Блок. Есть лучше и хуже меня... Прочтение

 
"Есть лучше и хуже меня..."
 
 
 
   * * *   
 
                Есть лучше и хуже меня,
                И много людей и богов,
                И в каждом – метанье огня,
                И в каждом – печаль облаков.
 
                И каждый другого зажжет
                И снова потушит костер,
                И каждый печально вздохнет,
                Взглянувши другому во взор...
 
                Да буду я – царь над собой,
                Со мною – да будет мой гнев,
                Чтоб видеть над бездной глухой
                Черты ослепительных дев!
 
                Я сам свою жизнь сотворю,
                И сам свою жизнь погублю.
                Я буду смотреть на Зарю
                Лишь с теми, кого полюблю.
                Сентябрь 1906
 

Из Примечаний к данному стихотворению в  «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах»  А.А. Блока:
     «
     - « …И много людей и богов ...» – Ср. стих. Брюсова "Я" (1899): "Я все мечты люблю, мне дороги все речи, // И всем богам я посвящаю стих"; "З.Н. Гиппиус" (1901): "И все моря, все пристани //Люблю, люблю равно". Утверждение Блока полемично по отношению к прежней системе его мифопоэтических ценностей: «Если исчез один образ, к которому сводилось "все бытие и сущее", то остался релятивный в своей сущности мир, наполненный .множеством людей» (Минц, I. c. 63)
     - « …Я буду смотреть на Зарю // Лишь с теми, кого полюблю»  – отзвук мистических созерцаний и чаяний "Зари", роднивших с Андреем Белым и другими московскими "аргонавтами"; ограничительная формула блоковского высказывания в этом случае намекала на отмежевание от былого "аргонавтического" братства”.
     »
 
     Я думаю, что в этом стихотворении не влияние старших символистов – Валерия Брюсова, Зинаиды Гиппиус, а общность их пути. Каждый из них, одни раньше – как Брюсов («Сам же себя полюби беспредельно!»), другие – как Блок – позже, приходили к этому выводу: нет единого, есть множественность. И единственный  выход из её лабиринта – это ты сам.
     А выход из "аргонавтического братства”…
     Вот – главный аргонавт о тех зорях:
     « В 1900 – 1901 годах "символисты" встречали зарю; их логические объяснения факта зари были только гипотезами оформления данности; гипотезы -- теории символизма; переменялись гипотезы; факт -- оставался: заря восходили и ослепляла глаза; в ликовании видящих побеждала уверенность; теории символистов встречали отпор; и с отпором "сократиков" явно считались; над символизмом смеялись; а втайне внимали ему: он влиял непосредственно.
Появились вдруг "видящие" средь "невидящих"; они узнавали друг друга; …соглашались друг с другом на факте зари: "нечто" светит; из этого "нечто" грядущее развернет свои судьбы.»
              Андрей Белый. «Воспоминания о Блоке»
 
     Но в 1905 году текущее состояние символизма  уже определялось другим:
     «
     …Как бы ревнуя одинокого теурга к Заревой ясности, некто внезапно пересекает золотую нить зацветающих чудес; лезвие лучезарного меча меркнет и перестает чувствоваться в сердце. Миры, которые были пронизаны его золотым светом, теряют пурпурный оттенок; как сквозь прорванную плотину, врывается сине-лиловый мировой сумрак…
     …Для этого момента характерна необыкновенная острота, яркость и разнообразие переживаний. В лиловом сумраке нахлынувших миров уже все полно соответствий, хотя их законы совершенно иные, чем прежде, потому что нет уже золотого меча. Теперь, на фоне оглушительного вопля всего оркестра, громче всего раздается восторженное рыдание: "Мир прекрасен, мир волшебен, ты свободен".
     Переживающий все это – уже не один; он полон многих демонов (иначе называемых "двойниками"), из которых его злая творческая воля создает по произволу постоянно меняющиеся группы заговорщиков. В каждый момент он скрывает, при помощи таких заговоров, какую-нибудь часть души от себя самого. Благодаря этой сети обманов – тем более ловких, чем волшебнее окружающий лиловый сумрак, – он умеет сделать своим орудием каждого из демонов, связать контрактом каждого из двойников; все они рыщут в лиловых мирах и, покорные его воле, добывают ему лучшие драгоценности – все, чего он ни пожелает: один принесет тучку, другой – вздох моря, третий – аметист, четвертый – священного скарабея, крылатый глаз…
                Ал. Блок. О современном состоянии русского символизма.
     »
 
     И заглавное стихотворение как раз об этом – о  разгуле “двойников”, о множестве нахлынувших из сумрака миров:
 
                Есть лучше и хуже меня,
                И много людей и богов,
                И в каждом — метанье огня,
                И в каждом — печаль облаков.
 
                И каждый другого зажжет
                И снова потушит костер…
 
    И, если ранее в «братстве» был смысл – совместное служение, совместный  труд Воплощения, то теперь в блужданиях по тропам миров
 
                …Чтоб видеть над бездной глухой
                Черты ослепительных дев!
 
не нужны соратники, а только сами “девы”:
 
                Я буду смотреть на Зарю
                Лишь с теми, кого полюблю.
 


Рецензии