О прелести

     В разговорах с духовными чадами, или верующих между собой можно услышать увещевания подобного рода, что, мол, глядите, не впадите в прелесть!

     Что же такое прелесть? Игнатий Брянчанинов, например, пишет о прелести, как о непременном качестве души каждого человека. Независимо от того кто ты, монах, или мирянин, епископ, святой, или праведник, ты, в той, или иной мере находишься в прелести. Потому что прелесть – это нечувствие своих грехов, их забвение, а порой и просто, их не знание. Допустим, мы боремся с какой-нибудь крупной страстью, вредной привычкой, бывает даже, до смертного одра. А мелкие и незначительные грехи упускаем из виду. Как говорится, за лесом деревьев не видим. 

     Какого бы духовного совершенства не достиг человек, как бы он не приблизился к Богу, он все равно останется грешен, даже тем, что уже родился с переданным по наследству, первородным грехом. Безгрешен лишь Господь Бог! По этой причине верующие и обращаются к Нему за помощью. Только Он, чистый, не имеющий ничего человеческого, наносного от мира сего и поэтому Всевидящий и Всезнающий грехи каждого человека, может спасти, освободить его от них, или простить, помиловать грешника. Надо ли бороться с такого рода прелестью? Достаточно не забывать об ней.

     Но бывает и такое: прелесть вырастает, захватывает душу человека, обретает власть над ним. В этом случае, надо бить тревогу и спасать заблудшего. Такая прелесть, как правило, не проявляется у новоначальных и недавно воцерковленых людей по причине робости, неуверенности и недостаточности знаний. Она посещает  достаточно духовно опытных, возросших в ночных бдениях, постах и молитвах. Бывает даже так, что человека посещают ангелы, он начинает творить чудеса, и ему начинает казаться, что он уже достиг совершенства. Но все эти «знамения», а точнее, фокусы происходят не от Господа, а от врага человеческого.  Ибо, как говорит апостол Павел: «... сам сатана принимает вид ангела света. (2 Кор: 11: 14-14).

     В истории православия известны такие случаи, когда монах, впавший в прелесть и уверовавший в свою непогрешимость, потерял чувство самосохранения и решил пройтись по тонкому льду, хотя другие монахи его об этом предупреждали. Естественно, все это закончилось трагедией. Другой мог подолгу стоять на раскаленных углях, практически ничего не ел и не спал, молился сутками. В итоге, чтобы доказать своим монастырским братьям превосходство сам прыгнул в печь и сгорел.
Ну, это монахи. Им больше дано, от них больше требуется и больше спросится.  За ними ходит множество бесов, искушают и соблазняют их не по-детски, большей чашей, чем, кого-либо.

     А как же нам быть, простым мирянам? Как распознать ростки этой смертельной опасности? Если вас стала посещать мечтательность о том, что вы такой молодец, постоянно молитесь дома, не пропускаете ни одного богослужения в храме, исповедуетесь. Причем до мельчайших подробностей, чуть ли не в том, сколько раз побывали в уборной, а какие-то крупные падения, особенно гнев, блуд, обиды, считаете незначительными и пропускаете. Постоянно причащаетесь. И ваши причастия превратились уже привычную, скучную обыденность, а не в принятие святых и страшных тайн. И в мечтах своих вам кажется, порой, что вот, смогли бы совершить подвиг, спасти из пожара человека, или уйти в монастырь и т.п. И эти фантазии с каждым днем становятся все навязчивей и навязчивей…

     ...Вам снятся сны, где вас посещают ангелы и разговаривают с вами.  Из икон протягиваются руки, чтобы поздороваться с вами (как-то одна женщина разоткровенничалась со мной и призналась мне в этом), вам являют различные чудеса, в том числе и чудо воскрешения. Вы начинаете толковать Писание и предания Святых Отцов на свой манер, как вам хочется. Придумываете свои теории, духовные системы, термины  к ним, отходите от догматики Церкви, а значит, впадаете в ересь. Чувствуете в себе необычайные силы, начинаете заниматься целительством и экстрасенсорикой… Все эти признаки кричат о том, что надо бить в набат и спасать душу.

     Как правило, человек, упустивший начальные ростки прелести и давший ей глубоко укорениться, сам уже не может адекватно себя воспринимать и оценивать, и самому себе помочь. Тут должны вмешаться верующие друзья, близкие, батюшки, или духовник, если таковой имеется.

     Люди, попавшие в сети прелести, заканчивают свою духовную и физическую жизнь плачевно. Они становятся добычей сатаны со всеми вытекающими отсюда последствиями.

     Будьте пристальны, внимательны и придирчивы к самим себе!


Рецензии
Я знаю у нас одного человека. Он впал в прелесть и очень большую и очень надолго.
Ладно бы он один, а то ведь и все остальные рядом с ним этим заразились.
И сейчас уже не поймешь кто от кого. Но столько прелести , столько...

Николай Кладов   26.07.2021 10:15     Заявить о нарушении
Идите к нам, Николай! Будем вместе прелестничать! Уж не в стан ли к праведникам вы собрались угодить?

Эдуард Тубакин   26.07.2021 10:16   Заявить о нарушении
К нам это куда? Я живу сам по себе. Ни с кем вместе прелестями не занимаюсь.

Николай Кладов   26.07.2021 10:21   Заявить о нарушении
Это в нашу компанию, к тем, кто прелестью заразился! )))))))

Эдуард Тубакин   26.07.2021 10:22   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.