Капитализм продолжается. Есть ли выход?

Итак, я уже не раз писал и говорил в своем блоге о том, что давно отошел от леворадикальных взглядов. Но дело тут  не в разочаровании, не в отказе от самой идеи высокоморального эгалитарного справедливого общества как такового, коим является для меня коммунизм. Просто в данных условиях из-за уровня сознания большинства людей на Земле невозможно все это реализовать, даже несмотря на весомые достижения научно-технического прогресса. По-прежнему мир поделен на крупные державы и нации, все еще существуют религии и культурные различия между народами. Все также не спешит отмирать бюрократия и чиновничий аппарат, также как и силовые структуры. Капитализм все еще остается глобальной системой и диктует свои правила, хотя он и сильно изменился за последние 20-30 лет. И уж тем более еще сильнее отличия современного капитализма от капитализма викторианской протестантской эпохи. Сейчас информационное общество потребления, которое имеет совсем другую идеологическую парадигму, в отличии от эпохи накопления капиталов. Трудовая этика и стяжание богатства для повторного оборота в производство покажется очень странной для помешанного на вещизме праздному яппи. Умеренный аскетизм, обскурантизм и религиозный консерватизм тех времен покажутся смешными для жаждущего всего новомодного материалистически мыслящего современного потребителя. Покупать все больше вещей и всячески стыдится статуса «нищеброда» - вот отличительная черта современности. Обладание модной вещью становится как бы признаком определенного статуса, некого приближения к высшим буржуазным кругам. Молодой «белый воротничок» всячески стремится походить на бизнесменов и банкиров, подражая им в одежде, ношении дорогих аксессуаров, даже в манере речи. Почти никто не хочет быть аутсайдером и маргиналом, стараясь хоть на йоту продвинуться поближе к «успешным» и «счастливым». В этом кроется загадка современного яппи, который может работать как наемный работник в корпорации, но при этом за счет более высокой зарплаты и премий позволить себе покупать товары, еще десятилетия назад доступные лишь высшим классам общества. И совсем не важно ему, что он зачастую будет работать как раб на галерах и отпрашиваться на переработки, лишь бы заработать на дорогую вещицу и обладать ею, тем самым показав всем свою «успешность». При этом не говоря уже карьерной борьбе за теплое местечко с ее интрижками, подставами, компроматами. И чем выше продвигаешься по социально-классовой лестнице, тем меньше совести остается (если она вообще остается). Таковы социально-экономические устои современного общества, где по-прежнему правит бал капитал  и рыночные отношения, а государство лишь выступает регулятором и неким судебным арбитром в случае возникновения конфликтов. Правда, в случае социальных потрясений государство быстро снимает с себя маску демократии и сразу же «методом дубинок» начинает защищать установленный порядок, не позволяя части недовольных бунтарей подорвать систему изнутри, либо же и вовсе утилизируя протест , превращая все в фарс и даже новомодный бренд. Вместо Че Гевары реального мы видим майки с его изображением, а марксизм превращается в какую-то чудовищную карикатуру. Интерсекциональный феминизм, мультикультурализм, «поп-марксизм» и прочие новомодные словечки активно заполонили культурное пространство. Постмодернистская культурная парадигма прошлась катком по искусству, сделав его либо примитивным и вульгарно-похабным, либо же абсурдным. Достаточно вспомнить песню «Капитал» группы Ляписа Трубецкого «в левой руке сникерс, в правой руке марс, мой пиар-менеджер Карл Маркс». Ну разве это не абсурд и насмешка над великим мыслителем? Пусть даже это и не осознанно, но все-таки имеет место быть, ведь господствующая культурная парадигма определяет даже музыкальное, художественное и литературное творчество (достаточно вспомнить Generation П с его мешаниной из маркетинга, употреблением веществ для полета сознания, египетских богов, отсутствие четких идейных взглядов у героя). Все служит сейчас тому, чтобы развлекать зрителя и читателя, формируя клиповое мышление, избегая напряженности в восприятии через комиксо-подобные сюжеты и поверхностно мыслящих героев.

Какой же тут выход? Я же писал в предыдущей статье про возможности изменения общества, что выход здесь именно в революции сознания каждого или хотя бы большинства людей. Наблюдается ли сейчас какой-то сдвиг в эту сторону? Определенно, нет! Наоборот, современный культ вещей и мировоззренческий материализм доказывает нам, что нынешний порядок будет сохраняться еще очень долго. Если говорить о тотальном материализме и гедонизме, то им одинаково заражены как высшие слои общества, так и низшие, а уж тем более мнящие себя «креативным классом» и «новыми успешными людьми» современные яппи. Так называемый «средний класс» уже размывается из-за чудовищной погони за «статусами» и видами потребления, когда даже более скромно выглядящий мелкий собственник будет казаться аутсайдером и «неуспешным» в глазах новомодных карьеристов, алчно впивающихся в тепленькое место среднего менеджера крупной компании или в гос.органах. Все более весомую роль играют управленцы и технократически мыслящая бюрократия, в отличии от старой модели с ее простым соотношением «фабрикант-рабочий».  И та часть труда, которая должна по справедливости полагаться производителям в лице рабочих и инженеров, перераспределяется на все более высокие оклады бухгалтерам, управляющим и их помощникам. Также немалая часть капиталов пускается на рекламу, в том числе и продвижение в виртуальном мире. Система очень даже по-хитрому скрывает реальную сущность всего, как бы нивелируя всех под «потребителей», внушая всем равный статус игроков на рынке, где нужно лишь служить своей компании, в которой можно пробиться на самый верх и эту будет наградой за прилежное усердие. При этом для вынужденного участника всех этих социальных игр создается впечатление, что вот после отработанного рабочего времени он яко бы полностью хозяин своего времени и никто ему не указ. Однако, появившееся свободное время заполняется навязчивой рекламой, шопоголизмом, алкоголем, всякими виртуальными развлечениями, новомодной эзотерикой и прочими формами эскапизма, так называемого ухода от тяжелой реальности. Не зря кто-то сказал, что свободу человек проявляет лишь в выборе зависимостей. И хотя я не согласен, так как считаю человека творческим разумным существом со своим суждением, но в реальной жизни почти все мы не спешим делать усилия и что-то изобретать. Современный человек легко поддается соблазну перед «условно бесплатными» (интернет то все равно им оплачивается) разнообразными видами развлечений. А досуг наш  уже забит под завязку в виде готового контента и выработанных площадок для легкого общения с другими участниками этого спектакля, которые также не знают чем себя занять после нудной скучной работы. Технологии лишь служат как бы дальнейшему совершенствованию так называемой «скрытой власти» и разветвленных нитей управления. Вряд ли система станет прибегать к открытому диктату и навязывать жесткий порядок, хотя и это не исключено в будущем. Но с точки зрения прагматичного и безопасного управления много-сложным информационным обществом гораздо удобнее методы мягкого воздействия, как бы «скрытого принуждения» к чему-то. Точнее, даже не принуждения как такового, а именно создания все новых желаний в обладании чем-либо, внушая примитивные идеи и иллюзию выбора одной из них как некого свободного выбора личности. Каждый будет думать, что это его осознанный выбор и он обладает свободой воли, не вникая глубоко в причину и следствие конкретного действия. И вспоминаются слова Меровингена из фильма «Матрица», что выбор лишь иллюзия, рубеж между теми, у кого есть власть и теми, у кого ее нет. Но лично я считаю, что еще не все потеряно и каждый может найти свое истинное «Я», задавленное наслоениями и искусственно подобранными масками этого глобального театра. Стоит лишь раскрыть глаза и понять, что все это наигранный спектакль и можно не участвовать в нем. Или хотя бы, пусть и оставаясь во всей этой игре, не воспринимать ее всерьез и не разрушать свою психику, предавая себя и отрекаясь от совести.


Рецензии
Да, практически все информационные продукты сегодня служат, к сожалению, "золотому тельцу", крупным капиталистам, которые, заботясь о приросте своих капиталов, выхолащивают из нашей жизни ценности, не лежащие в плоскости рыночных отношений. Задача буржуазных магнатов - сформировать глобальное потребительское общество, фальш-культура которого стала бы доминирующей во всем человечестве. И в нарушение тысячелетних табу, на рынок поступает то, что ранее никогда не подлежало продаже и покупке, что считалось святым и регулировалось моралью, совестью. Это этнические, религиозные, родовые, племенные традиции и их вещественные атрибуты, всё, что считалось святым и неприкосновенным.

Люди продают иконы, амулеты. Люди торгуют своим телом. Люди продают свои органы или их заставляют это делать. Если стоит неплохих денег, продают и Родину, беззастенчиво меняя гражданство. Раньше людей узнавали по этнической одежде. Увы. Этническая одежда перестала быть модной, зато в моде - кроссовки и футболки с рожами известных авантюристов. Перестает работать мораль и нравственность. В моду входит халява, болтовня в сетях, выгодная только поставщикам гаджетов и мессенджеров. Предательство близких перестает быть аморальным. Стирается принципиальное отношение к идеалам. Люди тоннами поедают консерванты в продуктах питания, так как натуральные продукты для них дороги. Ну, и конечно, по этой причине их иммунитет катастрофически слабеет, многие становятся бесплодными, слабыми, хилыми, многие теряют признаки гендерности. Стали очень частыми онкологические заболевания, заболевания кровеносных систем, внутренних органов.

И всё это происходит потому, что экономика держится исключительно на деньгах и не регулируется моралью. Однако уже немало примеров, когда все больше людей, люто возненавидев эту дикую рыночную вакханалию, отказываются от смартфонов с их прослушками, манипуляциями и мошенничеством, отказываются от захимиченных продуктов питания и, купив дачу, или участочек, выращивают что-то сами. Причём, такие примеры натурального хозяйствования рождаются не в России, с её огромными территориями, а, например, во Франции.
Люди отказываются от всего фальшивого, что предлагают буржуазные системы. Многие уже выплевывают все эти халявные ценности, которые несут гуглы-муглы, рынки-мынки, базары-мазары, и начинают жить по гуманитарным принципам. Начинают беречь себя и своих детей. Задумываются о том, что покупают.

Потому, что рынок как таковой был честным лишь в годы своего становления, когда продавались только излишки того, что хозяин производил для себя. А для себя он делал добротные и качественные вещи. И когда деньги ещё не были в обиходе. Потом рынок, в погоне за сверхприбылью, извратили. Стали продавать всякую херню, чтобы только обогатиться. А сегодня - это уже и вовсе не рынок, а повсеместные мошенничество, жульничество. Ещё несколько лет назад в России было немыслимым - добавлять в сырокопченые продукты мышьяк и всякие химдобавки. И в молоко ничего не добавляли. И это молоко распродавалось в два-три дня. И даже если на третий день молоко скисалось, оно продавалось по меньшей стоимости как простокваша. Сегодня захимиченные молоко, колбасы, лежат на полках магазинов по полгода и более. И, что интересно, государства никак не препятствуют такому отравлению своих граждан! Не рынок это, а полный дурдом. За такой рынок сажать в тюрьму надо.

Если бы наша партия пришла к власти, мы бы, в первую очередь, запретили бы всякие опасные добавки в продукты питания, и одновременно создали бы систему поддержки натуральной, экологически чистой продукции. И стратифицировали бы торговлю так, чтобы производители и продавцы экологически чистых продуктов вели бы свои дела рентабельно. А качественные натуральные товары были бы доступными для простых граждан. Свежее молоко бы, в частности, имело естественный срок годности - три дня. А не семь, как это принято сегодня. И не полгода.

Уважаемый автор. Отвечая на ваш вопрос в заголовке, скажу так. Да, есть выход. Это возвращение Человека в Человеческий Образ. А общества - в деятельное, но гуманитарное общество. В странах с демократическими конституциями крупным капиталистам во власти делать нечего. Они и без этого богаты. Кроме того, капитализм должен сочетаться с системами социальных гарантий. А прогрессивная система налогообложения должна быть такой, чтобы уважались интересы народа, давшего капиталистам возможность вести дела в его стране, и чтобы капиталистам было выгодно заниматься бизнесом. Должны быть ограничения на качество того, что поступает в торговлю, и ограничения на то, что вообще можно продавать.

Чем больше человечности в товарно-денежных отношениях, тем здоровее общество в целом. В таком обществе растёт число и ответственных капиталистов, осознающих себя частью единого целого. Ведь и среди них тоже – разные люди.
Одни, одержимые алчностью, мечтают так увеличить свои капиталы, чтобы на них можно было купить целое государство или даже несколько государств. И, идя по головам, не считаясь с нравственностью, шагают к этой цели.
А другие посвящают свою жизнь благотворительности. Вот примеры.
Американский бизнесмен Чак Фини — основатель магазинов Duty Free Shoppers — раздал восемь миллиардов долларов на благотворительность, это почти все, что он успел заработать за всю жизнь.
Улав Тун (Olav Thon) — 90-летний норвежский миллиардер. Все свое состояние (около 6 миллиардов долларов, по данным Forbes) он решил потратить на финансирование медицинских исследований.
Не так давно Джеффри Хильдебранд, владелец компания Hilcorp, подарил к Рождекству своим работникам по 100 000 долларов.

Таких примеров можно привести множество.

Заранее   26.07.2021 14:59     Заявить о нарушении