Блок. Прошли года, но ты всё та же Прочтение
* * *
Я знал ее еще тогда,
В те баснословные года.
Тютчев
Прошли года, но ты – всё та же:
Строга, прекрасна и ясна;
Лишь волосы немного глаже,
И в них сверкает седина.
А я – склонен над грудой книжной,
Высокий, сгорбленный старик, –
С одною думой непостижной
Смотрю на твой спокойный лик.
Да. Нас года не изменили.
Живем и дышим, как тогда,
И, вспоминая, сохранили
Те баснословные года...
Их светлый пепел – в длинной урне.
Наш светлый дух – в лазурной мгле.
И всё чудесней, всё лазурней –
Дышать прошедшим на земле.
30 мая 1906
Эпиграф у Блока – это не выжимка смысла, намек к прочтению, а ссылка на предшествующую сцену. Приглядимся к ней, то есть перечитаем стихотворение Тютчева полностью:
«Я знал её ещё тогда,
В те баснословные года,
Как перед утренним лучом
Первоначальных дней звезда
Уж тонет в небе голубом…
И всё еще была она
Той свежей прелести полна,
Той дорассветной темноты,
Когда, незрима, неслышна,
Роса ложится на цветы…
Вся жизнь ее тогда была
Так совершенна, так цела,
И так среде земной чужда,
Что, мнится, и она ушла
И скрылась в небе, как звезда.»
Остаётся только поражаться как Тютчев тут совпал с Блоком первого тома. Точнее образ той девушки Тютчева с обликом той, в которой Блок пытался воплотить Лучезарную.
И как все эти “звезды” перекликаются теперь с его Незнакомкой!
«Театр. Незнакомка»:
« Звездочет (на мосту):
Ночь полнозвездная светла.
У взора – только два крыла.
Но счет звездам вести нельзя -
Туманна млечная стезя,
И бедный взор туманится…
…Восходит новая звезда.
Всех ослепительней она.
Недвижна темная вода,
И в ней звезда отражена.
Ах! падает, летит звезда...
Лети сюда! сюда! сюда!
По небу, описывая медленную дугу, скатывается яркая и тяжелая звезда. Через миг по мосту идет прекрасная женщина в черном, с удивленным взором расширенных глаз. Все становится сказочным - темный мост и дремлющие голубые корабли. Незнакомка застывает у перил моста, еще храня свой бледный падучий блеск. Снег, вечно юный, одевает ее плечи, опушает стан. Она, как статуя, ждет.»
У «старика» из стихотворения – существует свой сюжет в рамках трёхкнижия Блока.
Вот он появляется в Первом томе («Двойнику»):
«…Ты совершил над нею подвиг трудный,
.. Я ждал тебя. А тень твоя мелькала
Вдали, в полях, где проходил и я,
Где и она когда-то отдыхала,
Где ты вздыхал о тайнах бытия...
И знал ли ты, что я восторжествую?
Исчезнешь ты, свершив, но не любя?
Что я мечту безумно-молодую
Найду в цветах кровавых без тебя?
Мне ни тебя, ни дел твоих не надо…
27 декабря 1901»
Вот они (поэт и старик) уже вдвоём:
«Мы, два старца, бредем одинокие,
Сырая простерлась мгла.
Перед нами – окна далекие,
Голубая даль светла.
29 декабря 1901»
Вот второй из двойников – уже только воспоминание («Старик»):
«Под старость лет, забыв святое,
Сухим вниманьем я живу.
Когда-то – там – нас было двое,
Но то во сне – не наяву.
Смотрю на бледный цвет осенний…
29 сентября 1902»
А вот он уже совсем один:
«Когда я стал дряхлеть и стынуть,
Поэт, привыкший к сединам,
Мне захотелось отодвинуть
Конец, сужденный старикам.
И я опять, больной и хилый,
Ищу счастливую звезду.
4 июля 1903. Bad Nauheim»
И вот опять старик – это «Двойник»:
Там – голубое окно Коломбины,
Розовый вечер, уснувший карниз...
В смертном весельи – мы два Арлекина
Юный и старый – сплелись, обнялись!
О, разделите! Вы видите сами:
Те же глаза, хоть различен наряд!
Старый – он тупо глумится над вами,
Юный – он нежно вам преданный брат!
30 июля 1903. С. Шахматова»
Далее «старик» стал «старикашкой»:
«…И ушла в синеватую даль,
Где дымилась весенняя таль,
Где кружилась над лесом печаль.
Там – в березовом дальнем кругу –
Старикашка сгибал из березы дугу
И приметил ее на лугу.
Закричал и запрыгал на пне:
–Ты, красавица, верно – ко мне!
Стосковалась в своей тишине!
24 апреля 1905»
Или почти мертвецом в таверне на болотах под маревом Ночной Фиалки:
«…чинно, у бочки пивной,
Восседают старик и старуха,
И на них догорают венцы,
Озаренные узкой полоской
Отдаленной зари.
И струятся зеленые кудри,
Обрамляя морщин глубину,
И глаза под навесом бровей
Огоньками болотными дремлют…
…И Ночная Фиалка цветет.
1905-1906»
Нет, в этом сюжете только одного – счастья исполненного долга. Даже в самом благополучном из них:
«…На балконе, где алеют
Мхи старинных балюстрад,
Деды дремлют и лелеют
Сны французских баррикад.
Мы внимаем ветхим дедам,
Будто статуям из ниш:
Сладко вспомнить за обедом
Старый пламенный Париж,
Протянув больную руку,
Сладко юным погрозить,
Сладко гладить кудри внуку,
О минувшем говорить.
И в алеющем закате
На балконе подремать,
В мягком стеганом халате
Перебраться на кровать
Скажут: "Поздно, мы устали".
Разойдутся на заре…
25 февраля 1904»
…парижские баррикады выглядят анахронизмом, бесполезной суетой сумасшедших дедов: мол, они вдоволь потешились, а потом разошлись по домам обедать…
А в заглавном стихотворении… Такая тоска, такая мечта! Мечта о той, которую не надо было бы изменять, преображать, “воплощать”, которая просто была бы рядом. И не иконой, а соратницей. С которой бы – спиной к спине против всего мира! Которая была бы верной.
И без слов и просьб в кабинет с рядами книг иногда приносила бы кофе. И, может быть, изредка, молча, сзади обнимала за плечи.
Свидетельство о публикации №221071600826