Блок. Угар. Прочтение
Угар
Заплетаем, расплетаем
Нити дьявольской Судьбы,
Звуки ангельской трубы.
Будем счастьем, будем раем,
Только знайте: вы – рабы.
Мы ребенку кудри чешем,
Песни длинные поем,
Поиграем и потешим –
Будет маленьким царем,
Царь повырастет потом...
Вот ребенок засыпает
На груди твоей, сестра...
Слышишь, он во сне вздыхает, –
Видит красный свет костра:
На костер идти пора!
Положи венок багряный
Из удушливых углей
В завитки его кудрей:
Пусть он грезит в час румяный,
Что на нем – венец царей...
Пойте стройную стихиру:
Царь отходит почивать!
Песня носится по миру –
Будут ангелы вздыхать,
Над костром, кружа, рыдать,
Тихо в сонной колыбели
Успокоился царек.
Девы-сестры улетели –
Сизый стелется дымок,
Рдеет красный уголек.
Октябрь 1906
«Угар» – отравление угарным газом, в предпоследних стадиях сопровождающееся тяжёлыми – угарными – галлюцинациями.
– Сизый стелется дымок // Рдеет красный уголек – Сизый дымок над рдеющими угольками – типичная картина угара. Закрой печную заслонку, дымок поползёт в комнату – и получай…
Происходящее в стихотворении более понятно в первоначальном тексте.
А.А. Блок. «Полное собрание сочинений и писем в двадцати томах». «Другие редакции и варианты»:
…Вот малютка засыпает
У груди твоей, сестра.
Начинается игра!
Видишь, он во сне вздыхает
Видит красный свет костра,
На костер взойти пора!
Положи венок багряный
Из удушливых углей
В завитки его кудрей.
Пусть он грезит в час румяный
Что на нем венец царей.
Утро близится! Скорей
Пойте стройную стихиру
Царь отходит почивать,
Царь отходит умирать.
Песни носятся по миру,
Будут Ангелы вздыхать,
Над костром его рыдать.
Тихо, в сонной колыбели
Успокоился царек,
Занимается денек.
Девы-сестры улетали
Сизый тянется дымок,
Рдеет красный уголек.
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
– Заплетаем, расплетаем // Нити дьявольской Судьбы – дословно повторяет строку из стих. «Все бежит, мы пребываем ...» (1904): "Заплетаем, расплетаем// Белых ландышей венцы". В обоих стихотворениях …обыгрываются образцы парок – богинь судьбы в римской мифологии (в греческой мифологии – мойры), трех сестер, прядущих и обрезающих нить человеческой жизни.
[В стихотворении «Все бежит, мы пребываем ...» забавницы, которые балуются с кудрями «царька» расписаны подробнее:
«Всё бежит, мы пребываем,
Вервий ночи вьем концы,
Заплетаем, расплетаем
Белых ландышей венцы.
Всё кружится, круторогий
Месяц щурится вверху.
Мы, расчислив все дороги,
Утром верим петуху.
Вот – из кельи Вечной Пряхи
Нити кажут солнцу путь…
Сентябрь 1904» ]
– Пойте стройную стихиру ... – Стихира (греч.-- многостишие) – церковное песнопение, состоящее из многих стихов, написанных одним размером и большей частью предваряемых стихами из Библии.
Мотив добровольного самосожжения юного царя сближает стихотворение с "солнечным циклом" Вяч. Иванова: "дионисийская" поэтическая мифология, воплощенная в "солнечных" стихотворениях Иванова 1906 г. (объединенных позднее в разделе "Солнце-сердце" его книги "Cor ardeпs" – ч. 1. М., 1911), объединяет мифопоэтические представления о сгорающем царе (солнце) с христианскими мотивами добровольной гибели, жертвенности, символизируемыми сгоранием на костре (символ распятия).
»
Читая весь этот ужас, следует помнить, что нечто подобное Блок в 901 году, очевидно, предопределял и для себя; ведь в своё Мистическое лето он искал в окрестностях Шахматово место свершения, вдохновляющим его образом, показывающим, доказывающим – небывалое возможно! – был, если не царь, то вождь евреев – Моисей; а ключевым знаком, символом была горящая – как закаты! – купина.
Я полагаю, что он даже оставил описание того, что (не) случится, которое явилось ему в одну из ночей ранней юности – царёк был ещё такой маленький! – «в час, когда уже не было сил»:
«…И давно всё знаю наперед:
Будет день, и распахнутся двери,
Вереница белая пройдет.
Будут страшны, будут несказанны
Неземные маски лиц…
Буду я взывать к Тебе: «Осанна!»
Сумасшедший, распростертый ниц.
И тогда, поднявшись выше тлена,
Ты откроешь Лучезарный Лик.
И, свободный от земного плена,
Я пролью всю жизнь в последний крик.
29 октября 1902»
Но случилось другое: «ты тайну мою отняла», зато «связала нас тайна и ночь», потому что он «слаб и смириться готов», потому что ныне «ты мне сестра, и невеста, и дочь», а не «Дева, Заря, Купина». Так что, теперь и он в толпе тех, к кому обращаются крылатые баловницы: «Только знайте: вы – рабы».
Свидетельство о публикации №221073100545