть тот Арий безумный!» (Арий – живший в III веке еретик, отрицающий Божество Христа и Его равенство с Богом Отцом).

Так что никто и ничего нам не собирается объяснять и чему-то учить, даже таким фундаментальным вещам, как суть проповедуемой в Евангелии ЛЮБВИ. Дело в том, что мы пользуемся переводами Нового Завета с греческого языка, а в нем (в отличие от русского) понятие «любовь» имеет несколько значений: «филия» – любовь к друзьям; «сторге» – любовь к родственникам, отечеству; «эрос» – страстная любовь; «агапэ» – духовная любовь, любовь-милосердие.

Поэтому понятие «любовь к ближнему» в Новом Завете означает проявление МИЛОСЕРДИЯ к нему, а не той любви, которую мы испытываем, например, к своему ребенку или супругу.  И это важно, поскольку озадачивает многих при чтении Евангелия.

Из всего вышесказанного следует вывод, что поскольку у человека не так уж много времени в его земной жизни, нужно сделать упор на СИСТЕМАТИЧЕСКОМ САМОСТОЯТЕЛЬНОМ чтении Нового Завета, а также периодически других книг Священного Писания и произведений святых отцов с подключением богословских толкований из Интернета при одновременном включении в свое ежедневное молитвенное правило молитв об укреплении веры и даровании познания истины.

Если уйти с позиции пассивного и отупевшего в своем непонимании происходящего стада, Господь обязательно вразумит и наставит на правильный путь к духовному росту тех, кто активно стучит к Нему и ищет Его.


Рецензии
Тут написано про Церковь и про Новый Завет.
Вы в курсе, что в Писаниях нет никакой Церкви и в помине?

Денис Фоменко   18.11.2021 10:03     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.