Иглы. Часть 3. Без деда

      Соавтор - Игорь Струйский - http://proza.ru/avtor/moykotenoktim


      Среди ночи мама с отцом молча и быстро переоделись в чёрное, схватили большую сумку, накидали туда каких-то вещей и потащили меня, голодного и полусонного, на вокзал.
      Билетов до дедушкиной деревни в кассе не было, но проводница сжалилась и пустила нас в служебное купе. Она рассадила всех на нижнюю полку, сунула в угол подушку, поставила на стол железную плошку с горячим борщом и стакан сладкого чая. Папа где-то раздобыл яичницу, бутерброды и печенье.
      Мама от всего отказалась, зато я без разбора ел и ел, только бы не думать о плохом. А поезд ехал и ехал, безучастно постукивая железными колёсами.

      Неизвестность не зря казалась мне жуткой. В любимый дом мы прибыли затемно, распахнули незапертые двери и впустили внутрь комаров, ночную прохладу и собственные страхи. Прямо в одежде тесно устроились на небольшом диване, лежали смирно, но не уснули.
      Я ухватился за маму, она легонько целовала мою вихрастую макушку и жалась под горячий бок папы, пропахший пылью и потом. Про свой проколотый пальчик даже не вспоминала, а ведь он наверняка болел.
      Папа молчаливо нервничал и часто выходил в сени курить. Ни по голове, ни по руке он маму больше не гладил. А я так и не осмелился жалеючи притронуться к ее повязке.

      Неожиданно у меня самого появилась невидимая рана: что-то кололо и вроде бы кровоточило глубоко в груди. Я маялся от испуга и не знал, чем лечиться. Может, клубникой? В деревне мой день всегда начинался со стакана спелой ягоды. Пока я просыпался и умывался, дедушка собирал её по росе, выкладывал на стол и говорил, что помогает от всех хворей. Ко мне, и правда, болезни не липли.

      Теперь мы завтракали без десерта. Папа с мамой вели речь только о похоронах и не замечали ни меня, ни того, что лежит в тарелках. Я тоже потерял аппетит. Пасмурное утро не сулило ничего хорошего.

      Едва рассвело, во дворе собрались знакомые и незнакомые люди, все тихие, хмурые, утомлённые. Женщины были в чёрных платках и таких же мрачных платьях. Неброская одежда мужчин не запомнилась, потому что я разглядывал их опухшие лица с заплывшими глазами и вспоминал, кем мне приходятся эти дяди. Боялся когда-нибудь стать на них похожим.

      Воздух густо пропах водкой, прелыми грушами, крепким табаком и странной кислятиной. Ковши и кружки с водой то и дело попадались на глаза, а между ними мелькали стопки, ломтики солёных огурцов и тонкие кусочки ржаного хлеба.
      За упокой пили на ходу, вместо тостов все вспоминали, что Яков Лукич был мировым мужиком, и негромко желали ему пуховой земли и царствия небесного. Вот, значит, куда попадёт дед! Но лучше бы он остался со мной.

      Я прощался с дорогим человеком в большой комнате, не совсем понимая, что эта разлука – навсегда. Гроб тревожно-красного цвета стоял довольно низко на двух табуретках, с обеих сторон тянулись длинные скамеечки. На них по очереди усаживались родственники, заунывно плакали и причитали: «Зачем же ты нас покинул, Яша родимый?».

      Когда всхлипы утихли, кто-то освободил место с краю, и я, окоченев от неожиданности, оказался рядом с покойником. Врали пацаны, что все они страшные. Дед был красивым! Худым, бледным, остроносым, аккуратно причёсанным и гладко выбритым. Одним словом, помолодевшим.
      Он лежал на белой простынке посреди красного бархата как живой, только очень уставший. Нарядился, будто на торжество, в свой лучший костюм, светлую рубашку и новенькие блестящие туфли. Странно, что про галстук забыл.
Казалось, сейчас откроет глаза, разомкнёт сжатые губы, раскинет сложенные на груди руки, поднимется и шагнёт с удивлением нам навстречу.
      Я так ждал чуда! А в придачу к нему - полный стакан алой клубники. Однако не случилось ни того, ни другого.

      На кладбище мы шли под дождём. Он бил наши лица упругими струями, затекал за воротники плащей, ноги противно увязали в дорожной грязи, скользили, но никто не ругался. Не только люди, но и природа рыдала о дедушке.
      Я плохо соображал и плёлся за мамой, как пристёгнутый. Отец всё время сжимал мой локоть и приговаривал: «Поплачь, сынок, легче будет». Взвыть бы! Однако слова и слёзы застряли внутри. 

      Возле могилы все снова окружили дедушку. Мама странно-спокойно поцеловала своего папку в лоб и что-то ему нашептала. Может, просто пожелала добрых снов.
      Когда начали прибивать крышку гроба, она потеряла сознание и упала прямо на кучу мокрой земли. Папа поднял её на руки, словно больного ребёнка, и быстро куда-то унёс.
      Вот тут я, оставленный возле страшной ямы без пригляда, дико разревелся. Подумал, что и мама умерла. А вдруг её сейчас закопают вместе с дедушкой?

      Я пришёл в себя только в автобусе. Папа держал меня на коленях, поил холодной водичкой и заверял, что всё хорошо. Рядом сидела живая, но безучастная мама. А дедушка уже улетел на небеса.
      Выглянув в окошко, вместо сизых туч я приметил светлые пушистые облака и решил, что именно оттуда он за нами наблюдает. Потому всю обратную дорогу помахивал ладошкой и шептал: «Я люблю тебя, деда!». 

      Домой мы ехали без гостинцев, измученно-опустошённые. Колёса поезда снова выстукивали равнодушную мелодию. Ничего, кроме неё, в моей голове не было.
      Папа издёргался и раз за разом бегал в вагон-ресторан. Излишне хлебнув водочки, он увидел в тамбуре призрак дедушки и чуть не сошёл с ума – кричал «прости!», бился головой о стену и бесконечно сокрушался: «Ну как же так?».

      Мама трясла отца, схватив за грудки, затем успокаивающе обнимала за плечи и говорила, что надо закусить и поспать. Мы вдвоём раздели его, уложили на нижнюю полку и присели напротив. Я блаженно принял свою порцию ласки и тоже задремал.
      А когда проснулся, на столе стоял полный стакан спелой клубники. Мама сказала, что это привет от дедушки. Я долго гадал, как он мне его передал, и сквозь набежавшие слёзы разглядывал крупные упругие ягоды, словно диковинку. Потом по привычке смаковал каждую, но желанной сладости не чувствовал...


      Иллюстрация из сети Интернет.

      Огромное спасибо благодарным читателям! 


Рецензии
Добрый день, дорогая Марина! Пишете так, что оторваться невозможно. С первых строк рассказа читатель погружается с головой в описанные Вами события и начинает чувствовать себя сопричастным к ним. От души желаю дальнейших успехов в жизни и творчестве. С уважением

Светлана Юшко   09.03.2024 11:14     Заявить о нарушении
Светлана, спасибо! Длительное пребывание на "Прозе" мне однозначно на пользу.
Здесь много талантливых авторов, у которых есть чему поучиться. Вот и стараюсь! )
С теплом,

Марина Клименченко   09.03.2024 15:36   Заявить о нарушении
На это произведение написано 100 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.