Размышления над сборником статей В. Ерофеева
Данная статья, написанная в эти же перестроечные годы, под названием «Конец советской литературы» задела мое внимание и возмутила. Чем? По Ерофееву «Литературы» в советское время просто не было, в высшем смысле слова, поскольку, по его мнению, вся она была лживой, и как правило заказной. Вся литература того времени, считает он, закончилась в 20-30-е годы.
Всю советскую литературу он делит на три крупных направления: официальную, деревенскую и либеральную. И не одно из направлений его не устраивает, поскольку везде он видит идеологическую подоплеку. Идеология – корень слова «ИДЕЯ». Конечно, это идея политическая. По сути, нам предлагается писать и читать книги, будто бы созданные людьми в бесклассовом счастливом идеальном обществе? Где такое общество?
И кто такие книги будет читать, кому они будут интересны? Впрочем, такие книги уже есть – фэнтези, заменившие фантастику. Да, они отвлекают, уводят в мечтах от действительности, этакие антидепрессанты.
А что, писатель больше не учитель, не пророк, не летописец? Кто он теперь? Сказочник, утешитель, клоун, Петрушка?
***
Другая статья, посвященная литературной критике в СССР. Похоже, Ерофееву все решительно не нравилось в Союзе, в том числе и критика. Правда, он замечает, что критика, которой боялись литераторы, началась еще задолго до СССР, во времена Добролюбова. Виктор считает, что в критики идут неудавшиеся литераторы, которые и реализуют свой комплекс неполноценности. Справедливости ради, Ерофеев отмечает, что были и настоящие литературные критики, которые очень профессионально разбирали соответствующее произведение, находили его достоинства и недостатки. Но таких критиков было немного, и они находились в тени «пламенных и идейных».
В СССР, особенно во времена диктатуры Сталина, критика порой была смертельно опасна для литераторов, предвзята и партийна. Все это не нравится В.Ерофееву, и он считает, что критика не должна быть над литературой, а наоборот должна стать ее служанкой и цель ее деятельности – объяснить читателю достоинства и недостатки произведения.
***
Продолжаю чтение сборника. Не прост, ой как не прост В.Ерофеев. Но не верит он в Человека, в его разум и предназначение. Вот и очередная статья «Интимнейшие места русского консерватизма» опять показывает его как очень образованного начитанного нигилиста. Здесь идет речь о парадоксальном литераторе, философе Константине Леонтьеве, о его взглядах на Человека. Леонтьев пытался понять природу человека, как члена общества, и пришел к выводу о здоровом консерватизме. Не приветствовал он развитие человечества, в силу его агрессивности, порой глупости. Ерофеев вроде бы подсмеивается над философом, но своих рецептов не предлагает.
Свидетельство о публикации №221071900767