Софиевка

    Они познакомились на выставке современного искусства. Восхищенным взором художника оглядывал картины, и лицо мужчины озарялось белозубой улыбкой. В какой-то момент она спиной почувствовала долгий взгляд, обернулась и утонула в этом взгляде. Темно-карие большие глаза сияли лучами притягательной силы. Стройный брюнет обладал невероятным обаянием красавца с европейским лоском, правильными, выразительными чертами лица, складной фигурой достаточно высокого роста. Она неприлично долго смотрела на него, стало неловко, и она отвела взгляд. Между тем мужчина заговорил мягким, вкрадчивым голосом, перемешивающимся легким дыханием, опаляющим кожу. Он окончательно очаровал ее. Она была поглощена тем, что и как он говорил. Подумала, человек общителен, прост в обращении, и тем самым умеет располагать к себе людей. Обращался к ней, как будто давно ее знал:                               

-  Вам не кажется, что современное искусство порой достаточно сложно воспринимать?  Работы художника в голограммах и мультимедиа проекциях поражают воображение, вызывают споры. Они могут быть скандальными и провокационными. Но изменяют ли мир?               

    Она не сразу смогла ответить на его вопросы. Для нее эта выставка оказалась неожиданной и, откровенно говоря, не понятной. Отправляться на духовные поиски, раствориться в пространстве зрелищных визуальных практик была не готова. Так и ответила молодому незнакомцу. А он пригласил ее на чашечку кофе.                               

    Она не ожидала, что может возбудить интерес, обратить на себя внимание мужчины, утонченного и элегантного, не сомневающегося в своем превосходстве. Вследствие скромного мнения о себе, она не слишком верила в свою привлекательность, но была польщена мужской заинтересованностью. Мужчина поманил ее к себе пальцем, и она неожиданно для себя согласилась, послушно пошла за ним. Такое поведение ей было не свойственно, но поддаваясь подсознательным чувствам, не смогла отказать себе в желаемом. Сплошной соблазн.

   Оба прониклись друг к другу симпатией, не скрывая своих чувств. Судьбе было угодно, чтобы молодые люди сблизились. Их роман развивался стремительно и романтично. Приветливые слова и нежные объятия вскоре переросли в нечто большее, молодые люди стали близки. Максим превратился в безнадёжного романтика, его неудержимо тянуло к ней. Ирина была поглощена своей безумной страстью к изящному красавцу мужчине. Спустя месяц он переехал в квартиру Ирины, и жили вместе уже полгода. В их жизни переплетено было все — семья и работа, общие дела и друзья. Казалось, они друг друга знали долгое время и очень хорошо.

     Накануне празднования полугодовой совместной жизни Максим пригласил Ирину в удивительную поездку, которая оказалась для нее разительной и необычной, весьма приятной, насыщенной своеобразным колоритом и духом. Софиевский парк - уникальное произведение, вечный сувенир, символ красоты и роскоши города Умань.    
 Софиевка расположена в северной части города, на берегах реки Каменки. Трудно представить, как в этом удивительном уголке на многие века задержалась незапамятная история и непревзойденная атмосфера таинственности со сказочно-мистическим местом преданий и занимательных легенд. По роскоши устройства парк соперничает со знаменитыми европейскими, старинными парками Боболи, Петергоф, Сан-Суси и Версаль.
         
    В косых солнечных лучах белеют две каменные сторожевые башни главного входа в парк, венец которых заимствован из храма древнеримской богини домашнего очага и огня Весты в Тиволи. Современные невесты стараются заманить сюда своих женихов, чтобы Веста благословила входящих. Вы входите в рукотворный чудо-парк и будто попадаете в сказки Шахерезады, основанные, главным образом, на историческом материале, и наличии в них огромных фантастических элементов, созданных измышлениями людей. Площади, поляны и долины, гроты и скалы, фонтаны и водопады, озера и пруды, архитектурные сооружения, павильоны и скульптуры, Английский парк, Елисейские поля и ландшафты Швейцарии – все красоты мира присутствуют здесь.

    Трудно поверить, насколько гармонично, воедино соединены природные камни различных форм и оттенков,скалистые утесы, растения и вода, и все это - творение   рук человеческих.                               

   Каждый камень, грот, ручей и поляна имеет свое название и символическое значение, основывающиеся на мифах и легендах античности. Как на картине великого художника, в изумрудную зелень парка натурально вписываются копии древнегреческих скульптур Париса, Орфея, Амура, Еврипида, бюсты Гомера и Аристотеля. Эффектно смотрится плавающая пара лебедей по центральному озеру. Игриво, резво журчат ручьи и водопады, сопровождаемые забавной, звонкой песней птиц. Красивая и необычная атмосфера мистики, сказки навевает особенное мечтательное настроение. Кажется, вот-вот, в соответствии с веяниями, возникнут романтические звуки Грез Шумана, и на тенистой аллее мелькнут эффектные образы хозяев Софиевки – Станислава и Софии. При сильной энергетике супруги продолжают наслаждаться жизнью, в большом ладу друг с другом.         
    
    Яркой картиной в центре парка предстает живописный Остров Любви, который представляет особый интерес для романтически настроенных гостей.               
Все его элементы символичны и наполнены внутренним смыслом.               
 
   Венецианский мостик настолько раритетный, что ступать по нему можно лишь с благоговением и восторгом. Особого очарования этому месту придает сказочный Розовый павильон в стиле ренессанса. Фантастическую атмосферу добавляют деревья и цветы, растущие там. Они создают невообразимую таинственность и уют. Здесь легко думается и мечтается.

   Прогуливаясь в радостно-приподнятом настроении по тихому острову, скромно укрывшемуся от шума и суеты современного города, Ирина, по-детски фантазируя, пыталась услышать от Максима, как такое дивное место, окруженное со всех сторон водой, сохранилось в веках, и, даря душевное тепло, готово раскрыть свои тайны. Но друг, по всей видимости, был далек от упоений и восторгов Ирины. Что-то неуловимое, уныло-отрешённое было в его лице, хотя Ирина не замечала изменений в его настроении. Она восторгалась каждым цветочком, каждой былинкой, изумительными водопадами и фонтанами. Немалый интерес вызывали у нее старинная архитектура и скульптуры, а 3780 видов деревьев и кустарников, о которых она прочитала в рекламном буклете, ошеломили и потрясли своим количеством и разнообразием.               

 - Полюбуйся, какие краски преподносят нам цветы с одуряющим ароматом - белые, розовые, голубые, желтые, синие - приветливые, ласковые, они пестрят и будто зовут любоваться собой.                               

    До этого времени Максиму не приходило в голову рассматривать лепестки цветов. Внезапно он изумленно воскликнул: «Какой красивый!» Нагнулся, чтобы сорвать ипомею.                               

  – Не смей! – закричала Ирина, это цветок утренней зари. Цветы не говорят, но молча просят сохранить свою красоту и девственность.                               

    От неожиданности друг опешил - такого ему слышать и видеть не приходилось. Максим не узнавал подругу:               

   - Пейзажный стиль парка пробудил в тебе, дорогая, романтические чувства и сентиментальные настроения. Радуюсь, что прониклась окружающей атмосферой, вдыхаешь ее неповторимый аромат и наслаждаешься древним, самобытным духом Софиевки.               

   - Это очень красивое место, да к тому же это мой первый визит сюда. Честно говоря, я немного беспокоилась, но парк стал настоящим приятным сюрпризом для меня. Великолепная природа, отличные позитивные чувства, душа играет.    
      
   Весь день Ирина была смешной и задорной, веселой и забавной, непоседливой девчонкой, по самую макушку заряженной энергией Софиевки, парком романтики, верности, любви, коварства и предательства. Она не переставала до бесконечности болтать обо всем на свете, бегала по дорожкам парка, а вечером смотрела на закат и зажигающиеся звезды.
 
    Вдвоем друзья посетили грот Калипсо, который раньше назывался гротом Льва или графа Станислава Потоцкого. На огромном камне потрогали медную надпись графа: «Кто несчастлив, пусть зайдет и станет счастливым, кто счастлив, пусть станет еще счастливее», трижды обошли вокруг камня, обменялись долгим взглядом, и, согласно преданию, загадали желание в ожидании счастья. У Венеры-купальщицы выпили водицы из источника с радоновой водой, загадали желание не болеть ковидом, а уж если заболеют, Венера поможет избавиться от недуга.

   С помощью «Большого водопада» попытались испытать судьбу. Чтобы исполнилось сокровенное желание, прошли по проходу прямо за его потоками, и обоим казалось, что ни одна капля не задела их тела. Любовная пара, заколдованная магией Софиевки, провела весь ритуал от начала до конца, в надежде получить востребованное счастье.

    Заключительным аккордом стала лодочная прогулка, длиною в четверть километра, из Мертвого озера в Амстердамский шлюз Верхнего озера, по подземной реке Стикс. Нет городского шума, в котором можно различить людские голоса, ропот машин, звон трамвая и тявканье собак, здесь только всплеск воды и божественная тишина. Любовались гротом Венеры - богини любви и красоты, вырубленным в плотине в виде античного храма. Грот украшен мраморной статуей купальщицы, которую покрывает пелена воды. Отсюда открывалась невыразимо красивая панорама Острова Любви с Розовым павильоном.
    
   На пике блаженства Ирина закрывала глаза и перед сомкнутыми веками со страстной любовью видела прекрасный образ возлюбленного. Она была на седьмом небе от счастья. Крепко обнимая, целовала его в обе щеки. Максим шептал ей лестные, нежные слова, целовал ее волосы и шею, она смеялась звонким, чувственным смехом. К вечеру, уставшие и голодные, расположились в уютной беседке со скамейками и столом, пили чай с бутербродами. Зелёные виноградные лозы, обвивавшие беседку, томно покачивались и нежно шелестели за окном.   

   Для обоих это был чудный день, наполненный памятью давно ушедших лет, атмосферой благородной старины, упоительным духом современного комфорта и неподражаемого уюта. Они не могли себе представить ничего прекраснее этого восхитительного уголка земли. Здесь птичий гам был иной, чем в городе, а деревья, кустарники, голубое небо и сочная трава, обдавая окружающую среду особенным, свежим дыханием, казались из иного мира, совершенно иного цвета, густо насыщенного. Посещение Софиевки слилось в единое ощущение тихого восторга.                               
   Ирина наивно полагала, что так будет вечно, что Софиевка прочно вошла в жизнь обоих, укрепила их союз неразрывными узами.               

– Спасибо, - говорила другу Ирина, - за фантастический день, ласковый вечер, нежные слова. И невольно улыбалась от счастья.               
       
   Позже все изменилось как-то неожиданно и сразу. Ирина чувствовала, что что-то пошло не так. Погруженный в собственные мысли, Максим отдалялся от Ирины. Как будто ее присутствие мешало ему. Трудно было понять перемены настроения Максима.  В его характере появились нотки вспыльчивости и заносчивости. Он легко раздражался, нехотя отвечал на ее вопросы, стал малословным и замкнутым. А ведь совсем недавно Максим бывал слишком многословным, сладкоречивым и никогда не скупился на комплименты.                               

   Через несколько дней, ничуть не кривя душой, Максим сказал, что для него их отношения не есть большая любовь, и даже не увлечение. Без смятения и беспокойства сообщил новость. Сделал эффектную паузу, нервно глянул на часы, и, опустив глаза, завершил монолог: можем остаться друзьями. Последние слова проговорил протяжно, и так же без воодушевления. Обнажать свою душу не стал, сказал только: «Благодарю тебя за все». Говорил это в коридоре, не глядя на подругу. Ирина не услышала в его последних словах, как прежде, ни доброты, ни нежности. Неподвижным взглядом смотрела на него, не пыталась что-нибудь сказать, возразить, сделать какое-нибудь движение – до того была ошеломлена. Становилось очень трудно сохранить здравый смысл.               

   Его монолог оказался загадочным, неожиданным и отвратительным. В какой-то момент промелькнула мысль, что этот человек уже не способен нанести ей большей боли. Максим открыл входную дверь, иронически улыбнулся, попрощался одним словом «всего доброго», и, пряча взгляд, исчез. Ирина в оцепенении смотрела ему вслед, не в силах встать и на ключ закрыть дверь.               
      
    Ирине было не до улыбок. В квартире стояла смертельная тишина. Не в силах выдержать обман любимого, Ирина впала в глубокое уныние. В душе царил беспросветный мрак. Сидела без движения, опустив голову, с потухшей сигаретой у рта, до утра не сомкнула глаз. Не плакала ни от боли, ни от досады. Максим творил свою жизнь ярко, громко, а порой и озадачивая. Что греха таить, он в короткий срок легко завоевал сердце Ирины, создал в доме иллюзию счастья, и так же мгновенно опустошил райское блаженство счастливой любви, легко ее покинул, демонстрируя свое пренебрежение к чувствам и боли подруги.                Озадачил женщину, которая плохо понимала, куда все подевалось. Что теперь он может сказать о таких чувствах, как любовь и верность?  Что определяло внутренний мир Максима, его духовность? Почему разбудил в ней чувство грусти, покинутости, одиночества и отчаяния?  И вряд ли готов проникнуться ее чувствами и болью.                               
       
    Правда поднимала непростые вопросы: благодарна ли она за то, что имелось и прошло; отбросила ли мечту о принце и безупречном браке? Ирина была безумно влюблена в Максима, растворившись без остатка в новом любовном мире, океане нежной страсти и плотских наслаждений. Она не вникала в то, каким образом он жил со своей шкалой ценностей, мотивацией своих поступков и жизни, стараясь не впускать в свой внутренний мир никого. Впрочем, Максим никогда не пускался в пространные рассуждения о своем прошлом и потаенных желаниях на будущее. Обмана Ирина не замечала, по-своему чувствовала его любовь и внимание, со дня на день ожидала, что позовет замуж. Эта пропасть между ожиданиями и реальностью провоцировала теперь все ее жизненные разочарования. Имея богатое воображение, Ирина без труда рисовала идеальное будущее, не замечая, что со стороны партнера многое было намеренно скрыто. И когда жизнь не подарила того, что ожидалось, посчитала себя обманутой. Конечно, неприятно смотреть правде в глаза. Как ни старалась, но не случилось зажечь в сердце Максима особые чувства. А его нежные речи, ее сладостные надежды принесли лишь горькое разочарование. На свете, очевидно, не существует принца, который всю жизнь готов спасать от одиночества, тревоги и неуверенности в себе.               
         
   Обмануло поверье, будто молодые люди, побывавшие на острове, обязательно должны вскоре пожениться. И загаданные там желания не сбудутся. Ирина чувствовала, что погружается в темный, глубокий и бездонный колодец, без надежды удачно выбраться оттуда. Никакого просвета, без единой надежды, что когда-нибудь на дне появится солнечный луч. Думала, не понимая, какими путями прошли его мысли. Был ли он погружен в прошлое или смотрел на то, что его ожидает? На что уходят физические и умственные силы лиц, подобных Максиму, каким образом вырабывается настойчивость, изворотливость, умение находить мотивацию предательства своих подруг и друзей. Интересно, как он представлял сказанное им ощущение Ирины? Приняла внезапное охлаждение с радостью? Некоторое время после случившегося Ирина с надеждой продолжала мечтать о том, не вернутся ли налаженный быт и чистые отношения, когда вместе встречали рассвет и к ночи засыпали в объятиях друг друга. Ирина давно для себя выдумала идеал любимого мужчины, и, по-своему, понимала его решения и планы.               

   Теперь Ирина живет в надежде, что время все исцелит. Наступает новое начало жизни без тревог и обмана.                     

   Пурпурные розы по-прежнему прекрасны, как и в тот день, когда Максим их подарил. Они отлично сохранили тонкий аромат. Ирина любуется ими, одиноко сидя в своей квартире. Розы возвращают память к прошлому, чудесному вечеру и ночи, вызывая лишь печаль. Ирина с особым теплом вспоминает Софиевку, таинственную и необычную.
 
   Позже, долгое время подсознание Ирины помнило, испытывало некий дискомфорт, когда в памяти всплывали события и потрясения, и два образа, как два противоположных полюса - Максим и Софиевка. Подсознательный дискомфорт неизбежно сформировался в осознание истины: Максим -  тоска и тьма, Софиевка –радость и свет.   
        Когда разум начал проясняться, Ирина задумалась, почему перед расставанием Максим выбрал именно посещение Софиевки. Вспомнилась история создания Софиевки. Везучий граф Станислав Потоцкий в свое время был поражен стрелой Купидона, и, выражая любовь красавице Софии, решил по желанию супруги создать это удивительное место. Жена подсказала идею парка в стиле романтизма, с использованием греческой и римской мифологии. Пять лет работы, 15 миллионов злотых и земной рай, размером 179,2 га., был преподнесен Софии ко дню ее рождения.               

    Может, Максим, считала Ирина, действовал по принципу Александра Грина: «Когда душа таит зерно пламенного растения – чуда, сделай человеку это чудо, если ты в состоянии. Новая душа будет у него, и новая у тебя». И еще пришла такая мысль.  Максим пожелал подарить поездку в Софиевку по случаю 220 годовщины с момента основания дендропарка. Он помнил эту дату, и идея посетить фантастический парк перед расставанием была уместна. 

   Однако, выводы Ирины были во многом сомнительными, правда оказалась иной.
   
    Занимая видное положение в дирекции творческого Союза работников культуры, Максим принимал активное участие в республиканских конференциях, выставках, организовывал творческую работу, занимательные поездки по регионам и за рубеж. Естественно, такой сотрудник всегда окружен красивыми девушками. Он пользовался большим успехом у женщин, жаждущих непременно сделаться желанной спутницей жизни, музой для красавчика. В поисках новых ощущений и приключений Максим умудрялся менять женщин, следуя за любовью или за интригой и куражом. Любитель плотских наслаждений не умел, да и не желал скрывать свою слабость к прекрасной половине человечества. За Максимом закрепилась слава ловеласа и сердцееда.               

    Балансируя между супружеской неверностью и привязанностью, Максим относился к Ирине, как к очередному развлечению, и как обычно относился к бывшим пассиям. Он никогда не любил ее, только проводил с ней время. Для Максима Ирина оказалась всего лишь игрушкой, от которой пришло время избавиться. Режиссер своего романа, теша тщеславие, иначе не мог прекратить амуры без яркого фейерверка и обильных сюрпризов Софиевки, с ее пространственной детализацией, мистической и душевной составляющей. Как творческий персонаж построения отношений с женщиной, Максим решил окунуться в романтику отношений в фантастическом месте, с завершением потрясающего интима и интриги.
      
    Намного позже Ирина узнает, что из длительной, годичной, аспирантской стажировки вернулась Альбина, жена Максима.


Рецензии
Выскажу предположение, что поведение ловеласа было связано прошлой жизнью героини рассказа, где она точно-так подло поступила. Теперь она испытывает то, что тогда испытывал партнёр. Такое очень часто встречается в моей практике кармического психолога.

Владимир Ком   07.03.2023 22:15     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.