Блок. Русь. Прочтение
Ты и во сне необычайна.
Твоей одежды не коснусь.
Дремлю — и за дремотой тайна,
И в тайне — ты почиешь, Русь.
Русь, опоясана реками
И дебрями окружена,
С болотами и журавлями,
И с мутным взором колдуна,
Где разноликие народы
Из края в край, из дола в дол
Ведут ночные хороводы
Под заревом горящих сел.
Где ведуны с ворожеями
Чаруют злаки на полях,
И ведьмы тешатся с чертями
В дорожных снеговых столбах.
Где буйно заметает вьюга
До крыши — утлое жилье,
И девушка на злого друга
Под снегом точит лезвее.
Где все пути и все распутья
Живой клюкой измождены,
И вихрь, свистящий в голых прутьях,
Поет преданья старины...
Так — я узнал в моей дремоте
Страны родимой нищету,
И в лоскутах ее лохмотий
Души скрываю наготу.
Тропу печальную, ночную
Я до погоста протоптал,
И там, на кладбище ночуя,
Подолгу песни распевал.
И сам не понял, не измерил,
Кому я песни посвятил,
В какого бога страстно верил,
Какую девушку любил.
Живую душу укачала,
Русь, на своих просторах, ты,
И вот — она не запятнала
Первоначальной чистоты.
Дремлю — и за дремотой тайна,
И в тайне почивает Русь,
Она и в снах необычайна.
Ее одежды не коснусь.
24 сентября 1906
В рамках сюжета книги стихотворение продолжает предыдущие. В которых поэт оглядывал внешний – не земной! – мир. Условно говоря, – небо – разгула антитезы русского символизма, где «…золотой меч погас, лиловые миры хлынули мне в сердце…», где по-царски устроилась «дама в черном платье со страусовыми перьями на шляпе», и, вот, оттуда, сверху, глянул на землю.
Раньше она ему была мало интересна: вечно на ней «…о злате иль о хлебе // Народы шумные кричат. 3 февраля 1901», а порой отвратительно-страшна:
«В соседнем доме окна жолты.
По вечерам — по вечерам
Скрипят задумчивые болты,
Подходят люди к воротам.
И глухо заперты ворота,
А на стене — а на стене
Недвижный кто-то, черный кто-то
Людей считает в тишине.
Я слышу всё с моей вершины:
Он медным голосом зовет
Согнуть измученные спины
Внизу собравшийся народ.
Они войдут и разбредутся,
Навалят на спины кули…
24 ноября 1903»
У него, он считал – другая доля, другой судьба:
«…Я шел — и вслед за мной влеклись
Усталые, задумчивые люди.
Они забыли ужас роковой.
Вдыхали тихо аромат ночной
Их впалые, измученные груди,
И руки их безжизненно сплелись.
Передо мною шел огнистый столп.
И я считал шаги несметных толп…
1 января 1902»
…но теперь… Путь пророка он не осилил, и надо как-то устраиваться внизу. И вот он приглядывается, есть ли, что, там помимо дома с “жолтыми окнами”, есть ли, кто может противостоять тому «недвижному», вросшему в стены?
Есть… Пейзаж знакомый. Он подробно прописан в главе «Пузыри земли». Это мир ведьминских наваждений. Сравните, здесь:
Русь, опоясана реками
И дебрями окружена,
С болотами и журавлями,
И с мутным взором колдуна,
…Где ведуны с ворожеями
Чаруют злаки на полях,
И ведьмы тешатся с чертями
В дорожных снеговых столбах
Там:
« ...На перекрестке,
Где даль поставила,
В печальном весельи встречаю весну.
На земле еще жесткой
Пробивается первая травка.
И в кружеве березки –
Далеко – глубоко –
Лиловые скаты оврага.
5 мая 1904»
«… Я, как ты, дитя дубрав,
Лик мой также стерт.
Тише вод и ниже трав –
Захудалый чорт.
На дурацком колпаке
Бубенец разлук.
За плечами – вдалеке –
Сеть речных излук...
Январь 1905»
«… Утро сонной тропою пустило стрелу,
Но одна – на руке, опрокинутой в высь,
Ладонью в стволистую мглу –
Светляка подняла... Оглянись:
Где ты скроешь зеленого света ночную иглу?
19 февраля 1905»
«…Тишина умирающих злаков –
Это светлая в мире пора:
Сон, заветных исполненный знаков,
Что сегодня пройдет, как вчера,
Что полеты времен и желаний -
Только всплески девических рук -
На земле, на зеленой поляне,
Неразлучный и радостный круг.
1 октября 1905»
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«..."И в тайне – ты почиешь, Русь" – Мотив спящей царевны, ранее возникавший у Блока в связи с образом лирической героини, здесь предстает как составная часть мифопоэтического образа родины. В этом сказывается воздействие Андрея Белого, который в статье "Луг зеленый" уподоблял Россию "спящей Красавице, которую некогда разбудят ото сна": "Пелена черной Смерти в виде фабричной гари занавешивает просыпающуюся Россию, эту Красавицу, спавшую доселе глубоким сном. ( ... ) Еще недавно Россия спала. ( ... ) Россия уподоблялась символическому образу спящей пани Катерины, душу которой украл страшный колдун ( ... ) В колоссальных образах Катерины и старого колдуна Гоголь бессмертно выразил томление спящей родины, -Красавицы, стоящей на распутье между механической мертвенностью запада и первобытной грубостью" (Весы. 1905. М 8. С. 7-8).»
Свидетельство о публикации №221072400586