Сравнение 4-х Евангелий на примере оценки Иуды
но яко разбойник, исповедую Тя...
Иоанн Златоуст. Молитва ко причастию.
Это не оправдание Иуды, а попытка понять: почему Христос, сам избиравший учеников и знавший что Иуда предаст Его, не предотвратил этого поступка? Это напоминает историю с запретным плодом. Зачем Бог насадил древо, плоды которого нельзя вкушать?- Ну там вроде бы понятно: чтоб люди осознали свою греховность. И ведь таки осознали и стали святыми. Да, Адам и Ева- христианские святые.
В случае с Иудой тоже Богу надо было показать... что? Что можно причаститься и с грешными мыслями, но это приведет к гибели. А мысли у нас такие: почему воплотившийся Бог не влавствует на белом коне, а бродяжничает, нищенствует, терпит от людей жестокие побои, унижение, даже допускает, чтоб Его- Бога (!) казнили? Всё это не укладывается в голове. И я этого не понимаю. Любой человек, став богом...ну вы меня понимаете; виллы, яхты, Канары.
И всёж откроем Евангелие. Его 4. Бога в христианстве 3, а Евангелия- благой вести от Бога-4. 4-это число человечества (см. Иезекиль 7:2, Исайя 11:12).
Первое по времени написания Евангелие от Марка. Оно самое краткое и динамичное. Вся жизнь человека№1 в истории- на 22 страницах. Никаких "лирических отступлений". Марк категорично утверждает (14:21) "Сын Человеческий идёт, как писано о Нём. Но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предаётся. Лучше было бы ему не родиться."
Второе Евангелие от Матфея. Оно более пространное. Там тот же стих, что и у Марка (26:24) "...Лучше Иуде было бы не родиться" . Но добавлен непонятный диалог: (26:25): Иуда сказал: Не я ли, Равви?- Христос ответил: Ты сказал". Иуда признался. Тут бы его допросить, предотвратить...
Ещё у Матфея есть то, чего нет в других Евангелиях: самоубийство Иуды (27:3-5). "Иуда, увидев что Христос осуждён, раскаялся." Он, чтож надеялся на другой исход своего предательства? Надеялся, что иудеи договорятся со Христом? Ну должен же быть другой выход из конфликта людей с Боооооогом! Напомню, что Евангелие Матфея писалось для евреев.
Следующее по времени Евангелие Луки. Там уже опущена фраза "Лучше бы ему не родиться" (22:22). С каждым Евангелием приговор всё мягче.
А в последнем Евангелии Иоанн Богослов вставляет потрясающее уточнение: Христос подает Иуде кусок хлеба. Ведь это хлеб причастия! Иуда тоже удостаивается Христовых таинств! (13:26). Беспредельная доброта Христа усиливает злобу Иуды. В 13:27 "После сегодня куска вошел в Иуду сатана. Тогда Иисус благословил(!) Иуду; "Что делаешь, делай скорее."
Но самое, пожалуй, поразительное, что во всех 4-х Евангелиях на Тайной вечере параллельно с предсказанием предательства Иуды- предсказание отречения Петра! Ну ладно, в синоптических Евангелиях Пётр настоял, чтоб евангелисты написали об этом. Но зачем Иоанну писать об отречении основателя христанства, когда Пётр уже с лихвой загладил свою вину?
- Возможно Иоанн хотел сопоставить 2 предательства. Ведь Христос простил Петра. Он бы простил и Иуду, если бы тот дождался Третьего дня.
Не прощается только предательство самоубийства. Потому что это дезертирство.
В конце своего Евангелия Иоанн ведь вспомнил Иуду! Как раз, когда Христос восстановил апостольство Петра после его измены (Иоанн 21:15-20). Пётр и Иуда- оба предали Христа. Но один стал синонимом крепости веры, а другой - синономом предательства. У каждого из нас выбор- отречься или возлюбить Непонятность.
На иллюстрации: Тайная Вечеря. Эта икона находится на иконостасе над входом в алтарь каждого храма. Потому что в алтаре совершается таинство Евхаристии, установленное Христом на этой Вечери. На иконе все 12 апостолов. Иуда тоже над входом в алтарь. Видите- он держит мешочек с деньгами. Он ведь казначей (Иоанн 12:3-6 и 13:29).
Свидетельство о публикации №221071800026