Про плов, бешбармак и манты

Плов я училась варить у подружек в студенчестве в Туркестане, это были 1976-77 годы. Это и сейчас мое любимое блюдо. Я вообще больше готовлю азиатские блюда. Дома, в Чуйской Долине, где я росла, мама нам часто варила бешбармак.

В Туркестане жили мы в общежитии по 3-5 человек в комнате. Готовили еду в общей кухне. Тут можно было увидеть и борщи, и бешбармак, и лагман, и плов. Было интересно наблюдать, какие разные способы приготовления у девчат были. Некоторые нарезали лапшу для бешбармака квадратиками, а некоторые широкими ленточками.

Одна девочка-узбечка при приготовлении плова тушила мясо в котелке с луком и морковкой, затем ложила рис, соль, перец, добавляла воду, доводила до кипения. Но прежде чем закрыть крышку, ложкой сгребала рис в середину котелка горкой. Так что по краям на поверхности кипела вода, а посередине выглядывала горка риса. Так варят плов под крышкой на маленьком огне минут 30.

Лет через 10 я жила в Учкудуке, там тоже часто готовили бешбармак или плов. Однажды водители на работе привезли из своей поездки алюминиевые мантышницы для конторских женщин, после этого мы все стали еще и манты варить. Это тоже особая тема. Когда мы в 1995 году улетали из Ташкента в Германию с ограниченным весом багажа, в одной из сумок у меня была мантышница. Потом меня на всех рождественских встречах с родственниками просили приготовить манты.

Манты лепят каждый по-своему. Некоторые нарезают крупные квадраты, ложат начинку как в пельмени и склеивают уголки квадратов сверху крест накрест. Так они лучше пропариваются в мантышнице, где их на пару на умеренном огне готовят минут 40. Некоторые нарезают тесто по шаблону - ложат пиалу на раскатанное тесто и вырезают круги. Потом так же склеивают края, концами вверх, чтобы сок из мантов не вытекал.

Начинку для мантов делают обычно - лук с фаршем пополам. Если в начинке мало лука, манты получаются сухими и несочными. Еще мы любили делать манты с тыквой. Просто вместо фарша берут натертую тыкву с луком, еще добавляют кусочек сала или сливочного масла для вкуса. Кто-то ест манты со сметаной, кто-то с простоквашей.

Однажды на стройке на сдаточном объекте женщин из Отдела Труда пригласили знакомые монтажники в общежитие, где они временно жили, на плов. После работы мы, нормировщики и табельщица, отправились к ним на ужин.

Кода мы пришли, плов уже варился в большом котле. Компания собралась большая, человек 10. Когда плов сварился, они сняли котелок с огня, тщательно размешали все содержимое и закрыли плов крышкой, оставив "доходить" еще минут 20. Только после этого плов разложили по тарелкам и мы сели к столу ужинать.

Как-то я прочла, что в плове должно использоваться 7 продуктов. Что якабы от начальных букв от назватий этих продуктов и происходит название этого блюда, которое звучит как "Палова".

Итак, кусочки Мяса обжариваем в Масле, добавляем мелко нарезанный Лук, полоской нарезанную Морковку и тушим. В полуготовое мясо добавляем промытый в холодной воде Рис, заливаем Водой, добавляем Соль и другие специи. Доводим до кипения и варим под крышкой минут 30.

Блюдо считается удачным, если рис в нем рассыпчатый, а не вязкий, как в каше. Такой плов можно есть руками, он не будет прилипать к пальцам и выглядит красиво.

В Учкудуке одна соседка по коммуналке говорила, что на ее вкус соотношение мяса, риса и морковки в плове должно быть примерно одинаковым. Но можно и больше мяса ложить. Кто какое любит. Только надо помнить, что на разные сорта мяса надо разное время для готовки. Я люблю готовить из филе индюшки или курицы, оно быстрее готовится.

Дома у свекров я готовила плов в котелке на 4-6 порций. Предварительно я спросила у соседки, сколько мне брать растительного масла для поджарки мяса. Готовила из говядины, которую нам на работе выделяли тогда по талонам. Соседка посоветовала взять полстакана, примерно 100 гр. масла. Позднее, когда я готовила плов из куриных ножек, я стала ложить масла меньше, так как курятина жирнее.

Почти все говорят, что соотношение риса и воды должно быть 1:2. Потому что рис разваривается и его становится вдвое больше. Еще я заметила, если ложить много моркови и лука, они тоже выделяют влагу и ее становится больше чем надо. Поэтому примерно на количество прочей жидкости (масло, влага от овощей), надо уменьшить добавляемую воду.

В Учкудуке мы покупали рис на базаре, такой сорт полукруглый. А иногда длинный. Длинный рис быстрее разваривался.

Сейчас в продаже множество сортов риса. Однажды на празднике родственники готовили разные блюда. Меня, как азиатку попросили сделать плов. Я делала как обычно, но рис мне попался крупный удлиненный, он очень долго варился, воды оказалось поэтому маловато, плов сухой, он мне не понравился.

Поэтому я стала экспериментировать с разными сортами риса и теперь варю с рисом, который у нас называют "молочным", он такой же полукруглый, как был у нас в Учкудуке. Еще такой сорт называют "япаника".

Однажды в местной газете проводили конкурсы на лучший рецепт. По разным категориям блюд. Потом из рецептов читателей составляли книги. Я решила поучаствовать, но тогда как раз была тема "Вегетарианские блюда". И поскольку мое любимое бдюдо - плов, то я написала рецепт плова без мяса. И мой рецепт тоже вошел в книгу, один экземпляр которой я получила в подарок.

* * *

Продолжение - http://proza.ru/2021/07/31/118
Рецепт плова без мяса (вегетарианский)


Рецензии
Очень интересно. Есть ещё персидский плов, он откидной. Одна часть мясо, другой рис. Делал плов из гречки, диетический. Поздравляю, это большая удача опубликовать свой рецепт. Наши азиатские блюда, больше масла, жира, мяса. Чисто овощных мало, много мучных. Мне ещё нравится самсы. Но вот слышал у Карим Махмудова, что была, какая то Юфтаннза. Но про неё никто не слышал у кого я спрашивал в Ташкенте.
С признательностью
Искандар

Заметки Географа   28.07.2021 16:17     Заявить о нарушении
Искандер, спасибо за прочтение. Я в последние годы делаю для разнообразия плов с рисом вперемежку с дробленной перловкой.
Про Юфтаннзу надо спросить стариков из сельской местности или эмигрированных. На чужбине или окраинах старый язык лучше сохраняется. Знаю по себе.
Наш язык (нем.) отличался от европейского. И о некоторых сохранившихся у нас блюдах европейцы и не слышали. Например, в детстве мама нам варила "снежные мячики". Я позже искала рецепт и нашла у таких же, как мы, эмигрантов. Это шарики из взбитых с сахаром белков, сваренные на молочном с желтками киселе. Мы детьми любили такой десерт, он напоминал с виду снежки, плавающие в тарелке с пудингом.

Google иногда выдает на слово Юфтаннза картинки с блюдом Дамлама. Может и ошибочно. А еще таннза - Tannza - это покемон из японского мультика...
С уважением, Нелли.

Нелли Камерер   29.07.2021 03:00   Заявить о нарушении