Вспоминая Петра Мамонова...

          В далёкий зимний день  января 1986 года  мне посчастливилось быть зрителем на знаменитом концерте  московской рок-лаборатории  в  ДК имени Курчатова  , где на одной сцене играл весь тогдашний цвет молодого  московского рока от «Бригады С», «Центра», «Ночного Проспекта», "Николая Коперника"  до «Браво»  с Жанной Агузаровой.  Все группы выступали великолепно, были оригинальны и безумно талантливы. Но уже тогда после выступления  «Звуков Му»  с неподражаемым Петром Мамоновым   стало  ясно, кто является  подлинным  Королём всей этой тусовки.  Мимика, пластика, голос, текст, музыка… (Создатель  «Ночного  Проспекта»  Алексей Борисов до сих пор считает , что Мамонов был тогда лучшим  ритм-гитаристом   Москвы, а журналист А.Троицкий всегда считал Петра лучшим танцором столицы ) 
          Песня « Консервный нож»( «КОЛЯ»)   погрузила зал ( и меня) в состояние транса, переходящего в дикий  восторг …  Был ясен аналог – Игги  Поп.  Но уже тогда это было круче, чем шоу  знаменитого американца - пионера  панк-рока.  Это оценили в зале  многие.   Мой старый друг  лидер "Центра"  Василий Шумов  в 1988 году  стал инициатором записи и продюсером ( бесплатно)  первого (двойного!)  альбома  "Звуков Му" под названием «Простые вещи»…  Двадцать песен с этого альбома сразу  ушли в народ –  «Шуба-дуба блюз», «Серый голубь» , «Союзпечать», «52-й понедельник», «Бумажные цветы»…  Любопытно, что альбом был записан на даче бас-гитариста "Звуков" Александра Липницкого  буквально за три недели, почти сразу после возвращения  Шумова из Франции, где летом был записан лучший  сборник «Центра» под названием  «Сделано в Париже». Первый альбом «Звуков Му»  произвёл сильное впечатление на британского музыканта и продюсера Брайана Ино, который  отобрал несколько песен для издания диска «ЗВУКОВ»  в Великобритании.

Потом были концерты в США и Европе, было участие Мамонова в кинофильмах "Такси-блюз" и "Игла",  где не заметить его  актёрский талант было просто невозможно.
Казалось бы,  наступило так любимое многими музыкантами ( и не только) время «стричь купоны» и «паковать зелень», однако  середина  90-х годов  принесла потрясение  для многочисленных почитателей  яркой рок-клоунады  «Звуков Му». Пётр  Мамонов не только распустил  группу ( которая была на контракте с Б.Ино!), но и ,казалось, принципиально изменил своё мировоззрение, по сути открестившись от того, что делал и как жил раньше. (« Я ненавижу свою пьяную молодость!»- говорил он  позже неоднократно).  Живший тогда в США  Шумов с недоумением писал  мне :
 « Приехал Пётр, и, представь,  он не расстаётся  с книгой Льва Толстого!».  В 1994 году за несколько дней  вновь по инициативе Василия они с Петром записывают в Лос-Анджелесе очень любопытный , на мой взгляд, альбом каверов  рок-хитов под названием «Русские поют». Если вы не слышали, очень рекомендую найти и послушать  оригинальное исполнение Мамоновым  шедевров «Im losing you»  Леннона или «Welcome to the machine» Пинк Флойд.

    Со временем литературные и философские труды Л.Н.Толстого, вопрос  «зачем живу?»  вызывали  у Мамонова всё более серьёзный интерес  к  вере, к  христианству.  Он пошёл по пути многих русских интеллигентов-почитателей гения мировой литературы – от  чтения  искренних « Исповеди» и  «Дневников» до  последних  книг  Толстого:  «О жизни», « В чём моя вера».  Любопытно, что нравственный излом  у Льва Толстого и Мамонова наступил приблизительно в одном и том же возрасте -  около 45 лет. В обоих случаях это вызвало резкое отторжение  части почитателей, ближайших друзей,  критиков   вплоть до намёков ими на помутнение рассудка у  своих кумиров… " Никакой я не отшельник и никуда не уезжал.Это вы уехали в свои небоскрёбы."- отвечал Пётр Николаевич своим оппонентам в ответ на упрёки в переезде из города в деревню.
         
        Между тем,  несмотря на косые взгляды  татуированных собратьев-рокеров,  Мамонов гнёт свою линию, продолжает заниматься творчеством и делает ряд  моно-спектаклей  на театральной сцене("Есть ли жизнь на Марсе?", "Шоколадный Пушкин" и другие).  Всегда  ажиотаж и аншлаги.  Кульминацией  актёрских опытов   является участие Мамонова в замечательном по своему нравственному посылу фильме Павла  Лунгина  «Остров»(2006), который  многие ( в том числе,  Борис Гребенщиков) назвали крупнейшим  явлением в российском кинематографе. Фильм собрал массу всевозможных призов, несколько раз прошёл по центральным телеканалам, вызвал одобрение  многих священнослужителей и деятелей культуры.  Вручение П.Н. Мамонову специального Приза «Золотой орёл»  за исполнение главной роли  вызвало повышенное внимание всех СМИ, благодаря нестандартной и во многом скандальной речи  Петра Николаевича.  Мамонов, нарушив дресс-код  и  всякую полит-корректность,   вновь решил обратить внимание присутствовавших кинодеятелей на проблемы текущей жизни своих  сограждан.  Эта речь есть в интернете, и она стоит того, чтобы её ещё раз прочесть или послушать. «Вот это и есть настоящий рок-н-ролл!» - отозвался о ней  один мой приятель.

      В последние годы  жизни Мамонов вновь собрал группу музыкантов-единомышленников под названием « Совершенно новые Звуки Му», выступил с рядом интересных концертных программ в России и за рубежом,  среди которых могу  выделить оригинальную «Приключения Незнайки», созданную по тексту знаменитого произведения Н.Носова, песни «Улечу», «Всё не так», «Гроб»,"А мне всё мало"...

      Неизменным вниманием   пользуются  интервью и беседы П.Н. Мамонова, выложенные на ютуб- каналах, в которых он часто выступает пропагандистом  православного христианства, трудов  профессора А.И. Осипова, протоиерея Дмитрия Смирнова( с которым Пётр дружил с детства) , Исаака Сирина.  Как обычно,  его неторопливая речь подкупает своей искренностью, простотой изложения, характерным юмором,  интересной образностью, гиперболами и неразрывной связью с сегодняшней действительностью. Большой резонанс ( миллион просмотров в интернете!) получила его беседа с  известной медийной персоной Ксенией Собчак.  Многие поклонники Мамонова считают ошибкой   опускаться до разговора с собеседником такого культурного  уровня.  Мне же интервью понравилось доброжелательностью  тона, желанием Петра объяснить  Собчак  многие вещи, на которые она возможно  раньше не обращала   внимания, желание зародить сомнение в правильности многих постулатов нашей современной, слишком прагматичной материальной  жизни."Поймите, смерти нет. Человек - это луч, который имеет начало, но не имеет конца"- пытался убедить Пётр Николаевич своих собеседников.

       Давно  заметил, что беседы Мамонова в интернете иногда  напоминают  крошки-беседы Владимира Высоцкого в ходе его концертов, когда автор пытается «разжевать»  зрителю  идею того или иного произведения,  объяснить  своё отношение к тому или иному явлению бытия. Так получилось, что Высоцкий и Мамонов в разное время  жили в одном  московском дворе в соседних(!) домах №№15 и 17 в Большом Каретном переулке. Так получилось, что у обоих много песен на "бытовую" тематику. Так получилось, что оба умерли в жарком  месяце  июле.
Нет, не умерли.  Эти   два русских гения  продолжают жить  в сердцах их многочисленных поклонников.

Живут и всё более актуальны  любимые Петром Николаевичем строки  Льва Толстого:
«Не Россию надо спасать, а то, что в миллион миллионов раз дороже – свою Душу».

   

Июль 2021


Рецензии
Низкий вам поклон, и моё глубочайшее уважение. Всё, что вы пишите и здесь, про Мамонова и ещё про группу "Пикник", даже не ожидала, что найду здесь родственную душу...

Елена Ивашкова   12.01.2023 11:38     Заявить о нарушении
Спасибо, Елена!

Сергей Горцев   13.01.2023 10:49   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.