Подмосковные маршруты

Б.Б. Родоман

МОИ ОДНОДНЕВНЫЕ МАРШРУТЫ
В ПОДМОСКОВЬЕ

        Публикация предварительная и неполная. Статья готовится для журнала «География и туризм» (Пермь).

        В этой статье я намерен рассказать о практиковавшихся  мною в 1955 – 2012 гг. регулярных еженедельных однодневных пеших и лыжных коллективных походах-прогулках в окрестностях Москвы.  Подмосковьем  здесь называется территория Москвы и Московской области вне Московской кольцевой автодороги (МКАД) вместе с некоторыми прилегающими к столичной области районами областей Калужской (Боровск, Обнинск), Владимирской (Александров), Ярославской (Переславль-Залесский) и Тверской (Кимры, Конаково). Московским регионом считается эта же территория вместе со всей Москвой.

Предыстория: детство и Геофак

        Моё первоначальное, до войны 1941 – 1945 гг.,  знакомство с Подмосковьем  состояло из двух этапов.
        1. В 1934 – 1936 гг. мы снимали «дачу» (комнату) в посёлках у железнодорожных станций Сходня и  Клязьма, в 28 км напрямик от центра Москвы. Весь день под открытым небом, гамак, трава и деревья на улицах и во дворе, домашние животные, речка, первый гриб в роще…
        2. В 1940 – 1941 гг. жили в  избах у настоящих  крестьян около станций Истра и Звенигород, обе «дачи» в 50 км от центра Москвы. Реки побольше, дремучие леса, очень много грибов. Шок от общения с деревенскими людьми, проклинавшими колхоз; смесь жалости и ужаса.
        В 1944 г., по возвращении из эвакуации, началась эпоха малых самостоятельных путешествий. Я методично, пользуясь планом Москвы из Малой Советской энциклопедии, обходил город  пешком и объезжал на трамвае.
        В начале 1948 г. мой отец, служивший инструктором по культработе в Профсоюзе работников электростанций, принёс мне карту Московской области, масштаб 1 : 300 000, с грифом «Для служебного пользования». На ней не было изогипс, но были  хорошо показаны леса, гидросеть и все сельские поселения, соединённые просёлочными дорогами. В нашу область тогда входил южный «язык» вокруг города Сталиногорска (ныне Новомосковск), благодаря чему на южном листе карты, подлежавшем склеиванию с северным, поместились большие части областей Калужской и Тульской. Эту карту нельзя было брать в походы, и даже от складывания она бы быстро испортилась; из неё делались выкопировки – карандашом на писчей бумаге или чертёжным пером на кальке. Этим занимались и мои друзья.
        Летом 1948 г. я с матерью ютился в клети деревенской избы в деревне Спас-Торбеево Загорского (ныне Сергиев-Посадского) района Московской области, в бывшем имении князей Урусовых. Пользуясь картой, я совершил первый настоящий поход, длиною около 28 км, – в одиночку пересёк артиллерийский полигон, куда население допускалось по воскресеньям для сбора грибов и орехов, прошёл через город Красноармейск, проехал  7 км по узкоколейке, вернулся домой поздно вечером. Еды и воды с собой не брал, ничего не ел. В 1949 и 1950 гг. продолжались мои вылазки за город, чаще одиночные, реже с одним-двумя одноклассниками, тоже без еды и рюкзаков.
        Карта 1948 г. стала самым ценным предметом моего домашнего имущества и оставалась главным географическим документом моей жизни до конца 1980-х, когда появились в продаже карты масштаба 1 : 200 000. Старая карта ещё хранится у меня в тубусе, вся обветшавшая и разорванная.
        При обучении на Геофаке МГУ  мои выезды за город были редкими и не регулярными. В сентябре 1950 г., т.е. на первом курсе, я прошёл со своим однокурсником С.С. Иконниковым (1931 – 2006) от Истры до Звенигорода и поместил отчёт в факультетской стенгазете «Наши горизонты». В долины и пещеры нас водил  Б.Л. Беклешов [00; 00].   В ноябре 1950 г. был «звёздный» пеший поход нескольких групп, встречавшихся в одной точке, с ночёвками – у нас одна была холодная на сеновале, а вторая тёплая в помещении школы. При организации этого похода целая группа развалилась от того, что девушки отказались идти с Родоманом. Только одна согласилась и не пожалела,  о чём написала в дневнике.
        В январе-феврале 1953 г., будучи в доме отдыха там же, где была наша летняя учебная практика,  – в посёлке Красновидово, я впервые в жизни (!) зашёл в подмосковный зимний лес, в ватном пальто и валенках, но уже через несколько дней сходил на лыжах налегке, в комнатной одежде, по льду рек и просёлочным дорогам, в Бородино (2 х 11 км).
        В 1953 – 1955 гг. моим спутником по вылазкам за город стал  А.Е. Осетров (р. в 1934 г.), один из «пяти ребят» из  песни на слова Н.Н. Карпова (1932 – 2018) «Дым костра создаёт уют…», впоследствии северовед, почвовед, ныне всё ещё усердный сотрудник Геофака, уникальный знаток территории Подмосковья.
       Поскольку профессия и практики у географов были полевыми, праздный туризм как таковой был для них не типичен и не престижен, а уважались исследования. Так, в январе – феврале 1955 г. я участвовал в многодневной снегомерной съёмке между Рязанским шоссе и Зарайском. Из этой экспедиции я вынес важное практическое понятие – дежурный квартирмейстер: люди с инструментами идут налегке, а один из них со всеми личными вещами едет в следующий пункт ночлега (везли на санях с лошадью). Не только в экспедициях, но и в туристских походах той эпохи мы покидали Москву с официальными письмами, обязывавшими местные власти оказывать нам содействие.
        В студенческие годы меня, как и других студентов-географов, отвлекало от «малой родины» наше огромное Отечество. К моменту окончания Геофака (1955) в моём досье уже числились Крым, Кавказ, Прикаспий, Бурятия, Хибины, Прибалтика, а летом 1955 г. к ним добавился Памир.

Походы выходного дня
       
        По окончании Геофака я стал служащим в издательстве и начал очень дорожить выходными днями. С 1940 г. выходным днём в СССР было  воскресенье, а с 1967 г. ещё и суббота, что стало большим скачком для развития пригородного туризма.
        В походы выходного дня  меня вовлёк мой одноклассник К.К. Шилик (1930 – 2019), окончивший МВТУ им. Баумана, но впоследствии ставший археологом и кандидатом географических наук (по палеогеографии) [00]; он открыл несколько античных городов в водах Чёрного моря. С его группой я в 1954 г. пересёк Большой Кавказ перед поездкой  в Прикаспийскую экспедицию, а в Подмосковье  осенью 1955 г. прошёл с его ребятами от Истры до Звенигорода, с одной ночёвкой в палатке. В том же 1955 г. я стал ходить на лыжах с Шиликом по таким же маршрутам, но однодневным, без ночёвки. Летом 1956 г. под водительством Шилика мы прошли через Карпаты, поднялись на Говерлу.
        Самым благоприятным для любых пригородных походов был северо-западный сектор Подмосковья – Смоленско-Московская возвышенность. Нашим любимым маршрутом стал «Великий лыжный путь» от платформы Малино Октябрьской железной дороги  (Ленинградское направление) до станции Нахабино Рижского направления, а с 1966 г. – до открывшейся платформы Аникеевка (около 18 км)
        К 1958 г. я вышел из-под туристской крыши К.К. Шилика, переселившегося в Ленинград, и вместе с одним товарищем из его «почтового ящика» сам водил группу, редко насчитывавшую более десяти человек. В конце ХХ и начале ХХI в. это была «туристская семья» из шести – восьми особей. В вагоне электрички, четвёртом от головы поезда, где обычно ездили любители походов, мы пересекались с плановыми туристами, собиравшимися по объявлению турклуба. Они  спрашивали «Вы не из группы N?», а мы отвечали «Нет, мы сами по себе» и незнакомых не принимали. Знакомые приглашались, становились приятелями и друзьями постепенно.
        Выходные и праздничные дни – не лучшее время для загородных прогулок из-за многолюдья и переполненности транспорта. Турклубы устраивают походы и в середине недели, например, по средам, главным образом для пенсионеров, но я не пошёл по этому пути, несмотря на то, что уже в 1965 г.  навсегда избавился от необходимости ежедневно посещать учреждение, выдающее мне зарплату. Я сохранил для походов выходные дни, чтобы не терять коллектив. Регулярные выезды за город в одни и те же дни недели придают жизни здоровый ритм, упорядочивают повседневную деятельность. Назначения прогулок на разные дни недели дезорганизовали бы мой налаженный быт. По этим причинам мои коллективные походы проходили в выходные дни даже в XXI в., когда большинство моих спутников были пенсионерами, в том числе «неработающими».
        Я соблюдал и пропагандировал квазирелигиозную «святость» субботы и воскресенья. В дни, предназначенные для загородной рекреации, не положено заниматься умственным трудом, читать и писать, включать компьютер. Выездную рекреацию я рассматривал как второй, параллельный образ жизни, в который человек погружается систематически, неуклонно и безоговорочно [00].
        Если учесть походы с ночевкой в конце недели, в дни майских и ноябрьских праздников, и время отпусков, то получается, что я загружал туризмом до одной трети всех дней, имеющихся в году. Это был мой мир, удалённый от «обывательских» интересов и от потребления плодов массовой культуры.

Для чего я ходил в подмосковные походы?

        1. Чтобы увидеть новые места – совершенно так же, как и при дальних путешествиях. 
    2. Показать любимые места приятелям, преподнести их как подарок.
    3. Привлечь новую девушку, одарив её впечатлениями. Обычно девушка вовлекалась в группу, а после я отправлялся с ней куда-нибудь вдвоём.
    4. Хорошо отдохнуть от умственного труда в обществе молодом, весёлом и не обременённом интеллектом.
        5. Побыть в подходящей для меня рекреационной среде – такой, где под открытым небом не видно домов, автомобилей и никаких людей, кроме моих спутников.
        6. Привлекали среда, быт, занятия, резко противоположные повседневным; компенсация одностороннего городского образа жизни, хотя бы не серьёзная, в сжатом виде. При активном отдыхе «на лоне природы» горожане уподобляются крестьянам, кочевникам, «дикарям» и т.п.
        7. Оздоровление, точнее, поддержание здоровья и замедление его  ухудшения.
        8. Психофизиологическая встряска от трудностей, препятствий, испытаний.  После дня и вечера в холоде и под дождём, после темноты и грязи на дороге, с мокрыми ногами,  при опасении опоздать на последнюю электричку – какими  желанными   кажутся своя комната, тёплая ванна, мягкая постель! Туристские походы – прекрасное  средство любить и ценить повседневный городской быт.
         9. Некоторое  моральное удовольствие от походов я получал и потому, что был их лидером, каковым не являлся ни в какой другой сфере деятельности. Я решал, куда и как идти и ехать, но никакой склонности и способности командовать людьми и наслаждаться их зависимостью у меня не было.
        Из выше перечисленных мотивов только первые пять  были вполне осознанными и действовали при планировании  мероприятий. Оздоровление само по себе не было для меня задачей или целью деятельности.  Я ходил пешком не потому, что ходьба на свежем воздухе полезна для здоровья, а потому, что привлекательные ландшафты в Подмосковье сохранялись только там, куда не проникали автомобили.
        С годами различные мотивы туристской деятельности отмирали. Так, например, любимые места, в которые я вёл своих друзей, всё чаще оказывались застроенными, изуродованными, непроходимыми. По «остаточному принципу» держался дольше всего и выходил на передний план оздоровительный мотив. В преклонном возрасте лучший способ существования – продолжать привычное дело.

Траверсные маршруты

        Этот раздел ещё не закончен.

        Моим главным практическим и теоретическим достижением в пригородном туризме явились так называемые траверсные маршруты. Они протягивались между двумя исходящими из Москвы радиальными железнодорожными линиями (см. рисунок). Упомянутый выше «Великий лыжный путь» – самый яркий и типичный пример.  Такие маршруты широко использовались туристскими клубами.
        Я называю такой маршрут траверсным, потому что для меня это пересечение, преодоление, погружение в привлекательный ландшафт. В середине пути, наименее людном, наиболее лесистом, наступает кульминационный момент путешествия [00].
        Начальными и конечными пунктами траверсных маршрутов служили зелёные остановки – не стеснённые застройкой платформы пригородных электропоездов, где можно сразу стать на лыжи,  да и пешком не идти по городской улиц
 

        Мои предложения  сохранить для туристов зелёные коридоры и превратить их в линейно-узловой туристcкий парк опубликованы [00].   


Открытия в ландшафте и влияние коллег

        Благодаря частым поездкам и походам я обнаружил вокруг Москвы три типа сельского расселения, удивительно совпадающих
с тремя физикогеографическими провинциями – Смоленско-Московской возвышенностью, Мещёрской низменностью и Москворецко-Окской эрозионной равниной, и предположил, что они раньше принадлежали разным этносам [00]. Расположение Москвы (Кремля) ровно на стыке трёх ландшафтных  областей вместе с особенностями советского административно-территориального деления привело меня к открытию закона полярного размещения узловых и однородных районов [00].
        Главный (и единственный) натуралист в моей туристкой компании, А.Е. Осетров, познакомил меня с Северским опольем – бывшей житницей средневековой Москвы. Впоследствии эту роль играло Центральное Черноземье, а в советское время – даже Северный Казахстан. Я начертил удивительный картоид, отражавший три исторические эпохи. Восточную  часть Северского   ополья я предлагал как меньшее зло для вынужденного роста Москвы преимущественно в одну сторону [00];  моё мнение о  расширении Москвы в ХХI в. тоже опубликовано [00].
        В моей туристской компании подвизался юрист и экономист Л.Б. Шейнин (1930 – 2019), сотрудничавший с географами по линии земельного кадастра . Его занимал юридический статус таких объектов, как опоры ЛЭП среди полей, пересечения автодорог с железнодорожными путями, изгороди, канавы, проволока на полях, свалки. Он занимался тем же вопросом, что и К. Маркс, но пришёл к противоположным выводам, и они в советское время были за рубежом опубликованы! [00].
        В 1975 г. в моих подмосковных походах стал участвовать В.Л. Каганский – мой последователь не только в теоретической географии, но и в «путешественном» образе жизни, а если не разделять эти два явления, то можно сказать, что мы одинаково  понимаем устройство культурного ландшафта России. В походах и поездках совместно с В.Л. Каганским, не только в Подмосковье, но и в некоторых других регионах, вырабатывались такие важные понятия, как внутренняя периферия, анизотропный ландшафт, эконетизация административных границ [00; 00]. Под руководством В.Л. Каганского моя туристская группа в какой-то мере продолжает жить без меня.               

Плоды для науки и публицистики

        Подмосковным походам и прогулкам я обязан большей частью своих достижений, научных и околонаучных.
        1. Концепция «поляризованной биосферы», или «поляризованного ландшафта» [00, 00].
        2. Почти все компоненты моего направления теоретической географии [00].
        3. Главные особенности российского культурного ландшафта и его районирование [00].
        4. Стадии развития личности в сфере досуга [00]. 
        5. Пространственно-временной волнообразный профиль путешествия [00].
        6. Книга о гуманистичном экологическом воспитании [00].
        7. Почти все научные работы о рекреации и туризме [00].
        8. Статьи, эссе, трактаты о росте и развитии Москвы, автомобилизации, охране природы, рыночной экономике, о человеческих отношениях в сфере досуга и т.д. [00].
        Принципиальная схема лыжных маршрутов демонстрировалась на выставках «Метагеография» в московской Третьяковской галерее (зимой 2015 – 2016 гг.) и в других городах в числе многих моих картоидов, признанных «произведениями концептуального искусства».
*  *  *
         В июне-июле 2021 г. я составил и опубликовал на «Проза.ру» почти полный список моих подмосковных однодневных неоднократных лыжных и пеших походов (его можно и дальше редактировать и пополнять) [00]. Этим перечнем можно пользоваться как приложением к настоящей статье. Кроме того, я участвовал в многодневных походах – лыжных с ночёвками в домах и пеших с ночевками в палатках, много раз встречал Новый год в лесу. Особую специфику имели  «женские походы» – в дни 8 марта, не только в Московской, но и в соседних областях. Об этом я собираюсь рассказать в других статьях.

Библиографический список

        Ещё не составлен.

        Для "Проза.ру" 16 июля 2021 г.

        Статья осталась немного не законченной.18 июля 2021 г. меня увозят в больницу с ковидом. -- Б.Р.

      

       


Рецензии