Бегство в болезнь. На иной уровень?

Тема «бегства в болезнь» в психологии и психиатрии известна и разработана давно. И не просто про «вторичные выгоды», например, по известной даже в непрофессиональной среде формуле - «Ну что с больного взять? А я больной – вы же видите!». Привлечения к себе внимания, как в детстве, когда можно не только не пойти в школу, а ещё и получить кучу заботы, да ещё и чего-нибудь особенно вкусненького. Думаю всё это и иное подобное многим знакомо.

А вот что такое психическая болезнь? Нет, не та, что возникла, к примеру, в силу физической травмы мозга или генетических нарушений. А иная, во многом, похоже, добровольная, с эгоцентрическими реакциями на происходящее. При этом не игра в болезнь (как в детстве), а именно болезнь.

Зачастую она похожа на алкоголизм или наркоманию. То есть это тот случай, когда в такой болезни есть момент удовольствия, а выздоровление возможно только при желании самого больного. А если он не хочет? Почему?

Самое простое это предположить, что такому больному, как говорится, ума не хватает или силы воли. Но вот странность, при всем при этом ума вполне хватает на то, чтобы «не есть камни» (Э.Ложкин), то есть тщательно оберегать свои интересы, связанные, например, с едой, любимыми развлечениями, желанием быть в центре внимания, да ещё и по мере возможности всех и всё контролировать. ЧТО это тогда?

Похоже тоже «бегство», но бегство иного порядка, а точнее уровня.

Кто-то из мудрых людей, по моему Антонио Менегетти, сказал, что любая болезнь, в том числе психическая, это форма самозащиты души от разрушения. То есть, если человека избавить от болезни против его воли, то душа, в нашем случае психика, погибнет. Вначале такое утверждение звучит странно, а если вдуматься?

На самом деле, похоже, всё так и есть. Если понимать под душой не отвлеченную абстракцию, а своего рода ядро психики человека, определяющего его «Я», отличие от других, то появляется возможность понять, почему ЭТА душа защищается ТАКИМ образом.

И это уже не просто из-за «инфантилизма», это душа «взрослая», но она имеет свою, не вписывающуюся в систему гармоничных отношений «архитектуру» (о принципах отношений уже был разговор однажды – «О тайне смысла Жизни» http://proza.ru/2015/02/03/1698 - в разделе "О мистической роли знаков").


Главный её признак, а заодно и качество, заключается в том, что такая душа не обладает качеством внутренней самодостаточности – ей жизненно необходима внешняя энергетическая подпитка. Образно говоря, это своего рода тип вампирического существа в прямом, почти биологическом смысле этого определения (мы же не можем отрицать существование в природе особого класса «кровососущих» - от насекомых до летучих мышей, они и есть природные вампиры).

Кто-то скажет – но они же кровь сосут! Верно, кровь. Но дело в том, что кровь это замечательный вид энергии, которая на самом деле есть лишь предыдущая ступень чистой, то есть психической энергии.

А при чем здесь тогда болезнь, если «природа» такая? В том-то и дело, что природа человека она НЕ такая, она особенная, требующая постоянной заботы и работы над собой. И инфантилизмом здесь не прикроешься, здесь проблема иного порядка, а точнее уровня.

Зачем она явлена в мир и кому достается – это разговор отдельный… 


Рецензии