Сравнение 4-х Евангелий на примере оценки Иуды

Ни бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда,
но яко разбойник, исповедую Тя...
Иоанн Златоуст. Молитва ко причастию.
Это не оправдание Иуды, а попытка понять: почему Христос, сам избиравший учеников и знавший что Иуда предаст Его, не предотвратил этого поступка? Это напоминает историю с запретным плодом. Зачем Бог насадил древо, плоды которого нельзя вкушать?- Ну там вроде бы понятно: чтоб люди осознали свою греховность. И ведь таки осознали и стали святыми. Да, Адам и Ева- христианские святые.
В случае с Иудой тоже Богу надо было показать... что? Что можно причаститься и с грешными мыслями, но это приведет к гибели. А мысли у нас такие:  почему воплотившийся Бог не влавствует на белом коне, а бродяжничает, нищенствует, терпит от людей жестокие побои, унижение,  даже допускает, чтоб Его- Бога (!) казнили? Всё это не укладывается в голове. И я этого не понимаю. Любой человек, став богом...ну вы меня понимаете; виллы, яхты, Канары.
И всёж откроем Евангелие. Его 4. Бога в христианстве 3, а Евангелия- благой вести от Бога-4. 4-это число человечества (см. Иезекиль 7:2, Исайя 11:12).
Первое по времени написания Евангелие от Марка. Оно самое краткое и динамичное. Вся жизнь человека№1 в истории- на 22 страницах. Никаких "лирических отступлений". Марк категорично утверждает (14:21) "Сын Человеческий идёт, как писано о Нём. Но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предаётся. Лучше было бы ему не родиться."
Второе Евангелие от Матфея. Оно более пространное. Там тот же стих, что и у Марка (26:24) "...Лучше Иуде было бы не родиться" . Но добавлен непонятный диалог: (26:25):  Иуда сказал: Не я ли, Равви?- Христос ответил: Ты сказал". Иуда признался. Тут бы его допросить, предотвратить...
Ещё у Матфея есть то, чего нет в других Евангелиях: самоубийство Иуды (27:3-5). "Иуда, увидев что Христос осуждён, раскаялся." Он, чтож надеялся на другой исход своего предательства? Надеялся, что иудеи договорятся со Христом? Ну должен же быть другой выход из конфликта людей с Боооооогом! Напомню, что Евангелие Матфея писалось для евреев.
Следующее по времени Евангелие Луки. Там уже опущена фраза "Лучше бы ему не родиться" (22:22). С каждым Евангелием приговор всё мягче.
А в последнем Евангелии Иоанн Богослов вставляет потрясающее уточнение: Христос подает Иуде кусок хлеба. Ведь это хлеб причастия! Иуда тоже удостаивается Христовых таинств! (13:26). Беспредельная доброта Христа усиливает злобу Иуды. В 13:27 "После сегодня куска вошел в Иуду сатана. Тогда Иисус благословил(!) Иуду; "Что делаешь, делай скорее."
Но самое, пожалуй, поразительное, что во всех 4-х Евангелиях на Тайной вечере параллельно с предсказанием предательства Иуды- предсказание отречения Петра! Ну ладно, в синоптических Евангелиях Пётр настоял, чтоб евангелисты написали об этом. Но зачем Иоанну писать об отречении основателя христанства, когда Пётр уже с лихвой загладил свою вину?
- Возможно Иоанн хотел сопоставить 2 предательства. Ведь Христос простил Петра. Он бы простил и Иуду, если бы тот дождался Третьего дня.
Не прощается только предательство самоубийства. Потому что это дезертирство.
В конце своего Евангелия Иоанн ведь вспомнил Иуду! Как раз, когда Христос восстановил апостольство Петра после его измены (Иоанн 21:15-20). Пётр и Иуда- оба предали Христа. Но один стал синонимом крепости веры, а другой - синономом предательства. У каждого из нас выбор- отречься или возлюбить Непонятность.
На иллюстрации: Тайная Вечеря. Эта икона находится на иконостасе над входом в алтарь каждого храма. Потому что в алтаре совершается таинство Евхаристии, установленное Христом на этой Вечери. На иконе все 12 апостолов. Иуда тоже над входом в алтарь. Видите- он держит мешочек с деньгами. Он ведь казначей (Иоанн 12:3-6 и 13:29).


Рецензии