Блок. Шлейф, забрызганный звездами... Прочтение
Шлейф, забрызганный звездАми,
Синий, синий, синий взор.
Меж землей и небесами
Вихрем поднятый костер.
Жизнь и смерть в круженьи вечном,
Вся — в шелках тугих –
Ты — путям открыта млечным,
Скрыта в тучах грозовых.
Пали душные туманы.
Гасни, гасни свет, пролейся мгла...
Ты — рукою узкой, белой, странной
Факел-кубок в руки мне дала.
Кубок-факел брошу в купол синий –
Расплеснется млечный путь.
Ты одна взойдешь над всей пустыней
Шлейф кометы развернуть.
Дай серебряных коснуться складок,
Равнодушным сердцем знать,
Как мой путь страдальный сладок,
Как легко и ясно умирать.
Сентябрь 1906
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
Другие редакции и варианты. Заглавие: Деве Млечного Пути.
»
Мы всё ещё на сцене прошлого стихотворения («Есть лучше и хуже меня…»): поэт вглядывается в мир “антитезы русского символизма”, но если там была попытка самоидентификации среди “ людей и богов ” и толпы “двойников”, попытка вырваться из-под внешнего влияния, отказаться от внешнего водительства:
«Да буду я — царь над собой…
…Я сам свою жизнь сотворю,
И сам свою жизнь погублю.
Сентябрь 1906»
…то в этом стихотворении он определяется ради чего всё это ради кого:
«Все это бросает господин их [двойников] в горнило своего художественного творчества и, наконец, при помощи заклинаний, добывает искомое – себе самому на диво и на потеху; искомое - красавица кукла.
Итак, свершилось: мой собственный волшебный мир стал ареной моих личных действий, моим "анатомическим театром", или балаганом, где сам я играю роль наряду с моими изумительными куклами (ессе homo!) [Се человек! (лат.)]. Золотой меч погас, лиловые миры хлынули мне в сердце. Океан – мое сердце, все в нем равно волшебно: я не различаю жизни, сна и смерти, этого мира и иных миров (мгновенье, остановись!). Иначе говоря, я уже сделал собственную жизнь искусством (тенденция, проходящая очень ярко через все европейское декадентство). Жизнь стала искусством, я произвел заклинания, и передо мною возникло наконец то, что я (лично) называю "Незнакомкой": красавица кукла, синий призрак, земное чудо.
Это – венец антитезы. И долго длится легкий, крылатый восторг перед своим созданием. Скрипки хвалят его на своем языке.
Незнакомка. Это вовсе не просто дама в черном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это – дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового. Если бы я обладал средствами Врубеля, я бы создал Демона; но всякий делает то, что ему назначено.
Созданное таким способом – заклинательной волей художника и помощью многих мелких демонов, которые у всякого художника находятся в услужении, – не имеет ни начала, ни конца; оно не живое, не мертвое.
Шлейф, забрызганный звездами,
Синий, синий, синий взор.
Меж землей и небесами
Вихрем поднятый костер.
…Я стою перед созданием своего искусства и не знаю, что делать. Иначе говоря, что мне делать с этими мирами, что мне делать и с собственной жизнью, которая отныне стала искусством, ибо со мной рядом живет мое создание - не живое, не мертвое, синий призрак.»
А.А. Блок. «О современном состоянии русского символизма»
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
- «…Синий, синий, синий взор – "Синий взор"– устойчивый атрибут женских образов лирики Блока, навеянных К.М. Садовской (ср. позднейшие цикл "Через двенадцать лет", стих. "Посещение")
»
Сравним:
«…И вдруг — туман сырого сада,
Железный мост через ручей,
Вся в розах серая ограда,
И синий, синий плен очей…
О чем-то шепчущие струи,
Кружащаяся голова…
Июнь 1909» («Через двенадцать лет»)
К.М.С. – с самого начала стала для него шоком – шоком плоти, вот и в этой “незнакомке” – из небесного только «Млечный путь». То есть это не небесная дева, которая, может, когда-нибудь спустится на землю, а живая земная красотка, по-хозяйски оглядывающая созвездия.
И ещё: "синий" у Блока - это цвет счастья. Помните? - "Ты в синий плащ печально завернулась..."
Свидетельство о публикации №221072201079