Блок. Шлейф, забрызганный звездами... Прочтение
. . том II
« Р а з н ы е с т и х о т в о р е н и я »
53. «Шлейф, забрызганный звездами...»
***
Шлейф, забрызганный звездАми,
Синий, синий, синий взор.
Меж землей и небесами
Вихрем поднятый костер.
Жизнь и смерть в круженьи вечном,
Вся — в шелках тугих –
Ты — путям открыта млечным,
Скрыта в тучах грозовых.
Пали душные туманы.
Гасни, гасни свет, пролейся мгла...
Ты — рукою узкой, белой, странной
Факел-кубок в руки мне дала.
Кубок-факел брошу в купол синий –
Расплеснется млечный путь.
Ты одна взойдешь над всей пустыней
Шлейф кометы развернуть.
Дай серебряных коснуться складок,
Равнодушным сердцем знать,
Как мой путь страдальный сладок,
Как легко и ясно умирать.
Сентябрь 1906
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
Другие редакции и варианты. Заглавие: Деве Млечного Пути.
»
Мы всё ещё на сцене прошлого стихотворения («Есть лучше и хуже меня…»): поэт вглядывается в мир “антитезы русского символизма”, но если там была попытка самоидентификации среди “людей и богов” и толпы “двойников”, попытка вырваться из-под внешнего влияния, отказаться от внешнего водительства:
«Да буду я — царь над собой…
…Я сам свою жизнь сотворю,
И сам свою жизнь погублю.
Сентябрь 1906»
…то в этом стихотворении он определяется ради чего всё это ради кого:
«Все это бросает господин их [двойников] в горнило своего художественного творчества и, наконец, при помощи заклинаний, добывает искомое – себе самому на диво и на потеху; искомое - красавица кукла.
Итак, свершилось: мой собственный волшебный мир стал ареной моих личных действий, моим "анатомическим театром", или балаганом, где сам я играю роль наряду с моими изумительными куклами (ессе homo!) [Се человек! (лат.)]. Золотой меч погас, лиловые миры хлынули мне в сердце. Океан – мое сердце, все в нем равно волшебно: я не различаю жизни, сна и смерти, этого мира и иных миров (мгновенье, остановись!). Иначе говоря, я уже сделал собственную жизнь искусством (тенденция, проходящая очень ярко через все европейское декадентство). Жизнь стала искусством, я произвел заклинания, и передо мною возникло наконец то, что я (лично) называю "Незнакомкой": красавица кукла, синий призрак, земное чудо.
Это – венец антитезы. И долго длится легкий, крылатый восторг перед своим созданием. Скрипки хвалят его на своем языке.
Незнакомка. Это вовсе не просто дама в черном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это – дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового. Если бы я обладал средствами Врубеля, я бы создал Демона; но всякий делает то, что ему назначено.
Созданное таким способом – заклинательной волей художника и помощью многих мелких демонов, которые у всякого художника находятся в услужении, – не имеет ни начала, ни конца; оно не живое, не мертвое.
Шлейф, забрызганный звездами,
Синий, синий, синий взор.
Меж землей и небесами
Вихрем поднятый костер.
…Я стою перед созданием своего искусства и не знаю, что делать. Иначе говоря, что мне делать с этими мирами, что мне делать и с собственной жизнью, которая отныне стала искусством, ибо со мной рядом живет мое создание - не живое, не мертвое, синий призрак.»
А.А. Блок. «О современном состоянии русского символизма»
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
- «…Синий, синий, синий взор – "Синий взор"– устойчивый атрибут женских образов лирики Блока, навеянных К.М. Садовской (ср. позднейшие цикл "Через двенадцать лет", стих. "Посещение")
»
Сравним:
«…И вдруг — туман сырого сада,
Железный мост через ручей,
Вся в розах серая ограда,
И синий, синий плен очей…
О чем-то шепчущие струи,
Кружащаяся голова…
Июнь 1909» («Через двенадцать лет»)
К.М.С. – с самого начала стала для него шоком – шоком плоти, вот и в этой “незнакомке” – из небесного только "Млечный путь". То есть это не небесная дева, которая, может, когда-нибудь спустится на землю, а живая земная красотка, по-хозяйски оглядывающая созвездия.
И ещё: "синий" у Блока - это цвет счастья. Помните? - "Ты в синий плащ печально завернулась..."
Вот этот взор - всего лишь! - это и есть счастье?! Не отсюда ли вздох разочарования через несколько лет:
«
И, наконец, увидишь ты,
Что счастья и не надо было,
Что сей несбыточной мечты
И на пол-жизни не хватило...
19 июня 1912
»
И еще один штрих к портрету Незнакомки из черновиков(А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. ДРУГИЕ РЕДАКЦИИ И ВАРИАНТЫ»):
«
И ты страшнее в полночь зим,
С широким шлейфом в брызгах звезд,
Когда твой паж, [когда] твой паж
Твой дивный паж в последний раз
В твоих глазах прочел судьбу
»
»
"Дивный паж" - это не удивительно красивый, а вызывающий удивление:
«И вот – ее глаза и плечи,
И черных перьев водопад...
Проходит в час определенный,
За нею – карлик, шлейф влача...
И я смотрю вослед, влюбленный,
Как пленный раб – на палача...
Она проходит – и не взглянет,
Пренебрежением казня...
И только карлик не устанет
Глядеть с усмешкой на меня.
Февраль 1908»
Это тот самый карлик, который способен не только "читать в глазах судьбу", но и выковывать гроб вместо меча:
«Поет, краснея, медь. Над горном
Стою – и карлик служит мне;
Согбенный карлик в платье черном,
Какой являлся мне во сне.
Сбылось немного – слишком много,
И в гроб переплавляю медь...
4 июля 1904»
и останавливать земное время:
«В голубой далекой спаленке
Твой ребенок опочил.
Тихо вылез карлик маленький
И часы остановил.
4 октября 1905»
*
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
- «Шлейф, забрызганный звездами ...» - Ср. в стих. "Твое лицо бледней, чем было ... "(март 1906): "И шлейф влачишь, как та звезда!".
- «... Вихрем поднятый костер.- Ср. черновой стихотворный набросок начала 1906 г.: "И опять с вершины кинуть // Искрометный свой костер" (CC-12(4)С. 276). Образ "костра" характеризует и лирическую героиню стих. "Прискакала дикой степью ... "
- «Жизнь и смерть в круженьи вечном ...» - "Дионисийский" мотив, восходящий к лирике Вяч. Иванова; ср. о Дионисе в его стихотворении "Тишина": "объят в круженьи зыбком" (Иванов Вяч. Кормчие звезды: Книга лирики. СПб., 1903. С. 344).
Ср.: Минц З.Г. А. Блок и В. Иванов // Единство и изменчивость историко- литературного nроцесса. Тарту, 1982. С. 105 (УЗ ТГУ. Выn. 604) .
- «... Вся - в шелках тугих - // Ты - путям открыта млечным ... - Ср.: "И лживый блеск созвездий милых // Под черным шелком узнаю!" ("Твое лицо бледней, чем было ... "); "Ее упругие шелка ... " ("Незнакомка", апрель 1906); "Поднялась стезею млечной ... " ("Ночь", ноябрь 1904).
- «Пали душные туманы. - Ср.: "И вместе пали за туманом" ("Твое лицо бледней, чем было ... ").
- «... Факел-кубок в руки мне дала». - В пору создания стихотворения образ факела имел в кругу петербургских модернистов специфический оттенок значения, являясь своего рода объединяющим их знаком, символом связи новейших эстетических исканий с духом общественного обновления; в 1906 г. вынашивались проекты символистского театра "Факелы", был выпущен в свет одноименный альманах. Для "факельного" пафоса были характерны дух освобождения, "стихийные", оптимистические мотивы. Ср. дифирамб Вяч. Иванова "Огненосцы" (опубликованный в 1906 г. в первом альманахе "Факелы"): "Пылайте, Факелы, // Знамена вольных!" (Иванов Вяч. Cor ardens. М., 1911. Ч. 1. С. 25).
В ироническом свете эти мотивы отражаются в эпизоде "факельного шествия" в nьесе Блока "Балаганчик" (январь 1906).
- «... Шлейф кометы развернуть». - Об образе кометы у Блока и его истоках см. коммент. к стих. "Твое лицо бледней, чем было ... ".
[
Из Примечаний к упомянутому стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
Образ женщины-кометы или же падучей звезды (см. коммент. к стих. "Тебя скрывали туманы ... ", т. 1 наст. изд.) восходит к стих. А.С. Пушкина "Портрет" ("С своей пылающей душой ... ", 1828), к ряду стих. An. Григорьева: "Комета" ("Когда средь сонма звезд, размеренно и стройно ... ", 1843), "Над тобою мне тайная сила дана ... " (1843), "Призрак" ("Проходят годы длинной полосою ... ", 1845), а также к стих. "Две кометы" (1855) К. Павловой.
Д. Благой отметил, что с общей романтической традицией, отраженной в творчестве Лермонтова, стихотворение сближает мотив "падения" душ на землю из небесных сфер, и узнавания любящими друг в друге отсветов их небесной отчизны (Благой Д. Три века. М., 1933. С. 280)[Дми;трий Дми;триевич Благо;й (28 января (9 февраля) 1893 года, Москва — 14 февраля 1984, там же) — советский литературовед, пушкинист, историк литературы].
]
- «Дай серебряных коснуться складок...» - Эпитет "серебряный" имеет у Блока
природно-"космическую" тональность, ср. "сребро-звездный снег" в стих. "Ты придешь и обнимешь ... " (январь 1906).
Другие редакции и варианты
Заглавие: Деве Млечного Пути (Т ; альм. "Корабли").- В определении лирической героини совмещаются признаки, характерные для женского образа первого тома стихотворений Блока ("Дева" - "Закатная, таинственная Дева", "Дева, Заря, Купина"; ср. у Вл. Соловьева: "Дева Радужных Ворот"; см. т. 1 наст. изд.), с "ночными" ("демоническими") чертами; "звездный" колорит объединяет "небесные" мотивы ранней лирики с новой темой "падшей звезды".
[
С моей т.з. всё "совмещение" заключается лишь в их почти равном статусе - небесные девы.
Ср. из воспоминаний Павлович:
«...Неожиданно он спросил: "Как вы думаете, правильно ли говорят о переходе образа Прекрасной Дамы в образ Незнакомки, а потом России?".
Я ответила: "По-моему, нет". Он успокоенно сказал: "Конечно, нет! Они противоположны. Незнакомка - антитеза. Никакого перехода от одного образа в другой нет. А Россия - это особая статья".
Другой раз, когда мы шли однажды по Невскому, он вернулся к этому разговору:
- Когда я слышу об этом переходе образов одного в другой, то только машу рукой. Значит, ничего не поняли. Кто их смешивает, ничего не понимает в моих стихах...»
]
»
Свидетельство о публикации №221072201079