Сверхвредность

  Евдоким и Марья одногодки.  С самых юных лет вместе. Чуть не каждый год Боженька посылал им детишек.Рожала Марья легко.Одна из дочек вспоминала: 
- Придет срок ,спустится маманя в подполье,  а уж оттель с новой лялькой возвернется. Кои поздоровше - выживали, а слабенькие в младенчестве  поумирали.
  Такой вот естественный отбор происходил.В потомстве больше девок,а сынков только два.  Круглый год всей семьей трудились, не покладая рук. Летом, кто постарше с отцом на пашне. Малые  с матерью на хозяйстве: за  животиной да  курями-гусями ходили. Зимой отец скорнячил. Заготавливал и старательно выделывал шкуры , еще бы- самому ведь  шить. Зима на Урале студёная. Всякие там полушубки, тулупчики нарасхват на ярмарке .
   
 У Евдокима до преклонных лет доброта светилась в глазах.Кажется он никогда не уставал,всегда был в хорошем расположении духа.  Марья  крепкого здоровья,   трудолюбива, хозяйственна. но ворчлива да придириста, а еще у нее были способности знахарки. Местные заболевших коровок приводили, умела вылечить.  Жизнь ее не из легких: частые роды, нескончаемые заботы по дому, животина  и детишек орава на её плечах. Присмотреть, накормить -  всего не перечислить.  Чего только одна  малышня стоит, то подрались, то поранились, то какую шалость сотворили. Так и хочется оплеуху или хоть бы шлепка дать, но Евдоким не велит.
   
 Дочка, Симочка, отличалась от всей ребятни  упрямством и вредностью.
Частенько малыша, которого мать  понянчить заставит, больно ущипнет. Тот закричит, заплачет. Мать на шум прибежит, малыша на руки, а горе няньки и след простыл.
 Как-то подшутила детвора:
-Тебе, Сим, ни в жисть  батину любимую зелёную  лампу не разбить!
- А вот и разобью!
- Не-е, не разобьешь.
- Разобью!
Ни у кого из соседей такой красоты  нет. Привез ее отец с очередной ярмарки. Дорого  заплатил, уж очень лампа ему приглянулась. Так сказать, кусочек богатства отхватил.
Сима раззадорилась не на шутку. Схватила биту от городков, размахнулась…, и лампа вдрызг! Сама, конечно, испугалась, но виду не подала.
 - А вот вам ! 
На всякий случай убежала подальше в огород. Хотела ее мать поймать и задать основательную трепку, но отец заступился.
- Ты что, мать, ведь Симочка у нас одна, Танечка одна,  Нюрочка одна и Ванятка один и …
  Поворчала мать, но ослушаться хозяина  не  посмела.

  Шли годы, подрастали детки. Глянь и Симочка заневестилась.  Розовощёкая,   как яблочко наливное. Росточка невысокого, ножки   крепкие, быстрые, такая бойкая,  бедовая.  Лучшая певунья и  плясунья. На своих одногодков не заглядывалась.  Мечтала  о  неженатом председателе колхоза Петруше. Он  постарше  этих ухажеров - молокососов, да ужо, и при деле, и в почете.  Живет его семья рядышком видно, что у них в подворье или, как здесь говорят, в ОГРАДЕ происходит. Часто Сима к ним в гости захаживала.  По хозяйству помогала, старалась родителям понравиться. Петруша грамотный, агрономический техникум закончил,свою невестушку (так ее в семье стали называть ) читать и писать научил. Читала она по слогам, как нынче первоклашки, писала тоже, как курица лапой. Зато прекрасно считала, и в уме, и   на  деревянных счётах.
Сговорились молодые жить вместе. Перешла Симочка в Петрушин дом. В тех местах неслыханная смелость. Называлось такое  - вышла замуж УБЁГОМ. От родителей отказалась  напрочь. Как её Петруша не уговаривал  пойти  объяснится, не смог упрямицу убедить. Ещё б – вон сколько душ у батяни в семье, а у Петруши она одна. Свекровь, добрую ласковую женщину,  мамонькой стала звать.
- Я теперь взрослая, мужнина жена, кончилась  родительская власть. 

 Очень  её муж любил да баловал.  Если уж, что ему не нравилось, так это частые Симочкины громкие капризы.
- Дак ты  то ж самое скажи не грубо, а спокойно. Я пойму.  Почто нам  лаяться. В семье дОлжно быть уважительное , приветливое обращение друг к дружке .
Симочка понимала, старалась угодить мужу. Любила, как могла, он ведь её первый и единственный.

  Счастье оборвала война. Петр в первых рядах ушел на фронт.Погиб, как Симочке в страшном листке, называемом похоронкой, сообщалось, где- то на Синявских болотах. Обезумела молодая вдова. Какое - то время даже соседей не узнавала.  Замкнулась в себе. Нет ее суженого. Казалось ей тогда  -  жизнь закончилась. Тут еще загвоздка. Детишек  молодые нажить не успели,  взяли  из детдома мальчонку, Витьку. Когда муж уходил, просил прощения, что обременил любимую ребенком . Видимо, Симочку  больше любил, чем этого, так и  не успевшего стать родным, пацаненка.
  Долгими были страдания  , и о муже, и о своём непонятном будущем.  Подружка, такая же как она, молодая вдова,  успокаивала:
- Что  делать. Планида видно наша такая. Не дрейфь, вместе махнем в хлебную Среднюю  Азию. Авось там не оголодаем, не пропадем.

   И махнули с холодного Урала, в небольшой городок в Узбекистане. Устроились удачно, и с жильем, и с заработком. Скупали  в местных кишлаках хлопковую шелуху, её, как сырьё, оттаскивали на мыловаренный завод . Оплата  мылом,  в военное время  на рынке ох, какой дорогой товар. Никогда у Симы  не было столько денег. Работа на себя пришлась по душе. В повседневных заботах  горе постепенно отходило. Хоть деньгам радовалась, раз других радостей нет. Очень увлеклась накопительством. Они  с подругой такие разные. Та всякие шляпки, платьица, туфельки,  украшения скупала. Продавали люди за гроши свои последние  ценности , Сима же , пересчитывая заработок , строила планы ,как бы и где  можно ещё больше заработать. Витьке уж лет семь, он рано приучился к самостоятельности , мачеха заботами себя особо не обременяла.Послушный он был, тихий и безответный.

 В  первые послевоенные годы Сима познакомилась со вторым своим мужем. Он,  лихой шофер, в разных побывал переделках. Прошел всю войну  и невредимым вернулся.  Уж очень ему Сима понравилась – такая вся сдобненькая, характера, казалось,  покладистого. Так и этак он к ней подкатывал, да получал всякий раз от ворот поворот. Мужику не понять, что этой строптивице надобно. А она своего любимого Петрушу  в душе держала. С ухажерами сравнивала – нет и не может быть такого. Этот назойливый Михаил - полная противоположность.Петруша был высокий, плечистый,  большие серые глаза, русые волосы.  А этот чернявый, приземистый, темноглазый. Простоват, грубоват, все торопится прижать, поцеловать и еще чего больше сотворить.Родился в Моздоке, чеченская кровь давала о себе знать. Фамилию его военные писарчуки  малость перепутали. Окончании ‘ЕВ” заменили на привычное
”ЫЙ”. Михаил -  сирота, докапываться до истины не стал.
  Устраивало Симу  одно: мужик - трудяга. Пока другие водилы один рейс сделают, он  успевал дважды обернуться. Зарабатывал много, никакой работы не чурался. Кучу денег Симочке привозил. Тратить сам не умел, а она такая хозяйственная. На стопочки денежки разложит, сосчитает, сохранит. На себя ни копеечки не потратит, даже мороженки  не купит.  Денежки  любила больше всяких там фындыков.

   Добился Михаил своего.Стали они жить вместе. Михаил  шибко любит Симочку, для неё ж главное –  всем семейным деньгам стала хозяйкой. Работать нет надобности. Замуж вышла по расчету. На заработанные Михаилом и скопленные Симочкой деньги  купили хороший  дом. На входе ,со стороны улицы, беседка, увитая виноградными лозами, несколько плодоносящих деревьев, небольшой огородик.

 Поправилась Сима.  Ее единственная подруга предположила:
- Ты ,Сима,  всё  добреешь и округляешься.Понесла поди?
- Да ты чё? Мне уж почти сороковник. Какие могут быть ляльки.То просто задержка. У меня так бывает.
Все ж к врачу побежала.
- Доктор, говорят, что я в положении.
Осмотрел её гинеколог.
- Не удивляйтесь, не ошибаются люди. Я могу Вам  то же сказать. Ребеночек уже двигается.
Парадокс – Симу эта новость мало обрадовала. Неужели ей пасынка Витьки недостаточно? Никогда  не мечтала быть матерью. Так приятна роль  единственного ребенка, каким она была у Петруши
   Родила  легко, сыночек, Шурик, крепенький, в рубашке появился на свет. Отец и Витька в малыше души не чаяли. Рано начал ходить и говорить Сима тоже по- своему любила сыночка. Стал он царьком  в семье. Подрос и  поучает мать:
- Мам, не так кАжешь – хороший сынка, кажИ - не сын, а золото!

   Вроде и любила дитенка ,  но  сместил он всеобщую любовь на себя, занял ЕЁ место - центра вселенной.  Жестоко проявлялась бабья ревность.Отец придет из рейса, она тут как тут- начинает на Шурика жаловаться, хотя сам ребенок не понимал,  почему вдруг папка берет ремень, раскладывает его на лавке и начинается порка. Не так больно, ведь Витька, как будто держит, а сам под удары подставляет свои  руки, но обидно и непонятна причина экзекуции. Да ещё мамка не заступится, только смотрит злым глазом.  Сама Сима говорила -  это строгое воспитание. Характер у неё сильный, домочадцы безропотно подчинялись  каждому проявлению  воли хозяйки  Потому она и думала ,что всегда права. Распустилась баба совсем, прям Салтычиха местного масштаба. Кстати, в младенчестве крещена   была Ксенией, наверняка, в семье давно заметили сверхвредность девчонки,  никак это благородное имя  её характеру  не подошло ,а вот Сима – прям в самый раз.

 Пишу и думаю, а если бы Сима жила не когда- то при Советах, а в нынешнее время Вот уж была бы предприимчивой и жесткой бизнесвумен. Что люди?  Деньги- всему голова!
 

 


Рецензии
Деньги не всему голова.
Это только средство достижения желаемого.
Ириночка, не обижайтесь, но рассказ мне показался не завершённым. Если речь о далёком советском прошлом, то надо бы довести до конца и судьбы Вити и Шурика, что с самой Симой стало? Подруга куда делась? Поднесли ли ей стакан воды в старости, или осталась одна со своей зловредностью?.. Бросившая своих родителей вряд ли будет сама любима детьми, тем более при жестоком обращении с ними.
В общем желаю Вам продолжения!
Вдохновения и удачи!
С теплом души и благодарностью,

Натали Бизанс   27.07.2021 11:47     Заявить о нарушении
Наташенька! Спасибо Вам за внимание. Вы правы - нужно продолжение. Не мое мнение, что деньги всему голова. Это был смысл жизни Симочки. Как- то читала у индийского мудреца Ошо. "Деньги -это не хорошо и не плохо. Просто они дают больше возможностей. Попытаюсь дописать. Благодарна за проникновение и добрые пожелания. ИГ

Ирина Граузите   27.07.2021 20:17   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.