Тукдам сотрудничество ученых РФ и США

Это статья из проекта 3. Коротко обо всех проектах – в резюме на моей странице на proza.ru, о каждом - в Предисловии к нему.


В этой заметке я продолжаю наблюдать за научными исследованиями тукдама, феномена тибетского буддизма («тук-дам» по-тибетски «святой ум»); предыдущие статьи "Кто мы?", «Граница публичности?», «Тибетология и буддология на стыке науки и религий», «К научному определению тукдама», «К физике тукдама». Это один из четырех таких проектов на стыке науки и религий, помимо «мироточений», "чудес Солнца" и проекта А. Уоллеса. Исходным вопросом для гипотезы продолжающегося палеоконтакта в проекте «мироточение» является «почему именно оливковое масло?», в «чудесах Солнца» - кто «играет" с ним; в проектах тукдама и А. Уоллеса – стык науки и тибетского буддизма – источник знания, откуда они это знают. Понятно, что у религиозных традиций есть ответы на эти вопросы и также понятно, что меня они не устраивают, мне симпатичнее гипотеза продолжающегося палеоконтакта.


Его Святейшество Далай Лама XIV (далее ЕСДЛ), более 30 лет ежегодно встречающийся с западными учеными (см. mindandlife.org), около 10 лет назад предложил им изучать тукдам, в частности, Р. Дэвидсону (США, университет Висконсин-Мэдисон, centerhealthyminds.org), с которым он знаком с 90-х. 


Тукдам - это так называемое состояние посмертной медитации, когда после смерти адепта в состоянии медитации его тело не разлагается в течение длительного времени. Его аналоги хорошо известны в разных религиозных традициях, иногда, скажем, христиан, тела которых стали нетленными после смерти при обязательном выполнении еще некоторых необходимых условий, считают святыми.


Когда стало известно, что пару лет назад после встречи с ЕСДЛ к изучению этого феномена в тибетском буддизме подключились российские ученые (академики РАН С.В. Медведев и К.В. Анохин и др.), то вопрос о том, почему Ричард Дэвидсон, ведущий специалист по изучению медитации в мире, с коллегами до сих пор молчит, не опубликовал ни одной статьи с результатами исследований тукдама в рецензируемом научном журнале, стал еще «горячее».


В начале этого года на него пришел ответ: большая группа авторов во главе с Р. Дэвидсоном опубликовала в “Frontiers in Psychology” (28 января 2021 г.) статью о своих первых результатах по изучению тукдама, чем они занимались с 2013 г. Это совместный проект центра Р. Дэвидсона (университет Висконсин-Мэдисон, США), института тибетской астрологии и медицины (Дарамсала, Индия), больницы Делек (Дарамсала, Индия)  и офиса ЕСДЛ (Дарамсала, Индия), который финансируют спонсоры центра Р. Дэвидсона. В этой статье они сообщили ровно то, о чем в октябре-ноябре прошлого года С.В. Медведев докладывал на двух российских конференциях. Обе группы предполагали, что нетленность тела в действительности обеспечивается некоторой минимальной активностью головного мозга, т.е. фактически они не верили в то, что находящийся в тукдаме человек мертв в современном смысле этого слова. Обе группы признали, что эта гипотеза не подтвердилась, как говорил С.В. Медведев, «все показатели на изолинии». Об этом же говорит прямо само название статьи Р. Дэвидсона с коллегами “No Detectable Electroencephalographic Activity After Clinical Declaration of Death Among Tibetan Buddhist Meditators in Apparent Tukdam, a Putative Postmortem Meditation State”. В то же время отмечается, что ЭЭГ может не улавливать очень слабые сигналы от ствола мозга.


Таким образом, две независимые группы признали, что с научной точки зрения, т.е. с точностью использованных методов, человек мертв, но тем не менее труп не разлагается.


Раньше я приводил мнение Е. Кокуриной, координатора проекта С.В. Медведева, его жены и известной научной журналистки, о том, что эта работа на Нобелевскую премию. Пару лет назад С.В. Медведев, прекрасно знавший о предложении ЕСДЛ западным ученым заняться изучением тукдама, встречался с Р. Дэвидсоном и они договорились изучать его вместе. Хотя у тибетских буддистов есть техники реализации тукдама, но таких людей, как нетрудно догадаться, не так много.  Как пишут в статье Р. Дэвидсон с коллегами о тукдаме, «тибетские буддисты верят, что это состояние позволяет человеку достичь духовного освобождения, переживая фундаментальную природу ума, которая, как говорят, особенно доступна во время смерти, когда считается, что ум больше не регистрирует сенсорные впечатления и не занят концептуальной активностью. Считается, что у всех людей есть такая возможность, поскольку она возникает естественным образом в процессе умирания, но только продвинутые медитирующие способны воспринять и использовать этот опыт для духовной реализации».


Офис ЕСДЛ разослал письма в 28 мужских и женских монастырей тибетского буддизма в Индии и в период 2013-2018 гг. ученым удалось найти 13 монахов, находившихся в тукдаме, и 14 монахов, готовящихся к его реализации. «Умершие испытуемые были зачислены в исследование с согласия старшего члена семьи или ученика. Всем участникам (или их заместителям) за участие был выдан эквивалент 25 долларов в индийских рупиях. Эта сумма была определена как культурно приемлемое предложение без стимулирования участия» (см. статью Р. Дэвидсона с коллегами).


Для сравнения С.В. Медведев начал проект по исследованию тукдама в 2018 г., он заключил договора с 9-ю монастырями тибетского буддизма и открыл две лаборатории на территории монастырей: «Формально Далай-лама приказать не может, но буквально на всех внутренних собраниях он говорил: «Надо помочь нашим русским друзьям — это крайне важно и для науки, и для буддизма». В результате нам предложили организовать совместные психофизиологические лаборатории в двух крупных монастырских конгломератах в штате Карнатака. Мы привезли оборудование, которое там и останется. Торжественное открытие состоялось в 2019 году — присутствовали все настоятели монастырей юга Индии. Местная пресса назвала событие историческим: впервые за все время существования буддизма была создана научная лаборатория прямо в монастыре» (Harvard Business Review, Россия, интервью 10.06.21 с С.В. Медведевым «Медитация меняет работу мозга»). Важнейшим моментом в организации проекта было обучение монахов-исследователей, о чем я писал раньше, в России этим занимались академик К.В. Анохин и д.б.н., профессор МГУ им. М.В. Ломоносова А.Я. Каплан.


С.В. Медведев о поиске монахов, находящихся в состоянии тукдам: «Нам удалось исследовать 10 подобных случаев — это довольно много. Дело в том, что после наступления состояния тукдам может пройти много времени, прежде чем о нем дойдет информация. Поэтому мы использовали технологию Шерлока Холмса. Помните, как ему помогали молодые сорванцы и все для него разнюхивали? У нас тоже были помощники, которые собирали сведения, поэтому мы узнавали о появлении нового случая чуть ли не раньше всех остальных» (там же). Он же группе практиков, готовящихся к реализации тукдама: «Хотел бы отметить, что проект ни в коей мере не затрагивает буддийскую религию и философию, это исключительно физиологическое исследование. Мы используем только научные методы: снимаем ЭЭГ, замеряем температуру тела, уровень кислорода в крови. На сегодняшний день мы обследовали около 120 медитирующих практиков. Думаю, что наша выборка, участвующая в одном эксперименте, самая большая в мире» (там же).


Впечатления С.В. Медведева от человека, находящегося в тукдаме: «Я слышал об этом явлении и раньше, но, честно говоря, не верил, пока не столкнулся сам. Могу поделиться личными ощущениями. Когда вы подходите к мертвому телу, возникает обычно чувство отторжения, что-то вроде брезгливости. Это происходит у всех, за исключением, пожалуй, патологоанатомов. А тут я вхожу в комнату человека, который умер 5 дней назад, но ничего подобного не ощущаю. Кажется, что перед тобой живой человек, просто он спит. Рука у него холодная, но кожа упругая, мышцы не скованы. Мы провели в помещении часа два или больше и не испытывали ни малейшего неудобства. Одного монаха мы обследовали день за днем в течение 37 дней после его смерти, и никакого запаха не было.» После того, как практик выходит из тукдама, тело разлагается очень быстро, «практически мгновенно, или высыхает – происходит своего рода мумификация» (там же). Б. Керзин, личный врач ЕСДЛ, американский монах тибетского буддизма, ухаживавший за монахами, пребывавшими в тукдаме, утверждает, что иногда после 18 дней тукдам переходит в радужное тело.


Дальнейшие планы исследований у обеих групп по сути совпадают. После отказа от гипотезы остаточной активности мозга, как причины нетленности тела, была предложена другая гипотеза. С.В. Медведев: «Возможно, под влиянием медитации в организме монаха что-то происходит до или в момент умирания, выделяются какие-то вещества, которые предохраняют клетки от разложения. Это предстоит проверить в ближайшем будущем» (его интервью HBR). Р. Дэвидсон и коллеги: «мы считаем, что—в дополнение к образу жизни, медицинской истории и истории практики—сбор крови, слюны и тканей для изучения других потенциальных механизмов является ключевым. Когда такие жидкости и ткани станут доступны, можно будет изучить крупномасштабную метаболомику и массивы эпигенов» (см. статью). Заметим, что Р. Дэвидсон с коллегами надеятся лучше лам понять тукдам: «Большее число практикующих предоставит нам столь необходимые контрольные данные и заложит основу для получения посмертных данных. Такие данные позволят нам изучить возможные предикторы входа в тукдам, что ускользало от практикующих на протяжении веков».


Российские ученые начали исследования тукдама на несколько лет позже, чем западные. Как видно из первых результатов двух групп нужных им святых не так много: Дэвидсон с коллегами за 5 лет нашли 13 человек, а позже Медведев с коллегами за 2 года – 10. Планы у них примерно одинаковые, как они будут «делить» святых дальше?


С.В. Медведев в интервью Harvard Business Review - Россия: «В исследовании посмертной медитации мы сейчас работаем совместно с доктором Ричардом Дэвидсоном из Висконсинского университета в Мэдисоне, Институтом тибетской медицины Мен Тсе Кханг, а также монастырскими клиниками. Благодаря тому, что мы подготовили монахов-исследователей, работа не прервалась и продолжается во время пандемии. Я не думаю, что проект будет завершен в том смысле, какой вкладывают в это понятие наши научные структуры. Когда ученый подает заявку на грант, он должен указать, какие получит результаты и когда. Но если инженер может построить машину с заданными характеристиками в указанный срок, то ученый зачастую не знает, что именно он получит, будет ли результат завтра или через десять лет. Так что прогнозы делать бессмысленно. Мы прокладываем путь по абсолютной целине, и это гораздо интереснее, чем копаться в уже изученных темах».


Будем надеяться на сотрудничество академика РАН С.В. Медведева с коллегами и Р. Дэвидсона с коллегами, а не на конкуренцию.


Статья из сборника проекта 3.


Рецензии
В качестве автокомментария.

Время жизни проекта не в последнюю очередь зависит от его организационной формы.

Раз в месяц или два я заглядываю на сайт центра Р. Дэвидсона, известного американского нейробиолога, с 1990 г. сотрудничающего с Его Святейшеством Далай Ламой XIV,с 2008 г. изучающего тукдам, одного из крупнейших специалистов в мире по исследованиям влияния буддийских медитаций на человека. Сегодня обнаружился новый термин, более определенно описывающий сотрудничество группы академика РАН С.В. Медведева по исследованию тукдама и группы Р. Дэвидсона: Joint Tukdam Study. Что это такое юридически и чисто технически, не понятно, но этот термин явно отражает более тесное сотрудничество двух групп, чем раньше, т.к. под его сенью на сайте центра Дэвидсона появились краткие био С.В. Медведева, Е. Кокуриной, еще двух научных сотрудников и двух тибетских монахов из российской группы.

Эта организационная структура очень хорошо видна в био Е. Кокуриной, которая недавно опубликовала книгу «Тибетские закаты» о российских исследованиях тукдама (см. мою статью «В Зазеркалье к просветленным» в сборнике 3). В этом био Joint Tukdam Study – это Совместное Исследование Тукдама, СНМ - центр Дэвидсона.

«Доктор Елена Кокурина является российским координатором Совместного Исследования Тукдама, совместного исследовательского проекта с CHM, Российской Академией наук, больницей Делек, Тибетским медицинским институтом Мен-Ци-Кханг и сетью тибетских буддийских монастырей по всей Индии, которым руководит Его Святейшество Далай-лама. Она также является координатором программы российских исследовательских центров в тибетских буддийских монастырях в Индии. Она является директором учебной программы для монахов-исследователей по “Срединному подходу в нейронауке”, которая поддерживает методологии обучения для различных научных исследований. Она также является генеральным директором Фонда поддержки исследований мозга им. Н.П. Бехтеревой. Особой сферой ее интересов является организация международных междисциплинарных научных проектов».

Александр Кукаров   24.06.2023 08:12     Заявить о нарушении